Украинский офис аутсорсера EPAM пережил год войны без масштабных увольнений, но темпы найма до уровня 2021-го не дотягивали. Некоторые клиенты уменьшали или не продлевали контракты. Изменится ли ситуация в 2023-м, рассказывает вице-президент компании в регионе Центральной и Восточной Европы Юрий Антонюк.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Год российско-украинской войны существенно перекроил географию EPAM Systems. В начале 2022-го 60% разработки глобальной IT-компании с белорусскими корнями сосредотачивалось в трех крупнейших локациях – Украине, России и Беларуси. К февралю 2023-го эта доля сократилась вдвое, говорил на звонке с инвесторами CEO и основатель Аркадий Добкин, а к концу года уменьшится до 20–25%.
Компания ушла с российского рынка и вдвое уменьшила белорусский штат – до 4500 специалистов. Это меньше, чем в Индии и Польше, отмечает dev.by. В Украине же EPAM, несмотря на массовую эвакуацию, блекауты, остается крупнейшим IT-работодателем с 11 500 работниками. Как это влияет на общий зачет?
О военных результатах, оттоке клиентов и рисках для бизнеса Forbes пообщался с вице-президентом, главой EPAM в Центральной и Восточной Европе Юрием Антонюком.
Forbes публикует отредактированную и сокращенную для ясности версию разговора
«Некоторые клиенты уменьшали или не продлевали контракты»
Судя по годовой отчетности, для глобального бизнеса EPAM год прошел успешно – выручка выросла на 28,4%, до $4,8 млрд. Как обстоят дела у EPAM Украина?
Отчетность украинского ЕРАМ будет опубликована после завершения внешнего аудита. Но в целом, поскольку ЕРАМ Украина – значительная часть глобального ЕРАМ, могу сказать, что и результаты примерно схожи.
Очень повлияло начало войны, но производительность бизнеса быстро восстановилась. Украинский ЕРАМ достойно прошел этот год, равно как украинская IТ-индустрия в целом.
Сколько человек сейчас в украинском офисе? И сколько из них за границей физически?
В Украине у нас 11 500 работников. Около 3000 специалистов эвакуировали за границу, часть из них вернулись в Украину.
В начале марта компания выделила специальный фонд на $100 млн для помощи команде. За 2022 год израсходовано около $45 млн из этой суммы.
Какая политика найма в компании? Глава EPAM Украина Степан Митиш говорил, что сокращений не было. Но в прошлом году у вас было 12 000 сотрудников.
Сокращений не было. Но люди уехали. И часть уже перешли в наши локальные офисы в других странах. Большинство налоговых органов в Европе требуют этого через шесть месяцев пребывания в стране.
Мы остаемся на связи с нашими людьми, у нас большое коммьюнити от Португалии и Испании до Польши и Болгарии.
Мы нанимали в течение 2022 года, но меньше обычного. Некоторые клиенты уменьшали или не продлевали контракты. Большинство позиций мы закрывали за счет уже работающих в компании людей.
Найм сократился, но мы взяли достаточно много студентов наших внутренних учебных программ EPAM University – около 500 молодых специалистов.
Мы не сворачивали наши обучающие программы, наоборот открыли их для всех желающих. Также вместе с AWS помогли 25 университетам в Харькове, Днепре, Запорожье, Херсоне и других городах перенести их инфраструктуру в облако, чтобы студенты могли продолжить обучение.
Какая у вас сейчас ситуация с бенчем ?
Несколько хуже, чем обычно. Но нет такого, что бенч в Украине из-за войны втрое больше, чем в целом по компании.
Сокращали ли зарплаты для специалистов, не занятых на проектах?
Мы не сокращали зарплату. Но часть людей, уже длительное время находящихся на бенче, переводим на неполную занятость с пропорциональной оплатой.
Большинство наших специалистов работают как частные предприниматели, это совпадает с их контрактами. Есть заказ – они его выполняют и получают компенсацию. Нет – оплата не производится. Это практически сокращение размеров заказа между компанией и личным бизнесменом.
Таких людей немного, думаю, это единицы процентов.
В 2020-м в интервью DOU вы говорили, что компания пытается держать минимум 20% роста для каждой страны, а Украина тогда росла быстрее всех. На эти темпы можно рассчитывать в 2023 году?
Мы не знаем, как будет развиваться война.
Ситуация может измениться динамично в течение одного года. Это очень хорошо показала пандемия. Все думали, что 2020 год будет очень сложным, спад и кризис. Но после первого квартала начался очень быстрый рост, наша компания показала темпы лучше, чем в 2019 году.
Я думаю, что рост индустрии будет, но на единицы процентов, не на 20%. Темпы ЕРАМ будут аналогичны индустрии.
Какова сейчас рентабельность бизнеса EPAM? Выше или ниже средней по индустрии валовой рентабельности около 35–40%?
Вопросы финансов и рентабельности – зона ответственности глобального офиса, поэтому я не могу его комментировать.
