В столичных продуктовых сетях в первые дни войны с полочек быстро исчезала питьевая вода. «Спрос на нее очень резко увеличился, и мы не всегда успевали наполнять полочки достаточным количеством товара, – говорит директор сети «Коло» Марина Сергиенко. – Но ситуация нормализовалась». В «Сильпо» спрос на воду до сих пор высокий, говорят в пресс-службе.
Очереди за водой частично забирают на себя водоматы, которые находятся вблизи супермаркетов. Часть из них, в частности Ecosoft, наливают воду бесплатно. У компании 164 собственных водомата. «24 февраля были большие очереди, – говорит CEO и совладелец компании Андрей Митченко. – Теперь спрос средний». Но не все водоматы выдерживают нагрузку, ломающиеся компания не всегда успевает ремонтировать.
У крупных производителей питьевой воды другая проблема – у них заканчиваются заготовки, из которых выпускают бутылки и жестяные банки, а также пленка и крышки. В Украине три основных производителя, которые их снабжают. Эти компании находятся в Днепре и Харькове, говорит СЕО производителя минеральных вод и безалкогольных напитков «Карпатська Джерельна» Никита Нивирастюк. Проблема – доставить сырье из Днепра.
Его завод, находящийся во Львовской области, остановился в начале войны на четыре дня, чтобы работники отвезли своих родных и близких в безопасные места. «Мы запустились и работаем в одну смену вместо троих. И на остатках сырья, – говорит Нивирастюк, – пытаемся слепить продукт из того, что есть». Компания вместо 500 000 бутылок воды выпускает всего 100 000 в день.
На полную мощность работает черкасский производитель воды и детского питания «Экония». Этот завод бесплатно обеспечивает водой детские больницы, роддома и терроборону в Киеве, Харькове, Кропивницком и Черкассах. Но и у него тоже недостаточно сырья для упаковки – заканчиваются крышки, пленки и преформа для бутылок. Недавно компания потеряла одного поставщика комплектующих, находившегося под Херсоном. «Ему разбомбили полностью завод», – говорит президент «Эконии» Ирина Варагаш.
Другие компании приостановились, по словам предпринимателя, потому что столкнулись с нехваткой работников или перебоями электроэнергии.
Логистика
Проблемы с логистикой не только в плане комплектующих, но и с доставкой готового продукта. Когда началась война, часть транспортных компаний приостановили работу. А затем некоторые участки дороги стали опасны для проезда. Их объезд и очереди на блокпостах увеличивают расходы по доставке в два раза, говорит Варагаш. «Машина, стоящая в очереди на блокпосте, должна быть на низком ходу, где бензин расходуется вдвое больше», – объясняет она. К тому же добавляются расходы на работников, которых нужно мотивировать везти товар по опасной трассе.
Но доставить воду сложно не только в Киев или в города, где происходят боевые действия. «Мы по Львовщине, Тернопольщине доставляем, но не полностью, – говорит Нивирастюк. – Основная проблема с водителями фур, потому что половина из них в терробороне, а также с перебоями топлива».
Торговые сети быстро подключаются к созданию новых логистических цепочек. К примеру, «Ашан» самостоятельно забирал воду на свои склады со львовского завода, а АТБ – с черкасского, рассказывают производители воды.
«Мы консолидируемся с ними, например, АТБ дает свой транспорт, – говорит Варагаш. – Они очень оперативно это делают и находят хоть какой-нибудь транспорт». До войны поставщики завозили воду самостоятельно на склады сетей. «Сейчас разговор таков: везите все, что у вас есть, – говорит Нивирастюк. – Это негазированная вода в большом объеме – два-шесть литров».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.