Назар Федорчук семь лет делает личного секретаря, который выслушает все ваши мысли. Почему продавать кулоны для расшифровки голосовых заметок оказалось так сложно /Фото из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Назар Федорчук семь лет делает личного секретаря, который выслушает все ваши мысли. Почему продавать кулоны для расшифровки голосовых заметок оказалось так сложно

Назар Федорчук, основатель Senstone. Фото из личного архива

Украинский Senstone быстро взлетел на краудфандинге и на годы увяз в выполнении заказов. Что происходит со стартапом

«Senstone может быть одним из самых маленьких носимых устройств в мире и, возможно, одним из самых полезных», – восторженно писал Business Insider о продукте молодого украинского стартапа в январе 2017-го. Его основатель Назар Федорчук, 41, придумал умный кулон, который автоматически превращает голосовые заметки в текст.

Весной того же года Senstone собрал на Kikstarter $302 000 – в шесть раз больше, чем рассчитывал. Цена для ранних пользователей – $150, в рознице – на $30 дороже. Наладить производство такими же темпами не получилось – бекеры ждали свои гаджеты до лета 2021-го. «Миссия – сделать так, чтобы машины понимали нас так же, как и люди», – говорит Федорчук. Почему она оказалась сложнее, чем виделось?

Идея, продукт и рынок

Федорчук задумал Senstone в 2014 году – на заре эры голосовых помощников. В ноябре Amazon как раз презентовала умную колонку Echo – ее можно было активировать позывным Alexa. Google Home с помощником Assistant появилась полтора года спустя. Львовянин думал в другом направлении – хотел сделать «персонального секретаря», который записывал бы мысли и заметки. «Я был забывчивым – это основная причина», – говорит он.

Получился похожий на простое украшение гаджет, который можно носить как кулон или брошь. Senstone весит 31 грамм, батарея рассчитана на четыре дня активного использования, одна запись – максимум три минуты. Потом аудиофайл передается в облако и превращается в текст, который можно просмотреть в приложении на смартфоне.

Самым сложным было уместиться в небольшой корпус, признается технический директор дизайн-студии Concepter Алексей Олейник. Его инженеры на контракте помогали стартапу делать хардверную часть проекта.

Их работу оплатили не только деньгами. «Формально мы все даже совладельцы Senstone, правда, в каких-то совсем мизерных цифрах», – говорит Олейник. В начале 2021-го основатели Влад Тисленко и Олег Маленков продали студию Ajax Systems Александра Конотопского за неназванную сумму. Команда инженеров перешла в новую компанию и активно над гаджетом не работает – занимается поддержкой в фоновом режиме.

Искусственный интеллект для обработки человеческой речи – дорогое удовольствие. MVP можно собрать «на коленке», конкурентоспособный продукт запросто потянет на $1 млн, говорит CTO ИИ-стартапа Elomia Михаил Маркевич. Senstone решил не строить собственную нейросеть – подключил к обработке записей облачное решение от американского Nuance. В апреле 2021-го эту компанию за $19,7 млрд купил Microsoft. Незадолго до поглощения она отказалась от мелких клиентов, и Senstone пришлось спешно переходить на сервисы от Google и других конкурентов.

Кому нужен такой гаджет? «Основная аудитория – занятые люди, они часто в движении, у них много задач, которые сложно трекать», – говорит Федорчук. Инструменты для личной продуктивности – рынок на $42,6 млрд, оценивает американская консалтинговая фирма Grand View Research. Только делят его производители программного обеспечения.

Приложение Senstone работает и без кулона – заметки можно диктовать прямо в смартфон. Зачем платить $179 за еще один гаджет? Чтобы не делать лишних движений, запуская программы на телефоне, «вы нажимаете кнопку и все, что вы говорите, переводит в текст», говорит Федорчук.

Senstone поддерживает 12 языков, 60% пользователей предпочитают английский. Больше половины устройств продаются в США и Австралию, 35% – в Японию. На японский рынок украинский стартап занесло случайно, и продолжать экспансию он пока не планирует – мешает языковой барьер.

За все время Senstone продал почти 10 000 кулонов. Большая часть ушла бекерам на краудфандинговых площадках, еще 500 – тестовые образцы. Чтобы выйти в плюс, хардверному стартапу нужно от $1 млн выручки в год, подсчитывает основатель. Цифры в его финансовых отчетах скромнее. Выручка Senstone за 2020 год не дотянула до $20 000, за девять месяцев 2021-го продажи достигли $112 000. Что мешает взлететь?

Материалы по теме

Основатель и инвестиции

Senstone – первый бизнес Федорчука, на который ушло около $50 000 личных сбережений. Прежде чем податься в стартаперы выпускник юрфака ЛНУ им. Франко семь лет проработал при посольстве США в Украине – помогал реформировать криминальное законодательство. Результатом стало принятие в 2012 году Уголовно-процессуального кодекса, а также защита Федорчуком кандидатской диссертации. «Ощутил, что в этом плане я свою миссию выполнил», – говорит он.

К началу 2016 года у Senstone был первый прототип – его показали на демо-дне в недавно открытом киевском акселераторе IoT Hub. Гаджет был сырым, но основатель хаба Роман Кравченко решил вложить в Senstone ангельские $35 000, а потом еще $15 000. «Нам нужны были проекты, а голосовые технологии были достаточно перспективны», – говорит он.

Тогда же у стартапа ненадолго появился кофаундер – экс-сотрудник львовского аутсорсера ELEKS Маркиян Мацех. Он как раз закрыл крупный контракт и уволился, чтобы на заработанные комиссионные запускать свое дело. «У меня раньше была подобная идея, а тут увидел, что кто-то ее уже делает и с хорошим прогрессом», – говорит он. Мацех вложил в Senstone около $20 000 и взялся организовывать сбор средств на Kickstarter.

Украинцев консультировал Эрик Мигиковский – сооснователь нашумевшего производителя умных часов Pebble, собравшего на краудфандинге более $43 млн. «Я с ним пообщался и не ощутил, что у них были проблемы с налаживанием производства за эти деньги», – говорит Федорчук. Pebble удалось стать легендой Kickstarter, но бизнес Мигиковский не потянул. В декабре 2016 года его компанию за $23 млн поглотил разработчик фитнес-браслетов Fitbit.

Фото первой версии Senstone, которая была представлена на Kikstarter.

Фото первой версии Senstone, которая была представлена на Kikstarter.

Фото первой версии Senstone, которая была представлена на Kikstarter.

Фото первой версии Senstone, которая была представлена на Kikstarter.

Фото первой версии Senstone, которая была представлена на Kikstarter.

Фото первой версии Senstone, которая была представлена на Kikstarter.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Новая версия Senstone.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Вложения в Senstone – около $1,2 млн. На трех площадках – Kickstarter, Indiegogo и японской Green Funding – в течение двух лет стартап поднял $584 000. Опыт Pebble помог мало – денег на выполнение заказов было в обрез. «Если бы мы подняли на Kickstarter $1 млн или несколько миллионов, было бы легче получить инвестиции», – заключает Мацех.

Около $600 000, по словам Федорчука, проекту дали украинские бизнесмены и американские ангелы с площадки Pie Capital. «Было две кампании, все остальное – конфиденциально», – сухо ответил на уточняющие вопросы Forbes CEO Pie Capital Билл Эйхен. Также среди инвесторов – совладелец львовского производителя кормов «Кормотех» и завода «Энзим» Ростислав Вовк и его супруга Юлиана. Они вложили в стартап $100 000 и комментировать эту инвестицию отказались.

Зацепить крупные фонды не удалось – Senstone попал в замкнутый круг. Венчурные капиталисты хотят видеть бизнес-результаты, а их невозможно достичь без денег, говорит Мацех. К 2019 году отношения между фаундерами разладились. «Мы думали о разных вещах, долго обсуждали то, что в стартапе должно приниматься быстро», – объясняет Мацех. Он ушел из компании, оставшись совладельцем, и год спустя устроился директором по продукту американской видеоплатформы Vimeo.

Рестарт

Федорчук теперь со стартапом один на один – контрольный пакет остается у него. В команде 10 человек, главный офис – в калифорнийском Сан-Матео, разработка – в Киеве и Львове. Ангелы особой активности не проявляют – продать миноритарную долю все равно некому, говорит Кравченко. «Движение есть, и хорошо», – добавляет он.

В июле 2021-го Senstone отчитался, что отгрузил гаджеты всем бекерам с Kickstarter. Главной причиной задержек Федорчук считает фабрику в Шеньчжене, которая решила требовать дополнительную оплату за уже сделанные устройства. «Мы не знали, что вступаем в сотрудничество с заводом, который второй год к ряду терпит двухсотмиллионные убытки», – разводит руками он.

Подрядчика сменили, летом 2020-го запустили продажи на Amazon и наладили сотрудничество с небольшими дистрибьюторами. В начале октября Senstone снова вышел на Kickstarter. Вторую версию гаджета – кулон Scripter – продвигают как голосового помощника для повышения продуктивности в XXI веке.

На что рассчитывает Федорчук? У Scripter более чувствительный микрофон, он восемь часов работает на одном заряде и быстрее передает данные на телефон по Bluetooth. Максимальное время записи теперь составляет 60 минут.

В приложении появилась премиум-подписка. За $15 в месяц или $77 за полгода пользователи будут получать улучшенную расшифровку с разбивкой на параграфы, проверкой правописания и расставленными знаками препинания. Пока поддерживается только английский, украинский и русский языки.

«Самый ценный ресурс – опыт предыдущих лет», – философски заключает Федорчук. На Scripter он рассчитывал собрать $40 000, на момент написания материала бекеры заплатили более $64 000. Им осталось запастись терпением минимум до мая 2022-го.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"