Повреждения отеля в Печерском районе, нанесенные российской ракетной атакой на Киев, столицу Украины. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Ракеты, обломки, пожары. Отвечает ли компания за людей в офисе во время воздушной тревоги?

3 хв читання

Повреждения отеля в Печерском районе, нанесенные российской ракетной атакой на Киев, столицу Украины. Фото Getty Images

Если из-за российской атаки кто-нибудь из людей в офисе пострадает, правоохранительные органы будут рассматривать эту ситуацию с точки зрения соблюдения руководителем своих обязанностей. Если он их не выполнил, возможна даже уголовная ответственность

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Что большинство работников компаний делает во время воздушной тревоги? Работают дальше, пока свет не выключен. Большинство думают: «Я – взрослый человек, и сам (сама) отвечаю за свою жизнь».

Однако если вы – владелец бизнеса или руководитель компании, на вас также частично лежит ответственность за жизнь людей в офисе, магазине или коворкинге, которые не хотят спускаться в укрытие во время тревоги. Речь идет об уголовной ответственности с потенциальным лишением свободы на несколько лет.

Воздушная тревога: юридическая сторона вопроса

Украинское законодательство предусматривает, что в случае воздушной тревоги компания должна провести подготовительные мероприятия, чтобы защитить работников.

1. Установите динамик в офисе, если в нем есть 25 и более рабочих мест. Динамик должен:

  • дублировать сигнал воздушной тревоги;
  • голосом озвучивать адрес ближайшего укрытия.

2. Разработать и довести до ведома работников документы, в соответствии с их количеством в офисе:

Если в офисе 50 и более работников – план реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Разработка этого документа достаточно подробно регулируется Постановлением Кабмина.

Такой План должен включать в себя порядок действий для всех, кто находится в офисе / на предприятии при наступлении чрезвычайной ситуации: куда и как идти работникам, что делать с материальными ценностями и документами, как и кто именно из работников должен участвовать в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и т.д.

Если в офисе менее 50 рабочих мест – Инструкция по поводу действий персонала в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Требования к ней регулируются тем же Постановлением Кабмина (пункт 2, абзац 8) и также предусматривают информацию о действиях персонала после получения сигналов тревоги, маршруты эвакуации в безопасные места, меры по сохранению материальных ценностей и т.п. Этот документ может быть составлен в более свободной форме.

Что будет руководителю за нарушение законодательства по гражданской защите

На самом деле если вы не установили громкоговоритель и не разработали вышеупомянутую документацию и к вам придут проверяющие, вам ничего за это не будет.

Но есть нюанс.

Если в ваш офис прилетит ракета или в нем начнется пожар от попадания обломков и кто-то из людей пострадает, правоохранительные органы будут рассматривать эту ситуацию с точки зрения закона.

А в законе говорится, что у руководителя компании или у ФЛП, к которому пришли посетители, есть обязанности: громкоговоритель и инструкция. И если вы их не выполнили, то вас могут привлечь, в том числе к уголовной ответственности. Для таких ситуаций Уголовный кодекс Украины предусматривает:

1. Ст. 367 УК Украины (служебная халатность). По ч. 2 статьи – от 2 до 5 лет лишения свободы.

Пока ни одного случая применения этой статьи по поводу ситуаций, связанных с воздушными тревогами, нет.

2. Ст. 270 (нарушение правил пожарной или техногенной безопасности). По ч. 2 статьи – от 3 до 8 лет лишения свободы.

Если никакого кейса применения Уголовного кодекса по поводу тревог в Украине нет, то зачем на этот счет заморачиваться?

Этим летом в Верховную Раду внесли законопроект №7546 от 11.07.2022. Он предусматривает дополнение Уголовного кодекса еще одной статьей о нарушении законодательства в сфере гражданской защиты в условиях военного положения. Часть 2 настоящей статьи предусматривает от 3 до 8 лет лишения свободы за ее нарушение.

Именно поэтому менеджмент компаний, в которых есть работники или посетители, должен знать, что государство уже смотрит в эту сторону и готовится контролировать безопасность в соответствии с требованиями военного времени.

Что именно и как следует сделать руководителю компании уже сегодня

1. Установите систему оповещения, если у вас в офисе 25 и более рабочих мест. Также сделайте это, если бизнес предполагает пребывание в офисе или другом помещении посетителей. Запишите нужный сигнал и подключите его к альтернативному источнику энергии.

2. Сделайте документацию по гражданской защите для наемных работников, посетителей и оформите ее (работникам – под подпись, для посетителей – разместите в общедоступном месте).

3. Соблюдайте правила пожарной безопасности. Прилет может быть куда угодно. В такой ситуации работающий огнетушитель еще никому не помешал.

4. Имейте в наличии документы, подтверждающие, что вы все вышеперечисленное сделали (инструкции с подписями работников, накладные о приобретении огнетушителей и т.п.) в двух экземплярах. Один из них храните вне офиса.

Это нужно на случай, если документы, которые смогут оградить руководителя компании от уголовной ответственности, будут утрачены.

Сейчас в Украине нет мест, которые можно назвать безопасными – где угодно можно пострадать не только от прямого прилета, но и от взрывной волны, стекла, обломков. Выполнив четыре пункта этого плана-минимум, вы обезопасите своих коллег и себя, а ваши дела будут в порядке.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд