Прокат приключенческо-исторического экшена Олеся Санина «Довбуш» стартовал 24 августа. Еще 19 августа лента открыла 14-й Одесский международный кинофестиваль, где после показа овации длились семь минут. В Ивано-Франковске вместо запланированного одного зала был солдаут в трех, а во Львове фильм показали в шести залах, рассказывал Санин в интервью «Радио Свобода». Почему на «Довбуша» стоит сходить в кинотеатр
«Довбуш» – результат кропотливой работы большой команды, которая искала, восстанавливала и создавала с нуля локации, говорила с местными в Карпатах, шила костюмы, искала реквизит в музеях или создавала его либо строила карету. В батальных сценах участвовали 500 человек, а одновременно в кадре находилось по 50 каскадеров. Создатели фильма ездили в экспедиции, изучали ремесла и техники боя XVIII века и постоянно искали деньги на реализацию масштабных планов.
Старания не остались незамеченными. Кинопрофессионалы увлекаются масштабной работой и называют «Довбуш» фильмом американского и европейского масштаба. Его сюжет рассказывает об опришке Олексе Довбуше, который берет в руки оружие, чтобы получить свободу для своей земли. Почему фильм стоит внимания, рассказывают режиссер и сценарист Марина Степанская, историк Владимир Вятрович и продюсер Тарас Босак.
Марина Степанская, режиссер и сценарист
«Довбуш» – кино в жанре эпос, легенда, а не драма или экшн-боевик. Поэтому да, там простая история. Но, как и в любом мифе, история не есть базой этого фильма. Его база – это построение образа мифического героя, преодолевшего смерть. Я, как украинка, очень нуждаюсь в таком мифе. Во время просмотра я ловила себя на мысли, что столетия прошли, а диалоги о необходимости добыть свободу и ее цене до сих пор актуальны.
Когда опришки бросились в бой с криком «Наша земля не даст нам умереть», у меня словно остановилось сердце. Я представляю, как это воспринимают мужчины и женщины, которые служат в ВСУ и тоже борются. Потому как кино-легенда, кино-миф это удачная картина. В частности потому, что она построена как масштабное визуальное полотно.
Построить историческую картину с масштабными боями, при этом сбалансированную историей, где раскрыта персональная история героя, история семьи, любовная линия – это сверхсложно. Интересен образ женщины, не просто классического образа Марички, которая «жила, страдала, любила, умерла». Эта женщина спасает главного героя и помогает ему обмануть смерть.
«Довбуш» является ювелирной работой с точки зрения построения предметного мира. Несколько лет назад я делала карету для нескольких сцен, и потому понимаю, каких ресурсов стоит сделать один эпизод этого фильма. В чисто предметном измерении «Довбуш» – вершина индустрии. Это также ювелирная работа камеры Сергея Михальчука, которая причудливо и чувствительно передает весь предметный мир, его динамику, цвета, свет, фактуры.
Но я не ожидала, что меня охватит тоска, когда начались титры с сотнями людей. Они словно собрали большой, ценный, качественно сделанный летательный аппарат, существующий в одном экземпляре. А «завод» уже разобрали, и больше он ничего похожего не выпустит. Часть съемочной группы сейчас служит. И есть осознание, что мы только что чему-то научились, но есть очень большой риск все это потерять, а потом снова начинать с нуля.
Владимир Вятрович, историк
Исторический фильм хорош тогда, когда не требует дополнительной исторической подготовки. «Довбуш» именно такой. Его сюжет дает возможность понять и происходящие события, и немного более широкий контекст. Мне как раз понравилось, что режиссер не ставил целью создать реконструкцию жизни Олексы Довбуша. И это очень тяжело, потому что исторические документы содержат преимущественно искривленную информацию о нем.
В этом случае я шел в кинотеатр, скорее, как зритель, а не как историк, и вышел очень довольным. Понравились операторская работа, пейзажи, игра актеров. Прекрасное музыкальное сопровождение напомнило один из моих любимых саундтреков к историческому фильму «Король Артур» Гая Ричи.
Есть ли отличия в драме Довбуша в реальности и в фильме? В деталях, пожалуй, да. Но суть уловлена совершенно правильно. Человек живет в государстве, которое его не ценит. Он принадлежит к порабощенному народу и чувствует несправедливость. И единственный способ, которым можно исправить ситуацию, – взять оружие в руки и даже заниматься вещами, которые кто-то сочтет преступными. То есть суть реального конфликта в жизни Олексы Довбуша отлично передана.
Я очень люблю историческое кино, и мне его очень не хватает в украинской кинематографии. Это дорого, тяжело, но хорошо, что оно появляется. Хорошо, что для любителей «Храброго сердца», «Короля Артура», «Последнего из могикан» появился украинский аналог. Для меня это пока лучшее историческое кино, сделанное в Украине. Надеюсь, что это только начало.
Тарас Босак, продюсер
Очень крутая операторская работа, много визуальных референсов к известным картинам или фильмам. Например, воспроизвели картину «Тайная вечеря», только в фильме ведущее место за столом отведено Довбушу. Есть референсы к фильму Санина «Поводырь», где слепой бандурист играет на инструменте. Красивые локации тоже большой плюс этого фильма.
Невероятное количество исторических костюмов – это очень необычно для украинского кино. Массовку подобрали очень тщательно, потому что у людей была очень похожая внешность, соответствующая тогдашним временам. К этому подошли с профессионализмом, заморочились.
В Украине этот фильм точно не окупится. Но сейчас Украина на подъеме, и после «Мавки», возможно, иностранная аудитория проявит интерес к украинскому продукту. «Довбуш» – качественный продукт европейского и американского уровня. Поэтому если будет достойный дубляж, хорошее промо, в мире он может собрать хорошую сумму средств. Это будет крутым прецедентом, если он там окупится. Возможно, тогда появятся частные инвесторы, которые поверят: украинский кинематограф – это бизнес.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.