Категория
Жизнь
Дата

НАУ впервые возглавила женщина, еще и без PhD. Почему назначение Ксении Семеновой – символ начала реформ в управлении госуниверситетами? Рассказывает ректор Университета КШЭ Тимофей Брик

5 хв читання

Університет КШЕ, Тимофій Брік, НАУ /KSE Institute

Ректор Университета КШЭ Тимофей Брик Фото KSE Institute

С 10 апреля исполняющей обязанности ректора Национального авиационного университета стала Ксения Семенова, выпускница и преподавательница НАУ, а также депутат Киевского городского совета от партии «Слуга народа». Это уникальный случай. Но, кроме этого, у Семеновой нет научной степени PhD, которая требуется для должности ректора, что стало предметом критики. Ректор Университета КШЭ Тимофей Брик рассказывает, почему отсутствие PhD у Семеновой не проблема для управления НАУ и почему важно продолжать процесс десакрализации роли ректора и децентрализации власти в университетах

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

«Ректоры, в общем-то, не важны!». Этот необычный и очень меткий призыв заставил меня возвратиться к дискуссии.

На ежегодной конференции Альянса украинских университетов замминистра образования смело озвучил, что ректоров нужно десакрализовать. Хотя участники конференции согласились с этим мнением, пользователи социальных сетей еще так не считают. Новость о временном назначении Ксении Семеновой на должность и.о. ректора Национального авиационного университета (НАУ) спровоцировала значительный резонанс в обществе. Семенова, у которой нет PhD, стала символом реформ университетов. Ее назначение вызвало обсуждение об открытости и успешности университетских администраций.

Сейчас к НАУ приковано внимание большинства работников образования, речь идет об очень высоких ставках. Это огромный университет, входящий в топ-15 консолидированного рейтинга ВУЗов. Он проходит через опыт корпоративного управления. В университете создан новый наблюдательный совет, а само образовательное учреждение реформируют и разделяют на две составляющие: Киевский авиационный институт и Украинскую государственную летную академию в Кропивницком.

Оправдает ли себя реформа корпоративного управления и сможет ли большой и неповоротливый государственный университет стать современным и качественным местом для высшего образования?

Вопросы возраста и гендера

Ксении Семеновой 34 года. Она молодая женщина. Как социологу мне важно акцентировать на возрасте и гендере, ведь именно эти параметры часто влияют на открытость, успешность и инновационность организаций.

В контексте украинских университетов, где женщинам часто сложно делать карьеру, назначение Семеновой является значимым. Например, в нашем прогрессивном Альянсе украинских университетов ректорат младше среднего возраста, но он все еще сталкивается с проблемами гендерного равенства – среди ректоров нет женщин. Назначение Семеновой на должность и.о. ректора НАУ – хороший сигнал и ориентир для рынка высшего образования.

Возраст также играет мощную символическую роль. Я сам стал ректором в 34 года, но Семенова стала и.о. ректора в государственном университете, а не частном. Это уникальный случай.

Недавно я общался со своим научным руководителем, а теперь просто товарищем, известным испанским социологом Хавьером Полавьехой. Он прямо сказал, что в Испании подобное давно не практикуется. Когда людей назначают на управленческие должности в государстве и университетах – это признак жизни и развития. Он с завистью говорил, что так в Испании было в 90-е и 2000-е, но сейчас все затухло.

Ксения Семенова, и.о. ректора Национального авиационного университета (НАУ) /из личного архива

Ксения Семенова, и.о. ректора Национального авиационного университета (НАУ) Фото из личного архива

Вопрос PhD

У Семеновой нет научной степени PhD, что стало предметом критики. Она окончила аспирантуру, но решила не защищать диссертацию. Однако у нее есть необходимый опыт и понимание сущности научной работы.

Семенова хорошо знает функционирование НАУ изнутри, у нее есть опыт работы на разных должностях в университете, в частности, проректором по научной работе и инновационному развитию.

Даже если есть риск, что Семенова не понимает все детали и нюансы работы и жизни ученых, она может пригласить в команду сильного проректора по науке, чтобы это компенсировать. Здесь никакой измены.

Однако надо сказать откровенно: это не лучшая практика в мире. В США главой университета обычно является не ректор, а президент. Кроме президента, есть канцлеры, главы, провосты, руководители колледжей или фондов.

Президент – особый человек, который должен всем нравиться. Это известный ученый с талантами менеджера, прекрасно понимающий внутреннюю кухню университета. Также он может одинаково хорошо общаться с широкой публикой, журналистами, регуляторами и донорами.

Сумма топ-5 эндаументов университетов (Гарварда, Йеля, Стэнфорда, Принстона, MIT) больше, чем ВВП Украины. Там совсем другие вызовы и потребности и другое понимание управления.

Чаще всего главным в западном университете будет президент. Западные университеты настолько мощные и ресурсные, а индустрия образования такая конкурентная, что у руководителей университетов в резюме очень много позиций. Очевидно, что PhD – это его органическая часть. В Украине же контекст совсем другой.

В Украине люди без PhD могут работать в аналитических центрах и делать лучшую аналитику в стране. Люди без PhD могут делать важные реформы. Лучшие менеджеры, которые гипотетически могли бы модернизировать университеты, часто сидят в бизнесах или НГО, и их невозможно захантить либо из-за нехватки денег, либо из-за бюрократии.

А может быть наоборот, что у человека есть PhD и много регалий, но он совсем не разбирается в менеджменте или банально не владеет английским языком. Карьерные пути и статусы в образовании и науке в Украине сегодня искривлены. Поэтому каждое новое назначение или повышение требует очень много усилий, когда нужно под микроскопом искать человека, который может отвечать задачам развития университета.

Более того, качественного человека могут не пропустить по причине несоответствия формальным признакам. Или среда не пропустит молодых конкурентов, если они выглядят угрожающе. Это одна из причин, почему наблюдательные советы могут быть полезны – они могут брать на себя поиск и отбор кандидатов.

Со временем это исчезнет. Когда украинские университеты выйдут на следующий уровень качественного управления и будут больше интегрироваться с миром, конкуренция в украинском образовании вырастет, и требования к ректорам будут ужесточаться органически изнутри.

Сейчас мы должны брать лучших людей в каждой конкретной ситуации и дать им возможность развиваться и развивать свои организации.

Десакрализация роли ректора и децентрализация власти

Почему же на конференции Альянса украинских университетов мы договорились, что ректоры не важны?

В Украине, где много больших государственных университетов, привычная ситуация – считать ректоров ключевыми фигурами, почти феодалами. Они центры принятия решений, но иногда это превращается в политические игрища, которые могут заморозить развитие университета. В социальных сетях ректоров называют «ректорней», подчеркивая их власть и иногда коррупционные скандалы.

Однако в университетах работают не только ректоры. Заведующие кафедрами, например, играют решающую роль в рекрутинге талантливых преподавателей, мотивации студентов и привлечении финансирования для международных проектов. Было бы хорошо, чтобы именно у них было больше полномочий, ответственности и признания в образовательной индустрии. Поэтому идея децентрализации власти и десакрализации роли ректора может быть заметна для развития университетов.

Идея назначения нового и.о. ректора через наблюдательный совет важна и правильна. Это не только внедрение в университетах современных методов корпоративного управления, но и шанс для молодых профессионалов расти в рамках организации.

С другой стороны, это сигнал о возможности десакрализации должности ректора (например, это должен быть прежде всего менеджер, а не ученый с регалиями).

Семенова, много лет занимавшаяся активистской деятельностью, благотворительным фондом «Соломенские котики», имеющая опыт работы в Киевсовете, получила шанс изменить НАУ. Несмотря на неизбежные трудности и сложности процесса, важно помнить, что реальный успех университетов заключается не в должностях, а в качестве навыков назначенного менеджмента, студентов и преподавателей.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине