Минэкономики и Кабмин отказались от идеи ограничить вознаграждение топ-менеджеров в госсекторе, однако будут продолжать поиски вариантов, как сэкономить на зарплатах в государственных компаниях и ведомствах. Похожая идея во время коронакризиса в 2020 году привела к тому, что госкомпании потеряли некоторых топ-менеджеров-иностранцев. Сколько им платят и почему ограничение зарплат менеджмента – не лучший путь экономии в госсекторе.
Проект постановления Кабмина, разработанный Минэкономики, предлагает до завершения военного положения установить максимальный размер зарплат топ-чиновников госкомпаний и банков (включая наблюдательные советы) в эквиваленте 15 минимальных зарплат, то есть 97 500 грн.
Для некоторых руководителей это решение могло означать кратное падение месячной зарплаты. К примеру, в мае члены наблюдательного совета ПриватБанка получили от 580 000 до 760 000 грн.
Документ планировалось рассмотреть на Кабмине 28 июня, однако, в итоге, правительство решило не торопиться. По словам собеседника среди членов Кабмина, одна из наиболее существенных причин – опасения Минфина, что такое решение не понравится европейским партнерам, а значит, будет угрожать части внешней помощи. «Такое ограничение может противоречить реформе корпоративного управления», – уточняет собеседник.
Впрочем, Минэкономики не отказывается от всеобщего замысла. «Будем в индивидуальном режиме работать с каждым министерством и пересматривать зарплаты/выплаты в соответствии с сегодняшними реалиями», – отметил собеседник в руководстве Минэкономики.
Но правильную ли точку для экономии выбирает правительство?
Угрозы для реформы
Алексей Комличенко, партнер глобального консалтера Odgers Berndtson, специализирующийся на поиске топ-менеджмента, рассказывает, что уже не впервые за последние несколько месяцев слышит подобные инициативы. Идея, по его словам, в том, что во время войны никто в стране не должен зарабатывать больше, чем военные на передовой. Месячное вознаграждение военнослужащих составляет примерно 100 000 грн. Комличенко, сам недавно вернувшийся из рядов ВСУ, считает эту инициативу «несколько популистической».
Ограничение зарплат – не первая идея подобного рода. В апреле депутаты приняли закон, который позволил увольнять членов наблюдательных советов госпредприятий и банков, если они в случае необходимости безотлагательно не появятся по адресу предприятия. В конце мая Кабмин разрешил не проводить конкурсные отборы в госсекторе на период военного положения.
По словам Комличенко из Odgers Berndtson, к нему уже обращались за консультациями топ-менеджеры некоторых госкомпаний. «Они рассматривают возможность расторгнуть контракт с украинскими госпредприятиями из-за возможного снижения вознаграждения», – говорит Комличенко.
Что будет в случае увольнения таких функционеров? Специалистов с необходимым опытом и безупречной репутацией могут заменить менее добропорядочные лица, которых изберут в ручном режиме, опасается руководитель направления управления публичным имуществом Transparency International Ukraine Кристина Зелинская.
Во время пандемии государство уже сталкивалось с подобными проблемами – из-за увольнения членов некоторых наблюдательных советов и топ-менеджмента после того, как вознаграждение ограничили на время карантина «потолком» в 47 230 грн. К примеру, из состава наблюдательного совета «Укрзализныци» (УЗ) решил выйти старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Аслунд, в том числе из-за того, что с апреля 2020 года членам наблюдательного совета УЗ не выплачивали зарплаты.
Секретные зарплаты. Должны ли госкомпании раскрывать зарплаты топ-руководителей
(Нажмите «Читайте больше», чтобы открыть полный текст)
В октябре прошлого года депутаты обязали госкомпании (и банки) ежемесячно раскрывать информацию о размере оплаты труда руководства.
Однако норма распространяется не на все госкомпании. Например, она не распространяется на акционерные общества, а это такие компании, как «Нафтогаз», «Укрзализныця», «Укрпочта». Поэтому нельзя сказать, что информация о вознаграждениях в полном объеме доступна широкой публике.
Forbes проанализировал сайты 15 крупнейших госкомпаний и четырех госбанков на предмет раскрытия информации о вознаграждениях. Результат – эти данные найти трудно или представлены не в полном объеме.
Некоторые сайты госкомпаний вообще не работают, например: «Администрация морских портов Украины» и «Автомобильные дороги Украины».
За и против
Желание государства сэкономить во время войны понятно, как и желание проявить солидарность – ведь из-за войны часть бизнеса и населения теряют доход, тогда как топ-менеджеры и наблюдательные советы госкомпаний получают большие деньги, говорит независимый консультант по корпоративному управлению и основатель еженедельника Ukrainian SOE Weekly Андрей Бойцун.
Однако сокращение уровня оплаты труда топ-менеджмента в госсекторе, вероятнее всего, позволит достичь лишь второй цели, считает он. «Сокращение таких расходов может привести к тому, что лучшие люди уволятся, а это приведет к менее эффективной деятельности и увеличению убыточности госкомпаний», – объясняет Бойцун.
Роль наблюдательных советов во время кризисов, напротив, растет, говорит независимый консультант по корпоративному управлению Дмитрий Яблоновский. По его словам, в критические моменты члены советов помогают менеджменту принимать стратегические решения, на которые у него не хватает времени из-за увеличения объемов операционных задач.
Без эффективного корпоративного управления госкомпании и банки могут снова стать убыточными и превратиться в предмет политических торгов и коррупционных схем, считает Бойцун.
До внедрения в 2015 году реформы корпоративного управления, полноценно коснувшейся 15 крупных ГП и государственных банков, госсектор был преимущественно убыточным. 2014 год 100 самых крупных госпредприятий (без учета банков) закончили с совокупным убытком в 116,6 млрд грн. В 2018-м благодаря реформам 100 самых крупных госкомпаний получили чистую прибыль в размере 25,3 млрд грн. Семь лет спустя 14 ГП отчитались об общей прибыли на сумму около 13 млрд грн за первое полугодие 2021 года.
Другой риск – потеря доверия к госпредприятиям со стороны международных партнеров, говорит член наблюдательного совета «Укрзализныци» Анатолий Амелин. Более половины наблюдательного совета УЗ, добавляет он, независимые члены. Сам же наблюдательный совет формировался с участием иностранных организаций, в том числе IFC, ЕБРР, МВФ и Европейской комиссии.
По мнению Бойцуна, сокращение зарплат в госкомпаниях возможно – например, если в результате войны наблюдательный совет стал менее вовлечен в дела госпредприятия, а затем может получать и меньшее вознаграждение. Такие наблюдательные советы есть. Но есть и такие, которые, напротив, начали работать больше, потому что напрямую включились в налаживание необходимых международных контактов и организацию логистики. «Для этого нужно оценивать эффективность наблюдательного совета каждой компании, но для этого также нужно иметь профессиональный штат со стороны государства как акционера, который будет это делать», – объясняет Бойцун. Другой вариант, считает он, – менеджмент и члены наблюдательных советов могли бы добровольно проявить солидарность и публично направить часть своего вознаграждения в помощь военным или другие нужды страны.
Сколько зарабатывают руководители и члены наблюдательных советов госкомпаний
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.