Telegram решился зарабатывать на пользователях. Причем здесь война и Украина /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Telegram решился зарабатывать на пользователях. Причем здесь война и Украина

3 хв читання

Shutterstock

Мессенджер братьев Павла и Николая Дуровых больше не будет полностью бесплатным – с 19 июня компания запустила премиум-подписку. Это уже вторая попытка монетизировать мессенджер, получивший новую волну пользователей во время российской агрессии. Как это будет работать?

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

«Telegram должен финансироваться в первую очередь пользователями, а не рекламодателями», – так в начале июня анонсировал введение платной подписки CEO и основатель мессенджера Павел Дуров. Фаундер годами утверждал, что запущенный в 2013 году мессенджер всегда останется бесплатным. Теперь – продает дополнительные функции.

Цена вопроса

Сначала тарифный план Telegram Premium стал доступен только пользователям приложения на iOS – его следует обновить в AppStore до последней версии. Ценовая политика зависит от географии. Тариф для пользователей с украинским и польским номером – $5,99, в Индии – $6, в Испании – $5,77, пишет TechCrunch.

О земляках Дуров тоже позаботился. Подписка через магазин приложений Apple стоит 449 руб., или $7,9 по официальному курсу. Провести платеж в России можно только со счетов двух мобильных операторов. Однако альтернативная оплата через специальный бот внутри Telegram на 15% дешевле и позволяет обойти санкционные ограничения в AppStore. Для пользователей на Android это будет единственная доступная опция – с середины апреля Google окончательно заблокировал платные подписки для россиян.

Новая политика Telegram – продавать расширенные возможности, все доступные на 19 июня функции остаются бесплатными.

Среди возможностей, предоставляемых Premium:

  • удвоение лимитов на скорость загрузки и объем файлов с 2 ГБ до 4 ГБ;
  • удвоение лимитов подписок на каналы (до 1000); папок с чатами (до 20 по 200 чатов в каждой);
  • подключение четвертого аккаунта к приложению;
  • эксклюзивные стикеры, реакции на сообщения, видеоаватары, значок подписчика пользователя;

В премиум-версии также появилась расшифровка голосовых сообщений, среди прочих поддерживающая украинский язык. Теперь текстовую версию сообщения можно прочитать только в приложении – копирование или пересылка другим пользователям недоступна.

Монетизация позволит Telegram покрывать расходы на постоянно растущие серверы и трафик, говорил Дуров в конце 2020-го. На развитие мессенджера ушла значительная часть состояния, которое основатель получил от продажи своего предыдущего детища – российской соцсети «ВКонтакте». Соглашение стоило покупателю – Ивану Таврину, бизнес-партнеру российского олигарха Алишера Усманова – около $400, подсчитал российский Forbes. Сейчас капитал Дурова, осевшего в ОАЭ, американский Forbes оценивает в $15,1 млрд.

Попытка капитализировать Telegram за счет собственной блокчейн-платформы TON и криптовалюты Gram провалилась из-за претензий американского регулятора. Компания привлекла под проект $1,7 млрд от звездных инвесторов и все еще судится за их возвращение.

Растет на нестабильности

В 2020 году Дуров впервые объявил о введении платных функций для бизнеса. На практике это вылилось в объявления в публичных Telegram-каналах, часто с рекламой криптопроектов. Метрики компания не разглашает. Эксперимент оказался успешнее, чем ожидалось, без подробностей пишет основатель.

Telegram оценивает расходы на поддержание серверов в сотни миллионов долларов в год. Цель компании – достичь миллиардной посещаемости и еще больших счетов за трафик. Откуда ей взяться?

Telegram с 700 млн активной аудитории в месяц – не самый популярный мессенджер в мире. Ближайшие конкуренты от Meta – Facebook Messenger и WhatsApp – имеют 1 и 2 млрд пользователей соответственно. Однако в последний год сервис с российскими корнями уверенно отбирает долю новых загрузок у других приложений, ссылается TechCrunch на майское исследование аналитиков Sanford C. Bernstein.

Не последнюю роль сыграла война на Украине. За время российской агрессии украинцы нарастили использование мессенджера в восемь раз, свидетельствует исследование Kantar. В апрельском рейтинге приложений Telegram уступает лишь постоянному лидеру Viber. Главный конкурент в Украине – уже давно бизнес, 2020-й стал первым полностью прибыльным для Viber. У него на февраль прошлого года было около 245 млн активных месячных пользователей, к тому времени вдвое меньше, чем у Telegram.

Мессенджер Дурова растет не только благодаря обмену сообщениями. Каналы позволяют отслеживать новости. Сейчас в топ-5 самых популярных в Украине Telegram-каналов – новостной дайжджест «Труха Украина», за время войны выросший с 180 000 подписчиков до 1,9 млн. Завели свои каналы и государственные органы, и публичные лица. Инструмент позволяет напрямую достигать читателей, без модерации контента со стороны платформы и капризов алгоритмической ленты.

Месячная аудитория Telegram в России с 24 февраля выросла вдвое – до 40 млн пользователей, сообщает The Bell. Причина – признание Meta экстремистской организацией в России и блокирование Facebook и Instagram Роскомнадзором.

Мессенджер Дурова не впервые становится бенефициаром геополитической нестабильности. Недавний пример – штурм Капитолия поклонниками Дональда Трапма в январе 2021-го. Тогда же администрация Telegram объявила, что приложение превысило отметку в 0,5 млрд пользователей, получив 25 млн регистраций за 72 часа.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд