С начала войны H&M выделила около $12 млн на поддержку украинцев. «Мы постоянно оцениваем, какие дальнейшие действия можем предпринять для поддержки Украины», – говорит руководитель коммуникаций H&M Ukraine Вероника Притыковская. С ноября 2023 года H&M Group постепенно планирует возобновлять работу магазинов в Киеве и Львове. Почему ритейлер решил вернуться в Украину именно сейчас и с какими проблемами столкнулся?
Ровно через полтора года после начала полномасштабного вторжения, в День Независимости Украины, шведская H&M Group объявила о возвращении в Украину в ноябре. Магазины ритейлера, по данным издания NV, должны быть восстановлены в шести ТРЦ – Retroville, Lavina Mall, Respublika Park, Dream Town и River Mall в Киеве и Victoria Gardens во Львове. Одесский и харьковский магазины сеть планирует открыть позже. Речь не идет в сообщении СМИ и об открытии в столичном ТРЦ SkyMall. В H&M объяснили Forbes, что этот перечень магазинов не является окончательным. Еще работаем над графиком открытий, – отметили в пресс-службе ритейлера.
«Мы разработали расширенные протоколы безопасности и прислушаемся к советам органов власти и экспертов по безопасности», – объясняет руководитель коммуникаций H&M Притыковская.
Но почему ритейлер так долго сомневался в возобновлении работы?
H&M: длительный путь к возвращению
H&M планировала открыться еще в конце 2022 года, но тогда начались массированные обстрелы и ритейлер взял паузу, сообщает председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
«Мы предоставляли им информацию о демографической ситуации и развитии ритейлеров здесь, в Украине», – говорит СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor Андрей Лотоцкий. Он отметил, что хорошим аргументом для H&M стало то, что польская группа LPP (Sinsay, Reserved, Cropp) и турецкая LC Waikiki не просто возобновили работу в Украине, а развиваются.
Над возвращением шведской сети вместе работали профильные ассоциации, посольство Швеции и офис президента, отмечает Андрей Жук, который помогал уговорить ритейлера возобновить работу в Украине. «Это не было решение одного человека, – сообщает Жук. – У H&M всегда коллективные решения, это все усложняет».
«Несмотря на остановку работы, весь этот период у ритейлера были большие операционные потери: отопление помещений, коммунальные услуги, эксплуатационные расходы, – рассказывает Лотоцкий. – Также у них товар остался. Это старые коллекции, которые будут продаваться с дисконтом.
В H&M 22 750 кв. м арендованных площадей в Украине, соответственно минимальная ежемесячная плата OPEX за них могла бы обойтись компании «в копейку» – при двух евро за 1 кв. м она составляла бы от 45 500 евро в месяц, по подсчетам Forbes. Но такие расходы для компании допустимы, с декабря 2022-го по август 2023 года H&M Group получила чистую прибыль 3,33 млрд шведских крон, или $302,9 млн, – сообщал Минфин со ссылкой на отчет компании.
К тому же в бизнес-центре «Астарта» оставалась часть команды и офис H&M в Украине, говорит Андрей Жук.
«Наши глобальные и региональные команды поддерживали коллег в Украине – в частности, были авансовые выплаты заработной платы и финансовая компенсация всем сотрудникам с начала войны», – говорит Притыковская.
С какими проблемами столкнулась H&M при возобновлении работы в Украине?
Восстановление в условиях войны
Главная проблема, с которой H&M столкнулась при возвращении в Украину, – персонал, объясняет Андрей Лотоцкий. H&M активно начала рекрутинговую кампанию. По состоянию на 6 октября на сайте поиска работы Robota.ua есть девять вакансий, а на Work.ua – две. Компания предлагает ставку продавцам-консультантам 116 грн за час работы до вычета налогов.
Другая проблема – компания не до конца понимает, как работает логистика через границу во время войны, – рассказывает CEO Retail&Development Advisor Лотоцкий. Склады находятся в Польше, нужно производить доставку оттуда в Украину. Для них это вызов, добавляет он.
Пока H&M не работала, в борьбу за потребителя активно включились украинские бренды. Если в 2021 году Zara занимала на украинском fashion-рынке 2,7%, а H&M – 0,9%, то за прошлый год почти все ведущие украинские бренды смогли увеличить выручку, писал Forbes.
Среди тех, кто получил наибольшую выгоду от «простоя» зарубежных конкурентов – Goldi, VOVK, Estro. По данным YouControl, в 2022 году выручка Goldi выросла на 22%, до 735,4 млн грн, а VOVK – на 6,5%, до 40,6 млн грн.
В «организованном» ритейле на первых ступенях все еще находятся иностранцы: около 10% – у польской LPP SA (бренды Reserved, Cropp, House) и 7% – у турецкой LC Waikiki, считала в мае для Forbes аналитическая компания ProConsulting.
«Компания настроена достаточно оптимистично, – говорит Лотоцкий. – Однако к вопросу развития в Украине в целом они вернутся, основываясь на анализе первых результатов открытия магазинов после длительного перерыва».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.