Украина всегда была достаточно прибыльна, о чем свидетельствуют наши финансовые результаты. Не то чтобы высокодоходной, ведь зарплаты и стоимость разработки за последние годы постепенно растут. Когда средняя зарплата украинского программиста была $2000 и считалось, что это круто. По довоенным оценкам, она выросла до $3000–4000, даже $5000.
Будут ли расти зарплаты программистов в Украине в течение следующих года-двух?
Зарплатный рынок – коммерческий. Если специальность дефицитна, зарплата будет расти. Нет спроса – нет и роста, потому что заказчикам нет никакого смысла тратить больше.
Скорее всего, в Украине в этом году увеличения спроса не будет. В целом в мире большой бизнес сокращает тысячи работников, значит, на них нет спроса. Вероятно, эта тенденция будет длиться весь год.
Рост возможен, и думаю, если он и будет, то в хайповых технологиях. Мы видим большой хайп вокруг машинного обучения, ChatGPT и т.д. Возможно, это вызовет всплеск роста зарплат по каким-то специальностям.
Как оказал влияние на украинскую часть бизнеса EPAM выход из России, где был не только крупный центр разработки, но и крупные клиенты?
Украинский офис не работает с российскими клиентами уже много лет. Мы прекратили с ними какие-либо связи в 2014 году, как только началась война, как только Россия вторглась на наши земли.
Поэтому это никак не отразилось на украинском бизнесе. Было бы странно, если бы одна из крупнейших компаний в Украине, помогающая государству, сотрудничала с клиентами с воюющей стороны. А о влиянии на глобальный бизнес СЕО компании уже не раз говорил.
Насколько крупным был бизнес EPAM в России
Российский офис EPAM был третьим по количеству работников после Украины и Беларуси. Его 8933 сотрудника на конец 2021-го составили 15,2% глобального штата компании, свидетельствуют данные квартальной отчетности EPAM. Прибыль основного российского юрлица за 2021 год, по данным Spark-Interfax, составила $73,4 млн, что составляет 13,7% от глобального.
«Надеюсь, индустрия сможет расти, ЕРАМ сможет работать»
Какие самые большие вызовы для бизнеса ЕРАМ вы видите в 2023 году?
Я сфокусируюсь на украинских вызовах. Воздействие войны невозможно переоценить или не учитывать.
Мы видим, что зима была сложной. Сейчас ситуация с энергообеспечением стабилизировалась. Если снова попадем в такой период, знаем, как будем его проходить, – все офисы полностью готовы к автономной работе.
Сегодня мы не знаем, как будут развиваться события весной и летом, будет ли расти мобилизация. Сейчас мы видим, что она продолжается и люди получают повестки. Около 250 наших специалистов присоединились к рядам ВСУ и Территориальной обороны в прошлом году, но мы скорректировали проекты и продолжили работу.
Сейчас компании работают над списками по новому постановлению Кабинета министров. EPAM подпадает под критерии критически важного для экономики предприятия. Мы подали на рассмотрение списки специалистов по бронированию и ждем утверждения. Также ждем решения по процедуре заграничных командировок для встреч с клиентами и заключения новых договоров.
Мне сложно предсказать, как все будет. Надеюсь, что 2023 год будет не сложнее 2022-го. Надеюсь, индустрия сможет расти, ЕРАМ сможет работать. Надеюсь, не будет таких больших эвакуаций, как в начале войны.
Основные вызовы все понимаем: военное положение и военные действия, ситуация с критической инфраструктурой.
Всё это может влиять на заказчиков. Одно дело – быть в Киеве или во Львове или в других городах, и видеть, как все работает. И совсем другая история – смотреть CNN или читать что-нибудь в интернете и на основе этого строить отношение к ЕРАМ.
Каков отток клиентов и чем они чаще всего аргументируют прекращение сотрудничества?
У нас нет клиентов, которые бы работали исключительно с Украиной, поэтому это вопрос глобального уровня. На последней встрече с аналитиками Аркадий Добкин сказал, что мы не потеряли ни одного крупного клиента за 2022 год. Однако некоторые клиенты пересмотрели объемы проектов или отсрочили их в связи с глобальной экономической неопределенностью.
«ИИ еще не достиг того уровня, чтобы люди были вообще не нужны»
Как насчет технологических изменений? Популярность low-code, no-code, искусственного интеллекта – это вызовы или возможности для вас?
Я достаточно долго работаю в индустрии и много раз слышал, что программисты скоро не будут нужны, что скоро все будет автоматизировано.
Но история развития индустрии показывает, что каждый новый вызов – это скорее новая возможность для развития, чем проблема, которая закроет ваш бизнес. Конечно, к этому нужно готовиться, а не сидеть и ждать.
Если бы мы не искали новые специализации, если бы не покупали компании с уникальными возможностями, возможно, давно бы уже вылетели из бизнеса. Он не так прост.
Мне сложно прогнозировать на 10–20–50 лет. Но на ближайшие пять лет я не вижу вызовов, способных замедлить развитие цифровой индустрии. Я вижу только новые возможности.
Я не очень переживаю, что появляются no-code решения. Это, наоборот, круто, мы также можем их интегрировать. Чем больше инструментов, тем лучшее решение вы можете предложить клиентам. Или сделать лучший продукт, если вы являетесь продуктовой компанией.
Думаю, в Украине в перспективе трех-пяти лет будет развитие инвестиций. Украина стала очень известной, думаю, многие клиенты захотят если не помочь, то хотя бы поддержать экономику.
Я более позитивно настроен на перспективу. Но этот год будет сложным, его нужно пережить.
Ок, буду считать вас технооптимистом.
Да, полностью согласен, это правильная характеристика (улыбается).
Тогда поговорим о возможностях. Например, Copilot – первая или одна из первых ласточек программирования с помощью ИИ. Какие у нее перспективы?
Copilot – не первая и не единственная ласточка, она одна из достаточно известных. Я думаю, это очень круто. Я много лет программировал сам и знаю, что не так-то легко кодировать с головы. Такой классный помощник, как Copilot, может гораздо лучше делать какие-то рутинные вещи, которые не критичны для твоего решения.
Я на 200% уверен, что автоматизированные инструменты не заменят креативного труда человека. Почему? Все эти инструменты создаются на коде в репозитории. Да, там много кода. Но многие компании не разрешают своим программистам выкладывать код в публичные репозитории.
Фактически большая, возможно, даже большая часть программных решений, алгоритмов не попадают в Copilot для обучения. Он этого просто не знает. В течение карьеры человек может получать специальные знания, которых просто не будет в наборе данных, используемых в Copilot или другом аналогичном инструменте.
Как оптимист я уверен, что Copilot, ChatGPT и другие инструменты будут помогать и ускорять работу, но они не заменят человека в ближайшие 10–20 лет.
Чисто технически, можно ли обучить аналог Copilot для внутреннего использования на собственном коде компании, например такого размера, как ЕРАМ?
При этом нет проблемы. Но следует понимать, что код, который вы обязались передать клиенту, использовать нельзя. Обучать можно только на интеллектуальной собственности компании, например, коде для наших внутренних проектов.
Уверен, что люди, занимающиеся нашими инструментами автоматизации, отслеживают такие возможности. Но не важно, на каком наборе данных вы будете тренировать ассистента, это все равно будет ассистент.
Работы уже давно заняли нишу крупных конвейерных производств, где они работают гораздо лучше людей. Если говорить об интеллектуальной работе, ИИ еще не достиг того уровня, чтобы люди были вообще не нужны.
В шахматах, где можно формализовать задачу, пусть и сложную, ИИ уже обошел людей. Но там, где речь идет о креативе, о добавленной уникальности, разработчикам искусственного интеллекта нужно еще очень много работать, чтобы он хотя бы поравнялся с интеллектом человеком.
AI-хайп – временное явление или он так или иначе останется с нами навсегда?
Полагаю, это надолго. Не знаю, как навсегда, но это очень крутая тема, которая началась не сегодня. В 1950-х первые компьютеры пытались спроектировать по нейронным схемам, подобным тому, как работает человеческий мозг. Потом поняли, что элементная база не позволяет, и перешли на универсальную архитектуру.
А машинные обучения распознавания образов, которые мы сейчас видим, создавались по принципам работы человеческого мозга. Их разрабатывали последние 70 лет, и мы только подходим к каким-то результатам.
Также имеем решение на искусственном интеллекте. Это наша внутренняя разработка TelescopeAI, которой интересуются и внешние клиенты.
Это система для умной автоматизации организационной работы и структуры компании, чтобы сотрудники компании имели мгновенный доступ к информации, организационным структурам. Там используется большое количество машинного обучения, чтобы из неструктурированной информации выбрать ценные данные, необходимые для работы. Это умная HR-система.
Какие перспективы ее продавать?
Мы ее продаем, хотя это не основной бизнес. По сравнению с нашей миллиардной выручкой это очень маленькая часть. Мы не продуктовая компания, для нас это, скорее, побочный эффект.
Продуктовые компании уже более года массово сокращают людей. Как вы относитесь к этому тренду и влияет ли он на сервисный бизнес?
Глобальные тренды всегда оказывают влияние и на продуктовый, и на сервисный сегменты. Не сказал бы, что сокращают только продуктовые. Это просто крупные компании. Тот же Google и продает продукты, и предоставляет сервисы.
Тенденции известны. Мы прошли уже не один кризис и видели, что за ним всегда идет период подъема. Вопрос только когда он начнется.
Вы сократите определенное количество людей, а потом увидите подъем, и их снова придется нанимать. И здесь вопрос к стратегии компании. Что лучше: дать людям возможность работать, возможно, с уменьшенной нагрузкой и меньшей оплатой или увольнять и выплачивать им компенсации?
Мы стараемся балансировать на грани, не нанимать слишком много, когда идет какой-то хайповый рост. Многие компании говорят, что неправильно оценили рост в 2020 году. У нас таких историй не было. Глобальные тенденции существуют, и мы стараемся быть сдержанными в прогнозах, но надеяться на лучшее.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.