Война вызвала ажиотаж на бутылированную питьевую воду. Как компании и торговые сети борются с дефицитом /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Война вызвала ажиотаж на бутылированную питьевую воду. Как компании и торговые сети борются с дефицитом

Getty Images

В столичных продуктовых сетях в первые дни войны с полочек быстро исчезала питьевая вода. «Спрос на нее очень резко увеличился, и мы не всегда успевали наполнять полочки достаточным количеством товара, – говорит директор сети «Коло» Марина Сергиенко. – Но ситуация нормализовалась». В «Сильпо» спрос на воду до сих пор высокий, говорят в пресс-службе.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Очереди за водой частично забирают на себя водоматы, которые находятся вблизи супермаркетов. Часть из них, в частности Ecosoft, наливают воду бесплатно. У компании 164 собственных водомата. «24 февраля были большие очереди, – говорит CEO и совладелец компании Андрей Митченко. – Теперь спрос средний». Но не все водоматы выдерживают нагрузку, ломающиеся компания не всегда успевает ремонтировать.

У крупных производителей питьевой воды другая проблема – у них заканчиваются заготовки, из которых выпускают бутылки и жестяные банки, а также пленка и крышки. В Украине три основных производителя, которые их снабжают. Эти компании находятся в Днепре и Харькове, говорит СЕО производителя минеральных вод и безалкогольных напитков «Карпатська Джерельна» Никита Нивирастюк. Проблема – доставить сырье из Днепра.

Его завод, находящийся во Львовской области, остановился в начале войны на четыре дня, чтобы работники отвезли своих родных и близких в безопасные места. «Мы запустились и работаем в одну смену вместо троих. И на остатках сырья, – говорит Нивирастюк, – пытаемся слепить продукт из того, что есть». Компания вместо 500 000 бутылок воды выпускает всего 100 000 в день.

На полную мощность работает черкасский производитель воды и детского питания «Экония». Этот завод бесплатно обеспечивает водой детские больницы, роддома и терроборону в Киеве, Харькове, Кропивницком и Черкассах. Но и у него тоже недостаточно сырья для упаковки – заканчиваются крышки, пленки и преформа для бутылок. Недавно компания потеряла одного поставщика комплектующих, находившегося под Херсоном. «Ему разбомбили полностью завод», – говорит президент «Эконии» Ирина Варагаш.

Другие компании приостановились, по словам предпринимателя, потому что столкнулись с нехваткой работников или перебоями электроэнергии.

Логистика

Проблемы с логистикой не только в плане комплектующих, но и с доставкой готового продукта. Когда началась война, часть транспортных компаний приостановили работу. А затем некоторые участки дороги стали опасны для проезда. Их объезд и очереди на блокпостах увеличивают расходы по доставке в два раза, говорит Варагаш. «Машина, стоящая в очереди на блокпосте, должна быть на низком ходу, где бензин расходуется вдвое больше», – объясняет она. К тому же добавляются расходы на работников, которых нужно мотивировать везти товар по опасной трассе.

Но доставить воду сложно не только в Киев или в города, где происходят боевые действия. «Мы по Львовщине, Тернопольщине доставляем, но не полностью, – говорит Нивирастюк. – Основная проблема с водителями фур, потому что половина из них в терробороне, а также с перебоями топлива».

Торговые сети быстро подключаются к созданию новых логистических цепочек. К примеру, «Ашан» самостоятельно забирал воду на свои склады со львовского завода, а АТБ – с черкасского, рассказывают производители воды.

«Мы консолидируемся с ними, например, АТБ дает свой транспорт, – говорит Варагаш. – Они очень оперативно это делают и находят хоть какой-нибудь транспорт». До войны поставщики завозили воду самостоятельно на склады сетей. «Сейчас разговор таков: везите все, что у вас есть, – говорит Нивирастюк. – Это негазированная вода в большом объеме – два-шесть литров».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине