В апреле 2024 года владелец производителя бытовых товаров для дома «Биосфера» Андрей Здесенко запустил в продажу черный и зеленый чай. Почему компания пошла в новый бизнес и как превращается в международную корпорацию? Об этом Здесенко рассказал в эфире YouTube-проекта Forbes Ukraine «Business Breakfast с Владимиром Федориным»
Купуйте передплату з економією 25% на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою, за ціною 1799 грн замість 2400 грн.
За 27 лет Андрей Здесенко, 55, построил одного из крупнейших отечественных производителей товаров для дома и личной гигиены. У компании есть шесть заводов в Украине, ее самые известные бренды – «Фрекен Бок» и салфетки Smile.
Здесенко трансформирует «Биосферу» в международную группу. В 2022 году он купил австрийского производителя Alufix, а также увеличивает экспорт в Европу и Азию. За 2023 год выручка компании выросла на 25%, до $135 млн.
Почему компания отказывается от одних производств и входит в другое и что такое успех для предпринимателя? Главное из интервью Здесенко для Forbes Ukraine.
Прямая речь сокращена и отредактирована для понятности
О выходе с производства подгузников
Мы продали линию по производству подгузников нашему партнеру в Тернополе, но не ушли с этого рынка – «Биосфера» продолжает продавать подгузники и трусики бренда Bambik.
Пошли на этот шаг в связи с уменьшением аудитории – прогнозируем сокращение рождаемости в Украине. Наш тернопольский партнер продает нам подгузники по трансфертным, агрессивным ценам. Это позволяет конкурировать с такими компаниями, как Procter & Gamble и Kimberly Clark.
О чайном проекте
Вместо подгузников сконцентрировались на производстве чая. Инвестиции в его производство равны инвестициям в подгузники.
Я несколько лет думал выйти на food-рынок, потому что на непродуктовом в Украине мы достигли пика. В разговоре с руководством IMA на международной выставке Interpack я узнал, что на украинском рынке чая сложилась уникальная ситуация. До войны 45% этого рынка принадлежали российским компаниям «Орими» и «Майский».
С началом полномасштабного вторжения «Орими» практически полностью ушла с полок украинских сетей магазинов, а «Майский» – поменяла бренды на «украинские». По моим подсчетам, 55% рынка чая были свободны.
Планируем создать несколько брендов высокой и низкой категории чая. Первый уже в продаже – Graff.
Объем рынка чая в Украине сейчас составляет около 7 млрд грн и будет сокращаться до 6,5 млрд грн. Цель «Биосферы» – занять 20% рынка за три года и получать выручку в 100 млн грн в месяц с food-направления.
До конца года планируем провести агрессивную маркетинговую кампанию и занять 5% рынка.
Как «Биосфера» превращается в международную компанию
В 2023 году выручка «Биосферы» достигла $135 млн – это рост на 25% по сравнению с 2022-м. На 2024 год планируем выручку в $170 млн. Основной рост происходит за счет экспортных программ в Европу и Азию. К сожалению, украинский рынок продолжит стагнацию.
После приобретения заводов в Румынии и Австрии наша выручка выросла втрое. Планы по выручке на этот год по Европе, балтийским странам и Балканам – €27 млн. Цель – примерно за три года достичь уровня выручки в €40–45 млн по зарубежному производству.
В своем портфеле также имеем завод в Таллинне по производству бытовых товаров для дома. И еще в конце 2023 года приобрели завод в Славутиче недалеко от Чернобыльской зоны. Это небольшой завод по производству бытовой химии.
Однако ключевым драйвером развития экспорта стал бренд Alufix. Мы полностью перезагрузили торговую команду – у нас работают уже 15 человек разных национальностей – из Австрии, Словакии, Румынии. На румынском предприятии также формируется большая команда – через год должно быть 50 человек.
О налогах за границей
В Австрии компании платят 23% налога на прибыль, в Румынии – 16%, а в Эстонии – 20%. В последней – крутая система, необходимая украинскому бизнесу. Если ты реинвестируешь деньги из прибыли в дальнейшее развитие, то не платишь налог на прибыль. К примеру, мы 10 лет реинвестировали весь налог на прибыль на новые производственные мощности и не заплатили ни копейки налогов.
В то же время в некоторых странах есть налог на дивиденды. Если их распределяешь как прибыль собственникам или акционерам, то платишь всего 20% налога на прибыль.
Работаем в 10 юрисдикциях, и у нас нигде нет вопросов ни с возмещением НДС, ни с аудитами. С такими проблемами, как в Украине, я в Европе не сталкивался.
О привлечении мигрантов
Выступаем за «экономическое» бронирование. Подали на бронирование «золотой запас» людей, но пока нет ответа. Годы идут на формирование и развитие таких людей. Без них мы не сможем сделать качественный продукт – здесь автоматизация не поможет. В то же время мне как производителю важно выезжать за границу на выставки, принимать оборудование, проходить обучение.
Что мы делаем сейчас? Обучаем женщин «мужским» специальностям, но и в этом тоже мы видим определенные ограничения.
Без мигрантов будет сложно возобновлять производство. Моя отрасль потребует десятки тысяч рук, которых у нас нет. Думаю, за шесть месяцев потребуется привлечение мигрантов на предприятия «Биосферы».
О работе в условиях отключения электроэнергии
В Украине есть шесть производств – по два в Днепре и Киевской области, по одному в Тернополе и Винницкой области. Работаем на генераторах – у нас их семь.
Думаем купить газотурбинную установку на 1,5 МВт, которая сможет покрывать определенные потребности в электроэнергии в производстве нетканого полотна. Планируем в это инвестировать €1 млн – часть собственных и часть кредитных средств.
Об оценке «Биосферы»
В этом году планируем выручку в $170 млн, через пять лет – $300 млн. Соответственно, через пять лет хочу довести «Биосферу» до отметки в $5 млрд, а через 10 – в $10 млрд.
К сожалению, объективная оценка деятельности «Биосферы», как и любых украинских компаний, занижена в связи с войной.
Об управлении интернациональной командой
Мой стиль управления – больше свобод, меньше потерь людей. Нужно повышать уровень профессионализма людей и иметь доверие к ним.
«Биосфера» расширяется, и уже не хватает времени, чтобы пообщаться со всеми. Делегирую названия, дизайны, позиционирование брендов, закупку дорогостоящего технологического оборудования. В то же время согласую назначение людей на топ-30 должностей в компании.
О самой большой победе и самой большой потере в бизнесе
Самая большая победа для меня – это создание команд из уникальных людей и устойчивой системы, выдерживающей кризис.
Самая большая потеря – сеть ресторанов Vapiano. Сохранить не удалось, потому что мы с партнером не находились в операционном управлении. Развивали «Биосферу».
Об успехе
Успех – это признание, желание заслуженной славы. Когда кто-то из очень важных друзей и партнеров покупает товары для детей и потом благодарит тебя. Это просто бальзам для души и важная составляющая мотивации и постоянного развития.



Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.