Украинские инновационные компании оказались крепче, чем ожидалось. Основные выводы пяти месяцев полномасштабного вторжения. /Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в соавторстве с Марией Шарлай
Категория
Инновации
Дата

Стартап-зима. За полгода войны не закрылся ни один украинский стартап из портфеля наиболее активных местных фондов. Миновала ли опасность

6 хв читання

Украинские инновационные компании оказались крепче, чем ожидалось. Основные выводы пяти месяцев полномасштабного вторжения. Фото Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в соавторстве с Марией Шарлай

Украинские стартапы, похоже, смогли адаптироваться даже к большой войне. Но будущее экосистемы под вопросом. В чем проблема?

В начале февраля у украинского стартапа Skyworker все летело. Его приложением для поиска работы в сфере IT пользовалось до 20 000 разработчиков, компания вышла на точку безубыточности и готовилась к инвестициям. Через месяц ситуация была катастрофической. «Март был самым тяжелым», – говорит CEO и соучредительница стартапа Лидия Терпель, 30. Выручка упала почти до нуля, компания и ее клиенты были обеспокоены безопасностью сотрудников.

Оправившись после первых воздушных тревог, Skyworker затеял экспансию в Европу – без плана и инвестиций, но быстро. Результат – прирост аудитории на 50% за пять месяцев полномасштабной войны, выручка почти вернулась на уровень мирного времени. Военная история выживания Skyworker – это не про ошибку уцелевшего.

Кладбище украинских стартапов, не переживших войну, уместится на маленькой клумбе инновационного парка UNIT.City. Что помогает устоять молодым технологическим компаниям в ходе войны?

Специальный военный номер Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный номер Forbes ко Дню Независимости

Данный материал – из специального военного номера Forbes ко Дню Независимости. Приобрести его можно по этой ссылке. Редакция ставила целью сделать объективный срез украинского бизнеса, экономики, государства на шестом месяце войны. В номере мы отдаем дань уважения жертвам российского вторжения.

Все дороги ведут в Польшу

Skyworker больше похож на приложение для знакомств, чем на классический портал по поиску работы. Вакансии оформлены лаконично и привлекательно, ответить на них можно в несколько кликов. Потенциальный работодатель может связаться с кандидатом только при условии, что тот заинтересовался предложением. «Логику продукта позаимствовали из дейтинга, бизнес-модель – из интернет-маркетинга», – говорит Терпель.

Выручку Skyworker приносят 900 зарегистрированных на платформе IT-компаний, половина – в активном поиске сотрудников. Они покупают внутреннюю валюту – юниты, которые списываются за каждого айтишника, приглашенного на собеседование. Для тех, кто нанимает регулярно, действует подписка с безлимитными юнитами. Взамен стартап обязуется привести определенное количество кандидатов.

Терпель и ее кофаундер Александра Бернацкая, 27, вместе работали в школе для свитчеров GoIT. Устраивали на первую работу выпускников – свежеобученных джуниор-разработчиков. В тандеме учредительниц она отвечает за бизнес-стратегию, а немногословная и сдержанная бизнес-партнер – за реализацию продукта. «Она говорит куда, а я знаю как», – улыбается Бернацкая.

Приложение для поиска айтишников в стиле Tinder – уже третья версия Skyworker. Первоначально было классическое рекрутинговое агентство с фокусом на IT-специалистов. В 2019-м основательницы попытались сделать из него техноплатформу с блогами IT-компаний, на которые подписывались бы айтишники в поиске работы.

На продукт потратили львиную долю первых привлеченных инвестиций – $25 000 гранта Украинского фонда стартапов и $150 000 бизнес-ангела из Казахстана Мурата Абдрахманова. Но и он не взлетел.

Удачную бизнес-модель нашли только весной 2021-го. Ставка на удобство для кандидатов и защиту от шквала писем от назойливых рекрутеров с нерелевантными вакансиями сработала.

В первый месяц после запуска прошли точку безубыточности, утверждает Терпель, в течение 2021-го выручка росла в среднем на 150% ежемесячно. Абсолютных цифр по выручке она не раскрывает. Учредители не спеша искали новые инвестиции и планировали выход в Польшу. После 24 февраля пришлось очень ускориться.

Польша гостеприимно приняла не только более 1,2 млн украинских беженцев, как свидетельствуют данные ООН. С начала полномасштабной агрессии офисы в польских городах открыли полдесятка крупнейших IT-компаний Украины и десятки стартапов. Что они там нашли?

Стартап-зима. За полгода войны не закрылся ни один украинский стартап из портфеля наиболее активных местных фондов. Миновала ли опасность /Фото 1

Как пережили пять месяцев войны наиболее активные венчурные игроки. Данные на август 2022 года

Глобализуйся или умри

Украинская стартап-индустрия выросла в период российско-украинской войны на Донбассе. В 2021 году стартапы привлекли $832 млн. Это почти в 20 раз больше, чем в 2014-м, свидетельствует отчет одного из старейших в стране инвестфонда AVentures Capital.

Большая война могла существенно проредить перечень юных технологических компаний. Однако десяток крупнейших частных и государственных венчурных фондов опровергают рост банкротств среди стартапов.

Делать стартапы в Украине никогда не было легко, объясняет феномен живучести венчурный партнер фонда Pragmatech Игорь Соколов. На постоянный приток капитала, к которому привыкли в Кремниевой долине, нечего было и надеяться. «Они не тратят много и не растут любой ценой, – соглашается партнер TA Ventures Олег Маленков. – В трудные времена такие компании имеют более крепкий фундамент».

