Стартап-зима. За полгода войны не закрылся ни один украинский стартап из портфеля наиболее активных местных фондов. Миновала ли опасность /Фото Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в соавторстве с Марией Шарлай
Категория
Инновации
Дата

Стартап-зима. За полгода войны не закрылся ни один украинский стартап из портфеля наиболее активных местных фондов. Миновала ли опасность

Украинские инновационные компании оказались крепче, чем ожидалось. Основные выводы пяти месяцев полномасштабного вторжения. Фото Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в соавторстве с Марией Шарлай

Украинские стартапы, похоже, смогли адаптироваться даже к большой войне. Но будущее экосистемы под вопросом. В чем проблема?

В начале февраля у украинского стартапа Skyworker все летело. Его приложением для поиска работы в сфере IT пользовалось до 20 000 разработчиков, компания вышла на точку безубыточности и готовилась к инвестициям. Через месяц ситуация была катастрофической. «Март был самым тяжелым», – говорит CEO и соучредительница стартапа Лидия Терпель, 30. Выручка упала почти до нуля, компания и ее клиенты были обеспокоены безопасностью сотрудников.

Оправившись после первых воздушных тревог, Skyworker затеял экспансию в Европу – без плана и инвестиций, но быстро. Результат – прирост аудитории на 50% за пять месяцев полномасштабной войны, выручка почти вернулась на уровень мирного времени. Военная история выживания Skyworker – это не про ошибку уцелевшего.

Кладбище украинских стартапов, не переживших войну, уместится на маленькой клумбе инновационного парка UNIT.City. Что помогает устоять молодым технологическим компаниям в ходе войны?

Специальный военный номер Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный номер Forbes ко Дню Независимости

Данный материал – из специального военного номера Forbes ко Дню Независимости. Приобрести его можно по этой ссылке. Редакция ставила целью сделать объективный срез украинского бизнеса, экономики, государства на шестом месяце войны. В номере мы отдаем дань уважения жертвам российского вторжения.

Все дороги ведут в Польшу

Skyworker больше похож на приложение для знакомств, чем на классический портал по поиску работы. Вакансии оформлены лаконично и привлекательно, ответить на них можно в несколько кликов. Потенциальный работодатель может связаться с кандидатом только при условии, что тот заинтересовался предложением. «Логику продукта позаимствовали из дейтинга, бизнес-модель – из интернет-маркетинга», – говорит Терпель.

Выручку Skyworker приносят 900 зарегистрированных на платформе IT-компаний, половина – в активном поиске сотрудников. Они покупают внутреннюю валюту – юниты, которые списываются за каждого айтишника, приглашенного на собеседование. Для тех, кто нанимает регулярно, действует подписка с безлимитными юнитами. Взамен стартап обязуется привести определенное количество кандидатов.

Терпель и ее кофаундер Александра Бернацкая, 27, вместе работали в школе для свитчеров GoIT. Устраивали на первую работу выпускников – свежеобученных джуниор-разработчиков. В тандеме учредительниц она отвечает за бизнес-стратегию, а немногословная и сдержанная бизнес-партнер – за реализацию продукта. «Она говорит куда, а я знаю как», – улыбается Бернацкая.

Приложение для поиска айтишников в стиле Tinder – уже третья версия Skyworker. Первоначально было классическое рекрутинговое агентство с фокусом на IT-специалистов. В 2019-м основательницы попытались сделать из него техноплатформу с блогами IT-компаний, на которые подписывались бы айтишники в поиске работы.

На продукт потратили львиную долю первых привлеченных инвестиций – $25 000 гранта Украинского фонда стартапов и $150 000 бизнес-ангела из Казахстана Мурата Абдрахманова. Но и он не взлетел.

Удачную бизнес-модель нашли только весной 2021-го. Ставка на удобство для кандидатов и защиту от шквала писем от назойливых рекрутеров с нерелевантными вакансиями сработала.

В первый месяц после запуска прошли точку безубыточности, утверждает Терпель, в течение 2021-го выручка росла в среднем на 150% ежемесячно. Абсолютных цифр по выручке она не раскрывает. Учредители не спеша искали новые инвестиции и планировали выход в Польшу. После 24 февраля пришлось очень ускориться.

Польша гостеприимно приняла не только более 1,2 млн украинских беженцев, как свидетельствуют данные ООН. С начала полномасштабной агрессии офисы в польских городах открыли полдесятка крупнейших IT-компаний Украины и десятки стартапов. Что они там нашли?

Стартап-зима. За полгода войны не закрылся ни один украинский стартап из портфеля наиболее активных местных фондов. Миновала ли опасность /Фото 1

Как пережили пять месяцев войны наиболее активные венчурные игроки. Данные на август 2022 года

Глобализуйся или умри

Украинская стартап-индустрия выросла в период российско-украинской войны на Донбассе. В 2021 году стартапы привлекли $832 млн. Это почти в 20 раз больше, чем в 2014-м, свидетельствует отчет одного из старейших в стране инвестфонда AVentures Capital.

Большая война могла существенно проредить перечень юных технологических компаний. Однако десяток крупнейших частных и государственных венчурных фондов опровергают рост банкротств среди стартапов.

Делать стартапы в Украине никогда не было легко, объясняет феномен живучести венчурный партнер фонда Pragmatech Игорь Соколов. На постоянный приток капитала, к которому привыкли в Кремниевой долине, нечего было и надеяться. «Они не тратят много и не растут любой ценой, – соглашается партнер TA Ventures Олег Маленков. – В трудные времена такие компании имеют более крепкий фундамент».

Два из девяти украинских стартапов в портфеле фонда SMRK – производитель умных протезов Esper Bionics и финансовая платформа Turnkey Lender – получили чеки уже в разгар войны. На паузе лишь запущенный в 2019-м киевский сервис доставки свежей рыбы Seadora.

«Он не закрыт, но пострадал сильнее всего», – говорит управляющий партнер фонда Андрей Довженко. Раздав все запасы со складов в столице еще в конце февраля, основатель Андрей Дрогобыцкий готовит рестарт в ОАЭ.

Однако небольшое военное кладбище стартапов все же появилось. Логистический хаос первых недель не пережили ориентированные на украинский рынок FoodTech-проекты. Сервисы доставки типа Goodex взлетели в пандемию и не выдержали удара войны. После прекращения работы в конце февраля возобновить бизнес, по подсчетам основателя Владислава Савченко, стоило бы $300 000–500 000. «Тратить их в Украине не очень хочется», – признается он.

Для развития филиала в Польше, работающего с июля 2021-го, нужно было в пять раз больше. Савченко продал польский бизнес землякам-экспатам – владельцам сети магазинов с украинскими товарами Best Market Роману и Сергею Колесникам.

Свернуть сервис в шести странах Европы за считанные дни до нападения России – роковой просчет фаундеров сервиса доставки Rocket. Основной инвестор стартапа Тимур Рохлин был арестован в Израиле в конце прошлого года. Кофаундеры Алексей Юхимчук и Станислав Дмитрик надеялись сохранить бизнес хотя бы в Украине. Не получилось – 24 февраля он прекратил деятельность и с конца весны стартап пытается официально обанкротиться.

Быть глобальным – залог выживания в войну, как мантру повторяют опрошенные Forbes инвесторы. Желательно, чтобы продукт можно было масштабировать на новых рынках с минимальными усилиями, говорит управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group Владимир Кривко.

Близкая и понятная Польша – очевидный первый шаг на европейских рынках. Основатель сервиса доставки медикаментов Liki24.com Антон Авринский сделал его еще в 2021 году. Начало экспансии до войны позволило в июле дойти до 800 000 клиентов в четырех европейских странах.

В Украине до середины июля продажи едва возобновились до половины довоенных. Треть выручки приносят Румыния и Польша, рассказывает Forbes вице-президент по экспансии Liki24.com Тарас Потичный. Однако наибольшие надежды на только что запущенную доставку сразу в 20 городах Италии – первой остановки на пути в состоятельную Западную Европу.

«Демографическая» стартап-яма

В Skyworker в настоящее время 30 000 пользователей из 92 стран. Команда из 16 человек рассеяна по Украине. Основательницы вместе с маркетинг-директором Ольгой Капинос с марта курсируют между Варшавой и Киевом. На польский рынок они отправились вслед за клиентами.

В мирное время ядром аудитории были украинские IT-специалисты, которых нанимали местные компании. Через две-три недели полномасштабной войны IT-компании начали искать польских разработчиков с сопоставимыми зарплатами, говорит Терпель.

Хватит ли на всех кандидатов? За первый месяц работы в Польше на Skyworker зарегистрировалось 3000 местных инженеров – это менее 1% айтишников в стране. Украинский IT-рынок сократился, в безопасную Европу выехало до 57 000 человек. Осталось, по подсчетам Львовского IT-кластера, около 228 000 специалистов.

Миграция играет на руку Skyworker. «Разработчики переезжают и разносят информацию о нас по своим комьюнити», – говорит Бернацкая. Под развертывание в Восточной Европе стартап привлек грант от Google for Startups. IT-гигант запустил программу с инвестициями в $100 000 для пострадавших от войны украинских проектов.

Искать венчурные деньги основательницы не спешат – для начала нужна стабильность. «Для нас это означает 100% доходность на рынке восточноевропейских кандидатов», – говорит Терпель.

Война не закрыла путь к чекам со многими нулями. В июле 2022-го украинская образовательная платформа с офисами в Киеве и Барселоне Preply привлекла $50 млн от американского Owl Ventures – это наибольшая сумма за девятилетнюю историю стартапа. «Preply стабильно растет с самого начала существования – инвесторы это ценят», – утверждает его CEO и соучредитель Кирилл Бигай.

Но украинские фонды, которые преимущественно инвестируют на ранних стадиях, больше вкладывали в выживание портфельных проектов, чем в поиск новых. «Уже вышли на переговоры и хотим заключить два-три соглашения», – говорит управляющий партнер AVentures Евгений Сысоев. Обернутся ли военные времена «демографическим» провалом новых стартапов в будущем?

Новые компании будут появляться, но меньше, считает инвестиционный менеджер Flyer One Ventures Елена Мажуга. Дела у фонда идут неплохо – с 24 февраля дюжина украинских проектов фонда подорожала на 11% до суммарных $400 млн. Но за это время Flyer One вкладывался только в западные стартапы.

«Мы сейчас не видим создания компаний», – более пессимистично настроен Соколов из Pragmatech. Исключение – MilitaryTech-стартапы. Около полугода Соколов вместе с 12 единомышленниками из продуктовых IT-компаний закупает нелетальное снаряжение для ВСУ через волонтерский фонд KOLO. Дроны, которые нужны на фронте сотнями, покупают и у многочисленных новых украинских стартапов.

Но о большинстве разработок, особенно программного обеспечения, широкой общественности не рассказывают. Украинский MilitaryTech еще ждет большая волна финансирования, прогнозирует Соколов.

Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться

Материалы по теме
Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине