В апреле 2024 года владелец производителя бытовых товаров для дома «Биосфера» Андрей Здесенко запустил в продажу черный и зеленый чай. Почему компания пошла в новый бизнес и как превращается в международную корпорацию? Об этом Здесенко рассказал в эфире YouTube-проекта Forbes Ukraine «Business Breakfast с Владимиром Федориным»
За 27 лет Андрей Здесенко, 55, построил одного из крупнейших отечественных производителей товаров для дома и личной гигиены. У компании есть шесть заводов в Украине, ее самые известные бренды – «Фрекен Бок» и салфетки Smile.
Здесенко трансформирует «Биосферу» в международную группу. В 2022 году он купил австрийского производителя Alufix, а также увеличивает экспорт в Европу и Азию. За 2023 год выручка компании выросла на 25%, до $135 млн.
Почему компания отказывается от одних производств и входит в другое и что такое успех для предпринимателя? Главное из интервью Здесенко для Forbes Ukraine.
Прямая речь сокращена и отредактирована для понятности
О выходе с производства подгузников
Мы продали линию по производству подгузников нашему партнеру в Тернополе, но не ушли с этого рынка – «Биосфера» продолжает продавать подгузники и трусики бренда Bambik.
Пошли на этот шаг в связи с уменьшением аудитории – прогнозируем сокращение рождаемости в Украине. Наш тернопольский партнер продает нам подгузники по трансфертным, агрессивным ценам. Это позволяет конкурировать с такими компаниями, как Procter & Gamble и Kimberly Clark.
О чайном проекте
Вместо подгузников сконцентрировались на производстве чая. Инвестиции в его производство равны инвестициям в подгузники.
Я несколько лет думал выйти на food-рынок, потому что на непродуктовом в Украине мы достигли пика. В разговоре с руководством IMA на международной выставке Interpack я узнал, что на украинском рынке чая сложилась уникальная ситуация. До войны 45% этого рынка принадлежали российским компаниям «Орими» и «Майский».
С началом полномасштабного вторжения «Орими» практически полностью ушла с полок украинских сетей магазинов, а «Майский» – поменяла бренды на «украинские». По моим подсчетам, 55% рынка чая были свободны.
Планируем создать несколько брендов высокой и низкой категории чая. Первый уже в продаже – Graff.
Объем рынка чая в Украине сейчас составляет около 7 млрд грн и будет сокращаться до 6,5 млрд грн. Цель «Биосферы» – занять 20% рынка за три года и получать выручку в 100 млн грн в месяц с food-направления.
До конца года планируем провести агрессивную маркетинговую кампанию и занять 5% рынка.
Как «Биосфера» превращается в международную компанию
В 2023 году выручка «Биосферы» достигла $135 млн – это рост на 25% по сравнению с 2022-м. На 2024 год планируем выручку в $170 млн. Основной рост происходит за счет экспортных программ в Европу и Азию. К сожалению, украинский рынок продолжит стагнацию.
После приобретения заводов в Румынии и Австрии наша выручка выросла втрое. Планы по выручке на этот год по Европе, балтийским странам и Балканам – €27 млн. Цель – примерно за три года достичь уровня выручки в €40–45 млн по зарубежному производству.
В своем портфеле также имеем завод в Таллинне по производству бытовых товаров для дома. И еще в конце 2023 года приобрели завод в Славутиче недалеко от Чернобыльской зоны. Это небольшой завод по производству бытовой химии.
Однако ключевым драйвером развития экспорта стал бренд Alufix. Мы полностью перезагрузили торговую команду – у нас работают уже 15 человек разных национальностей – из Австрии, Словакии, Румынии. На румынском предприятии также формируется большая команда – через год должно быть 50 человек.
О налогах за границей
В Австрии компании платят 23% налога на прибыль, в Румынии – 16%, а в Эстонии – 20%. В последней – крутая система, необходимая украинскому бизнесу. Если ты реинвестируешь деньги из прибыли в дальнейшее развитие, то не платишь налог на прибыль. К примеру, мы 10 лет реинвестировали весь налог на прибыль на новые производственные мощности и не заплатили ни копейки налогов.
В то же время в некоторых странах есть налог на дивиденды. Если их распределяешь как прибыль собственникам или акционерам, то платишь всего 20% налога на прибыль.
Работаем в 10 юрисдикциях, и у нас нигде нет вопросов ни с возмещением НДС, ни с аудитами. С такими проблемами, как в Украине, я в Европе не сталкивался.
О привлечении мигрантов
Выступаем за «экономическое» бронирование. Подали на бронирование «золотой запас» людей, но пока нет ответа. Годы идут на формирование и развитие таких людей. Без них мы не сможем сделать качественный продукт – здесь автоматизация не поможет. В то же время мне как производителю важно выезжать за границу на выставки, принимать оборудование, проходить обучение.
Что мы делаем сейчас? Обучаем женщин «мужским» специальностям, но и в этом тоже мы видим определенные ограничения.
Без мигрантов будет сложно возобновлять производство. Моя отрасль потребует десятки тысяч рук, которых у нас нет. Думаю, за шесть месяцев потребуется привлечение мигрантов на предприятия «Биосферы».
О работе в условиях отключения электроэнергии
В Украине есть шесть производств – по два в Днепре и Киевской области, по одному в Тернополе и Винницкой области. Работаем на генераторах – у нас их семь.
Думаем купить газотурбинную установку на 1,5 МВт, которая сможет покрывать определенные потребности в электроэнергии в производстве нетканого полотна. Планируем в это инвестировать €1 млн – часть собственных и часть кредитных средств.
Об оценке «Биосферы»
В этом году планируем выручку в $170 млн, через пять лет – $300 млн. Соответственно, через пять лет хочу довести «Биосферу» до отметки в $5 млрд, а через 10 – в $10 млрд.
К сожалению, объективная оценка деятельности «Биосферы», как и любых украинских компаний, занижена в связи с войной.
Об управлении интернациональной командой
Мой стиль управления – больше свобод, меньше потерь людей. Нужно повышать уровень профессионализма людей и иметь доверие к ним.
«Биосфера» расширяется, и уже не хватает времени, чтобы пообщаться со всеми. Делегирую названия, дизайны, позиционирование брендов, закупку дорогостоящего технологического оборудования. В то же время согласую назначение людей на топ-30 должностей в компании.
О самой большой победе и самой большой потере в бизнесе
Самая большая победа для меня – это создание команд из уникальных людей и устойчивой системы, выдерживающей кризис.
Самая большая потеря – сеть ресторанов Vapiano. Сохранить не удалось, потому что мы с партнером не находились в операционном управлении. Развивали «Биосферу».
Об успехе
Успех – это признание, желание заслуженной славы. Когда кто-то из очень важных друзей и партнеров покупает товары для детей и потом благодарит тебя. Это просто бальзам для души и важная составляющая мотивации и постоянного развития.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.