Два из девяти украинских стартапов в портфеле фонда SMRK – производитель умных протезов Esper Bionics и финансовая платформа Turnkey Lender – получили чеки уже в разгар войны. На паузе лишь запущенный в 2019-м киевский сервис доставки свежей рыбы Seadora.

«Он не закрыт, но пострадал сильнее всего», – говорит управляющий партнер фонда Андрей Довженко. Раздав все запасы со складов в столице еще в конце февраля, основатель Андрей Дрогобыцкий готовит рестарт в ОАЭ.

Однако небольшое военное кладбище стартапов все же появилось. Логистический хаос первых недель не пережили ориентированные на украинский рынок FoodTech-проекты. Сервисы доставки типа Goodex взлетели в пандемию и не выдержали удара войны. После прекращения работы в конце февраля возобновить бизнес, по подсчетам основателя Владислава Савченко, стоило бы $300 000–500 000. «Тратить их в Украине не очень хочется», – признается он.

Для развития филиала в Польше, работающего с июля 2021-го, нужно было в пять раз больше. Савченко продал польский бизнес землякам-экспатам – владельцам сети магазинов с украинскими товарами Best Market Роману и Сергею Колесникам.

Свернуть сервис в шести странах Европы за считанные дни до нападения России – роковой просчет фаундеров сервиса доставки Rocket. Основной инвестор стартапа Тимур Рохлин был арестован в Израиле в конце прошлого года. Кофаундеры Алексей Юхимчук и Станислав Дмитрик надеялись сохранить бизнес хотя бы в Украине. Не получилось – 24 февраля он прекратил деятельность и с конца весны стартап пытается официально обанкротиться.

Быть глобальным – залог выживания в войну, как мантру повторяют опрошенные Forbes инвесторы. Желательно, чтобы продукт можно было масштабировать на новых рынках с минимальными усилиями, говорит управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group Владимир Кривко.

Близкая и понятная Польша – очевидный первый шаг на европейских рынках. Основатель сервиса доставки медикаментов Liki24.com Антон Авринский сделал его еще в 2021 году. Начало экспансии до войны позволило в июле дойти до 800 000 клиентов в четырех европейских странах.

В Украине до середины июля продажи едва возобновились до половины довоенных. Треть выручки приносят Румыния и Польша, рассказывает Forbes вице-президент по экспансии Liki24.com Тарас Потичный. Однако наибольшие надежды на только что запущенную доставку сразу в 20 городах Италии – первой остановки на пути в состоятельную Западную Европу.

«Демографическая» стартап-яма

В Skyworker в настоящее время 30 000 пользователей из 92 стран. Команда из 16 человек рассеяна по Украине. Основательницы вместе с маркетинг-директором Ольгой Капинос с марта курсируют между Варшавой и Киевом. На польский рынок они отправились вслед за клиентами.

В мирное время ядром аудитории были украинские IT-специалисты, которых нанимали местные компании. Через две-три недели полномасштабной войны IT-компании начали искать польских разработчиков с сопоставимыми зарплатами, говорит Терпель.

Хватит ли на всех кандидатов? За первый месяц работы в Польше на Skyworker зарегистрировалось 3000 местных инженеров – это менее 1% айтишников в стране. Украинский IT-рынок сократился, в безопасную Европу выехало до 57 000 человек. Осталось, по подсчетам Львовского IT-кластера, около 228 000 специалистов.

Миграция играет на руку Skyworker. «Разработчики переезжают и разносят информацию о нас по своим комьюнити», – говорит Бернацкая. Под развертывание в Восточной Европе стартап привлек грант от Google for Startups. IT-гигант запустил программу с инвестициями в $100 000 для пострадавших от войны украинских проектов.

Искать венчурные деньги основательницы не спешат – для начала нужна стабильность. «Для нас это означает 100% доходность на рынке восточноевропейских кандидатов», – говорит Терпель.

Война не закрыла путь к чекам со многими нулями. В июле 2022-го украинская образовательная платформа с офисами в Киеве и Барселоне Preply привлекла $50 млн от американского Owl Ventures – это наибольшая сумма за девятилетнюю историю стартапа. «Preply стабильно растет с самого начала существования – инвесторы это ценят», – утверждает его CEO и соучредитель Кирилл Бигай.

Но украинские фонды, которые преимущественно инвестируют на ранних стадиях, больше вкладывали в выживание портфельных проектов, чем в поиск новых. «Уже вышли на переговоры и хотим заключить два-три соглашения», – говорит управляющий партнер AVentures Евгений Сысоев. Обернутся ли военные времена «демографическим» провалом новых стартапов в будущем?

Новые компании будут появляться, но меньше, считает инвестиционный менеджер Flyer One Ventures Елена Мажуга. Дела у фонда идут неплохо – с 24 февраля дюжина украинских проектов фонда подорожала на 11% до суммарных $400 млн. Но за это время Flyer One вкладывался только в западные стартапы.

«Мы сейчас не видим создания компаний», – более пессимистично настроен Соколов из Pragmatech. Исключение – MilitaryTech-стартапы. Около полугода Соколов вместе с 12 единомышленниками из продуктовых IT-компаний закупает нелетальное снаряжение для ВСУ через волонтерский фонд KOLO. Дроны, которые нужны на фронте сотнями, покупают и у многочисленных новых украинских стартапов.

Но о большинстве разработок, особенно программного обеспечения, широкой общественности не рассказывают. Украинский MilitaryTech еще ждет большая волна финансирования, прогнозирует Соколов.

Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине