Коли H&M відкриється в Україні /Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой
Категория
Компании
Дата

Возвращение легенды. H&M снова открывает магазины в Украине. Что убедило ритейлера возобновить работу и какие проблемы шведы должны решить в первую очередь

3 хв читання

Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой

С начала войны H&M выделила около $12 млн на поддержку украинцев. «Мы постоянно оцениваем, какие дальнейшие действия можем предпринять для поддержки Украины», – говорит руководитель коммуникаций H&M Ukraine Вероника Притыковская. С ноября 2023 года H&M Group постепенно планирует возобновлять работу магазинов в Киеве и Львове. Почему ритейлер решил вернуться в Украину именно сейчас и с какими проблемами столкнулся?

Ровно через полтора года после начала полномасштабного вторжения, в День Независимости Украины, шведская H&M Group объявила о возвращении в Украину в ноябре. Магазины ритейлера, по данным издания NV, должны быть восстановлены в шести ТРЦ – Retroville, Lavina Mall, Respublika Park, Dream Town и River Mall в Киеве и Victoria Gardens во Львове. Одесский и харьковский магазины сеть планирует открыть позже. Речь не идет в сообщении СМИ и об открытии в столичном ТРЦ SkyMall. В H&M объяснили Forbes, что этот перечень магазинов не является окончательным. Еще работаем над графиком открытий, – отметили в пресс-службе ритейлера.

«Мы разработали расширенные протоколы безопасности и прислушаемся к советам органов власти и экспертов по безопасности», – объясняет руководитель коммуникаций H&M Притыковская.

Но почему ритейлер так долго сомневался в возобновлении работы?

H&M: длительный путь к возвращению

H&M планировала открыться еще в конце 2022 года, но тогда начались массированные обстрелы и ритейлер взял паузу, сообщает председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.

«Мы предоставляли им информацию о демографической ситуации и развитии ритейлеров здесь, в Украине», – говорит СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor Андрей Лотоцкий. Он отметил, что хорошим аргументом для H&M стало то, что польская группа LPP (Sinsay, Reserved, Cropp) и турецкая LC Waikiki не просто возобновили работу в Украине, а развиваются.

Над возвращением шведской сети вместе работали профильные ассоциации, посольство Швеции и офис президента, отмечает Андрей Жук, который помогал уговорить ритейлера возобновить работу в Украине. «Это не было решение одного человека, – сообщает Жук. – У H&M всегда коллективные решения, это все усложняет».

«Несмотря на остановку работы, весь этот период у ритейлера были большие операционные потери: отопление помещений, коммунальные услуги, эксплуатационные расходы, – рассказывает Лотоцкий. – Также у них товар остался. Это старые коллекции, которые будут продаваться с дисконтом.

Shutterstock

Shutterstock

В H&M 22 750 кв. м арендованных площадей в Украине, соответственно минимальная ежемесячная плата OPEX за них могла бы обойтись компании «в копейку» – при двух евро за 1 кв. м она составляла бы от 45 500 евро в месяц, по подсчетам Forbes. Но такие расходы для компании допустимы, с декабря 2022-го по август 2023 года H&M Group получила чистую прибыль 3,33 млрд шведских крон, или $302,9 млн, – сообщал Минфин со ссылкой на отчет компании.

К тому же в бизнес-центре «Астарта» оставалась часть команды и офис H&M в Украине, говорит Андрей Жук.

«Наши глобальные и региональные команды поддерживали коллег в Украине – в частности, были авансовые выплаты заработной платы и финансовая компенсация всем сотрудникам с начала войны», – говорит Притыковская.

С какими проблемами столкнулась H&M при возобновлении работы в Украине?

Восстановление в условиях войны

Главная проблема, с которой H&M столкнулась при возвращении в Украину, – персонал, объясняет Андрей Лотоцкий. H&M активно начала рекрутинговую кампанию. По состоянию на 6 октября на сайте поиска работы Robota.ua есть девять вакансий, а на Work.ua – две. Компания предлагает ставку продавцам-консультантам 116 грн за час работы до вычета налогов.

Другая проблема – компания не до конца понимает, как работает логистика через границу во время войны, – рассказывает CEO Retail&Development Advisor Лотоцкий. Склады находятся в Польше, нужно производить доставку оттуда в Украину. Для них это вызов, добавляет он.

Пока H&M не работала, в борьбу за потребителя активно включились украинские бренды. Если в 2021 году Zara занимала на украинском fashion-рынке 2,7%, а H&M – 0,9%, то за прошлый год почти все ведущие украинские бренды смогли увеличить выручку, писал Forbes.

Среди тех, кто получил наибольшую выгоду от «простоя» зарубежных конкурентов – Goldi, VOVK, Estro. По данным YouControl, в 2022 году выручка Goldi выросла на 22%, до 735,4 млн грн, а VOVK – на 6,5%, до 40,6 млн грн.

В «организованном» ритейле на первых ступенях все еще находятся иностранцы: около 10% – у польской LPP SA (бренды Reserved, Cropp, House) и 7% – у турецкой LC Waikiki, считала в мае для Forbes аналитическая компания ProConsulting.

«Компания настроена достаточно оптимистично, – говорит Лотоцкий. – Однако к вопросу развития в Украине в целом они вернутся, основываясь на анализе первых результатов открытия магазинов после длительного перерыва».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд