H&M не може продавати в США елементарні футболки, доки не підтвердить «ДНК» бавовни. /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Gap или H&M не могут продавать в США элементарные футболки, пока не подтвердят «ДНК» хлопка. Все – в рамках борьбы с принудительным трудом в мире. Как технологические стартапы помогают им в этом

H&M не может продавать в США элементарные футболки, пока не подтвердит «ДНК» хлопка. Фото Shutterstock

Технология, обычно используемая для поиска убийц, нашла новое применение. Теперь с ее помощью определяют, где произвели хлопок, из которого сшили вашу футболку. Новые запреты на импорт в США заставляют ритейлеров искать способы доказать, что их поставки не происходят из таких мест, как Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Несоблюдение запрета может стоить брендам миллионы долларов в виде конфискованных товаров

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Как при расследовании преступления пятна крови на одежде жертвы проверяют для определения подозреваемых, так и новозеландский стартап Oritain использует криминалистическую экспертизу в своей работе. С ее помощью Oritain может сообщить компаниям, используют ли они в своем производстве хлопок из стран и регионов, где не гнушаются принудительным трудом, например, из Туркменистана или Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе Китая.

С 2020-го заказы Oritain выросли в пять раз, ведь именно тогда потребители и регуляторы начали оказывать давление на производителей одежды и текстиля относительно использования принудительного труда. Сегодня стартап помогает более чем 100 крупным брендам и ритейлерам, таким как Shein, Primark и Lacoste, с проверкой материалов. Oritain ищет возможные совпадения, пробивая образцы компаний в собственной базе данных.

«Мы можем помочь вам понять, кто в вашей цепи поставок – добросовестный партнер, а кто – нет», – объясняет Грант Кокрейн, гендиректор Oritain, которая в июле этого года привлекла $57 млн от Chanel и других инвесторов.

Подобные технологии, помогающие компаниям лучше понимать деятельность своих поставщиков с помощью проверок продуктов, создания карт поставки или оценки рисков, быстро перешли из категории «интересные» в категорию «необходимые».

Запрет импорта вплоть до уничтожения товара

В прошлом году в США вступил в силу закон, запрещающий бизнесу импортировать продукты из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Если таможня выявляет потенциальных импортеров-нарушителей этого закона, она имеет право арестовать подозрительный груз. Если в 30-дневный срок импортер не может доказать свою невиновность, груз отправляют поставщикам или уничтожают. Компании это может обойтись в миллионы долларов потерянных продаж.

И даже если доказательства законности импорта будут, рассмотрение дела может настолько затянуться, что товары в грузе утратят свою актуальность. К примеру, компания заказывала шорты и майки на начало летнего сезона, а получает их осенью.

Со времени вступления в силу этого закона в прошлом июне Погранично-таможенная служба США сообщила, что задержала различные товары – от электроники до одежды и помидоров – на общую сумму $1,7 млрд. Четыре груза из 10 вернули импортерам после того, как они доказали, что те происходят не из Синьцзян-Уйгурского района.

Согласно данным Австралийского института стратегической политики, по крайней мере 82 крупных компании, среди которых Nike, Gap и H&M, имели связи с регионом по состоянию на 2019 год. /Shutterstock

Согласно данным Австралийского института стратегической политики, по крайней мере 82 крупных компании, среди которых Nike, Gap и H&M, имели связи с регионом по состоянию на 2019 год. Фото Shutterstock

«Все настолько серьезно, что эта проблема стала приоритетом уровня гендиректора во всех наших компаниях, – рассказал Нейт Герман, старший вице-президент по вопросам политики в Американской ассоциации одежды и обуви.

Ужасные условия работы в Синьцзян-Уйгурском районе, где производится пятая часть мирового хлопка, впервые оказались в центре внимания в 2017 году. Тогда правозащитные группы начали писать об уйгурах, удерживаемых против их воли и принуждаемых к работе.

Отчет ООН в прошлом году описал «постоянные пытки и другие формы жестокого, бесчеловечного и унизительного отношения», которые подпадают под понятие «преступления против человечности». Китай защищает эту программу, утверждая, что это такое профессиональное обучение и прочее образование.

Хлопок из Синьцзяна

Для индустрии одежды необходимость избавиться от хлопка из Синьцзяна стала большой головной болью. Согласно данным Австралийского института стратегической политики, по крайней мере 82 крупных компании, среди которых Nike, Gap и H&M, имели связи с регионом по состоянию на 2019 год.

Два года спустя, когда Oritain случайным образом выбрала 1000 образцов хлопковой одежды разных брендов в разных магазинах США, то обнаружила, что 16% этой одежды произведено из синьцзянского хлопка.

Чтобы помочь компаниям разорвать связи с проблемным регионом, Американская ассоциация индустрии моды начала устраивать во время пандемии регулярное собрание и вебинары с 30 компаниями. Им предлагали разные технологии для проверки продуктов – некоторые методы были очень ценны.

«Это ночной ужас, когда таможня останавливает твой груз и просит предоставить все документы о его происхождении, – рассказала Джулия Гьюз, президент ассоциации. – Это очень утомительный процесс».

Правительство хочет видеть документальное подтверждение на каждый шаг производства товара – от сырья, из которого производился материал, и далее. А это сделать нелегко, если тебе неизвестны все детали твоей цепи снабжения. Ранее компании могли напрямую работать с сотнями поставщиков, но почти ничего не знать о поставщиках своих поставщиков.

Все больше компаний сегодня тратят деньги на создание детальной карты своих цепей поставок, чтобы можно было быстро найти все детали о происхождении товаров в задержанном грузе. К примеру, продавец кухонной утвари Williams-Sonoma и обувные компании Hoka и Ugg работают с бостонским стартапом Sourcemap.

Гендиректор Sourcemap Леонардо Бонанни называет свою компанию LinkedIn для поставщиков. Суть работы – каждая компания приглашает своих поставщиков, которые в свою очередь приглашают собственных поставщиков. И так – пока сформируется полный список цепи.

В среднем компания получает около 50 000 «звеньев» в своей цепи поставок. Ранее поставщики неохотно подключались к сети, но теперь их участие на уровне 92%. Не участвующие – это сразу тревожный звоночек.

«Нет ничего хуже поставщика, который не говорит тебе, где он покупает свой товар», – говорит Бонанни. Sourcemap, берущая ежемесячную плату за свое ПО, за последние три года зафиксировала увеличение продаж в 10 раз. В июне она привлекла $20 млн инвестиций.

Миллиарды документов

Еще один стартап, Sayari, помогает выискивать скрытые связи с Синьцзянем, анализирует миллиарды документов о праве на собственность компаний и мировых торговых транзакциях. Sayari может обозначить в качестве подозрительных 12 поставщиков, а компания-заказчик затем проводит дальнейшее расследование.

«Это позволяет нашим клиентам отсортировать риски в собственных цепях поставок», – говорит Дэвид Линч, глава международных аналитических решений в Sayari.

Результаты физических проверок, таких как Oritain, импортеры иногда предоставляют таможенникам как часть большего пакета документов. Но они дороги и редко являются решающим фактором. «В лучшем случае такие тесты – частица большего пазла», – говорит Джон Фут, юрист по международной торговле в фирме Kelley, Drye & Warren.

Как правило, компания использует различные технологии, чтобы создать полную картину цепи поставки, и может быть изумлена, найдя случаи мошенничества или подделки документов.

А ставки могут быть очень высокими. После того, как Bloomberg сообщил, что Shein имеет связи с Синьцзянем, американские политики и государственные прокуроры выступали за отсрочку выхода компании на биржу, пока она докажет, что не использует товар, произведенный с использованием принудительного труда.

Чтобы доказать легитимность своих цепей поставок, Shein проверяет сотни продуктов в месяц с помощью Oritain. Питер Пернот-Дэй, глава стратегических коммуникаций Shein, сообщил Forbes, что около 2% результатов тестов показали связи с Синьцзянем или Туркменистаном. Когда выявляют такие случаи, увеличивается количество тестов и проверок. В прошлом году компания разорвала сотрудничество с тремя из 40 фабрик-партнеров.

«Это позволяет нам наблюдать за ситуацией, – объяснил Пернот-Дэй. – Уверенность в наших цепях поставок и возможность сказать клиентам, что они тоже могут быть уверены в том, что покупают – это для нас неоценимо».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине