Марк Цукерберг /Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная
Категория
Лидерство
Дата

«Доверие разрушено, осталось ощущение измены». Почему сотрудники Meta полагают, что Марк Цукерберг приближает компанию к кризису. Рассказывает The Washington Post

4 хв читання

Сотрудники Meta сомневаются в лидерских качествах Марка Цукерберга, гендиректора компании. Фото Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

Из-за сокращений и безрезультатных инвестиций в метавселенную, основатель Facebook Марк Цукерберг потерял свое бизнес-видение и доверие команды. О таких настроениях узнало издание The Washington Post по анонимным рассказам бывших и действующих работников техногиганта. Forbes пересказывает историю Цукерберга, у которого что-то пошло не так

По словам более 20 бывших и нынешних сотрудников компании Meta, ее гендиректор Марк Цукерберг приближает команду к кризису. Когда увольняют почти 21 000 твоих коллег, исчезает чувство безопасности и веры в компанию: каждый может стать следующим.

На прошлой неделе акции Meta выросли на 13% после отчета о выручке компании, которая выросла впервые за почти год. Впрочем, по словам инсайдеров, сокращение штата и новые заявления Цукерберга о дополнительном урезании расходов разрушили веру коллектива в компанию.

Даже некоторые из топовых руководителей Meta обвиняют Цукерберга в проблемах компании.

К примеру, Meta наняла 41 000 человек во время пандемии, пытаясь воспользоваться увеличением инвестиций. Как удалось узнать WP, тогда Цукерберг принимал некоторые решения об увеличении штата, несмотря на возражения исполнительных директоров.

Теперь Цукерберг считает сокращение расходов за счет уменьшения штата необходимостью, спровоцированной ростом учетной ставки и геополитической нестабильностью. К такому решению прибегло много технокомпаний.

Это решение испортило и без того подмоченную репутацию Meta среди работников. Благодаря ряду скандалов, таких как роль Facebook в распространении дезинформации во время президентских выборов в США в 2016-м, компании уже было трудно нанимать и удерживать таланты.

А в октябре, еще до массовых сокращений, только 31% работников Meta ответили, что уверены в пути, который лидеры компании избрали для организации. Это на 11% меньше, чем в мае 2022 года.

На прошлой неделе Цукерберг заверил, что в компанию вернется стабильность, как только завершится процесс реструктуризации. Но после семи месяцев постоянных сокращений сложно сказать, сможет ли гендиректор вернуть доверие подчиненных.

«Особенностью Meta было доверие. Мы вместе пили шипучку и чувствовали, будто это наша компания. Готовы были защищать ее, когда все говорили: она – воплощение зла, – рассказал один из работников Meta. – Но доверие было разрушено, осталось только чувство предательства».

Решения в Facebook во время пандемии

Когда пандемия посодействовала буму онлайн-торговли, Facebook сообщила, что е-торговля стала крупнейшим рекламным сектором компании. Чтобы воспользоваться этой возможностью, она почти вдвое увеличила количество штата между 2019-м и 2022-м.

Появились новые продукты – Facebook Shop и Instagram Shop, с помощью которых можно продавать товары в соцсетях, а также Live Shopping, похожий на «Магазин на диване», но для соцсетей.

Однако рискованно было полагаться на е-торговлю, ведь компании могут в любой момент отказаться от рекламы, не увеличивающей продажи.

Виртуальная реальность

Слишком оптимистичной Meta была и в оценке успехов метавселенной.

Шлем виртуальной реальности Oculus.

Шлем виртуальной реальности Oculus.

Когда в октябре 2021-го Цукерберг сменил название компании на Meta, чтобы отметить развитие нового направления деятельности, команда восприняла такое решение с предосторожностью.

Некоторые работники Reality Labs, подразделения компании, занимающегося виртуальной реальностью, радовались тому, что станут центром деятельности Meta. Однако их также беспокоило пристальное внимание к подразделению, еще не показавшему коммерческих результатов.

С 2014 года, когда Meta купила компанию виртуальной реальности Oculus, инвестиции в разработку оборудования для метавселенной резко выросли. Meta пыталась разрабатывать очки дополненной реальности, смарт-часы и шлемы виртуальной реальности. Не останавливал компанию даже низкий интерес потребителей к таким продуктам.

К примеру, устройство для видеозвонков Portal, которое Meta рекламировала как коммуникатор следующего поколения еще с 2018-го, не оправдывало прогнозов продаж. А те, кто все же покупал устройство, не слишком часто им пользовались.

«Цели не достигались, но все понимали, что это не имело значения», – отметил бывший сотрудник компании.

Во время пандемии девайс пытались представить как бизнес-продукт для дистанционной работы, но безуспешно. Только в 2022 году компания закрыла работу над Portal.

Схожие проблемы были и с шлемами Quest, которые помогали погружаться в виртуальную реальность Horizon Worlds, созданную Meta, и в метавселенные других производителей.

Оказалось, что покупатели часто пользуются этими шлемами всего несколько недель. Кто же пользуется ими регулярно, чаще отправляются в метавселенные конкурентов, например, Rec Room и VRChat.

Meta теряет миллиарды долларов на метавселенной: в прошлом году потери достигли более $13,7 млрд, в 2021-м – $10,2 млрд, а в 2020-м – $6,6 млрд.

В декабре из компании ушел Джон Кармак, бывший технологический директор Oculus и консультант подразделения виртуальной реальности. Несмотря на авторитет и высокую должность, он не смог преодолеть непроизводительность подразделения, что его очень огорчало.

«У нас огромное количество людей и ресурсов, но мы постоянно саботируем сами себя и сами себе мешаем», – написал Кармак в прощальном сообщении.

Facebook

Дела соцсети компании тоже идут не так хорошо, как хотелось бы ее руководству. В начале 2022 года компания сообщила о падении количества ежедневных пользователей приложением Facebook впервые за 10 лет.

Аватары в метавселенной

Аватары в метавселенной Horizon Worlds, которую создала Meta.

В последние три месяца 2021-го количество пользователей сократилось на около полумиллиона. Акции компании обрушились более чем на четверть.

Летом прошлого года Цукерберг и другие директора начали говорить менеджерам о необходимости определить наименее производительных работников, а процесс найма новых почти остановился.

Заявления о сокращении штата распространили ощущение тревоги и пренебрежения среди сотрудников Facebook. В ноябре прошлого года решение, кого уволить, принимало высшее руководство, а не менеджеры подразделений.

В настоящее время компания находится в процессе второго раунда сокращений работников – в апреле решено сократить еще 4000 рабочих мест.

Неудивительно, что во время последнего общего собрания компании, запись которого удалось получить WP, сотрудники ставили под сомнение лидерство Цукерберга.

В конце концов он уже нарушил обещание о том, что сокращений штата больше не будет.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд