Первый в мире ИИ-трек вышел в 2016-м, и с тех пор партнерство артистов с искусственным интеллектом набирает обороты. Украинские исполнители стали на этот путь в 2023-м – пока преимущественно ради эксперимента. Как ИИ трансформирует музыкальную индустрию в Украине и мире
RoboWave – первый в Украине музыкальный альбом, полностью сгенерированный искусственным интеллектом. Автор идеи – рэппер Krechet. Обложку создал Midjourney, тексты песен – ChatGPT, музыку и клип тоже написал ИИ.
В альбоме четыре трека: Minecraft, Wednesday Addams, Huggy Wuggy и Garten of Banban. Самый успешный клип Minecraft собрал более 25 000 просмотров за 12 дней. Предыдущий клип Krechet на песню «К родителям» с певицей Kola набрал свыше 53 000 просмотров за три месяца. Самый популярный трек альбома на Spotify – Garten of Banban из почти 16 000 прослушиваний.
«Когда я начал работать над этим релизом, понял, что композиторы, авторы текстов и дизайнеры больше не нужны, – комментировал Krechet выход своего альбома. – Прикольно и в то же время пугает, что много людей может остаться без работы».
Следующий шаг сделала певица Kola: ИИ-клип на песню «Другие мы». Однокадровое видео с исполнительницей было снято на улицах Киева. Пока работа с ИИ продолжается – инструмент добавляет в клип различные эффекты и объекты, такие как цветы и дома.
Как ИИ меняет музыкальный мир
Существует целая индустрия, построенная вокруг ИИ-программ для создания музыки, пишет The Verge. Большинство систем работают на основе глубинного обучения: программа «слушает» сотни часов музыки и анализирует их, чтобы найти шаблоны. ИИ учитывает гармонию, темп, продолжительность и соотношение между нотами, чтобы писать собственные мелодии.
В 2016 году система искусственного интеллекта Flow Machines написала для Sony CSL Research Laboratory песню Daddyʼs Car. Алгоритм проанализировал около 45 песен The Beatles и создал мелодию в стиле группы. За шесть лет трек собрал на YouTube около 3 млн просмотров.
Далее в работу включился композитор Бенуа Карре, который усовершенствовал звучание и написал текст.
Год спустя певица Тарин Саузерн выпустила альбом I AM AI, написанный с помощью искусственного интеллекта. Для его создания Саузерн воспользовалась четырьмя ИИ-композиторами. За чуть более года первая песня из альбома Break Free собрала свыше 2 млн просмотров на YouTube.
Как работать с ИИ-композиторами? Инструменту Amper Music исполнительница давала указания о темпе трека, его тональности и использованных инструментах и объединяла предложенное в куплеты и припев.
«У меня появился соавтор, который не устает и у которого нескончаемые знания о создании музыки, – говорила Саузерн CNN Tech. – Я могу контролировать процесс: выбираю, что мне нравится, а что нет». Написание структуры песни теперь в 20 раз быстрее, чем в случае с людьми-музыкантами, отмечала певица еще пять лет назад.
«Люди-творцы и люди-музыканты никуда не денутся, – говорил СЕО Amper Music Дрю Сильверстейн в комментарии CNN. – Мы поступаем так, чтобы вам не пришлось тратить 10 000 часов и тысячи долларов на покупку оборудования, чтобы поделиться идеями».
Как ИИ помогает музыкальной индустрии в Украине
«Мы использовали ИИ только в некоторых фрагментах видео и для создания обложки», – описывает певица Kola создание клипа. Артистка «сотрудничала» с моделью ИИ Stable Diffusion, которая добавляет новые объекты или меняет доступные в готовых изображениях. Достаточно прописать, что должно поменяться на картинке, а что нет.
Из недостатков – работа с ИИ занимает много времени. Генерация изображения для 15 секунд видео занимает около трех часов, говорит оператор Александр Багазий, работающий над клипом Kola. Обычно от финала съемок до создания клипа проходит около двух недель. В случае использования ИИ работа может занять один-два месяца.
Однако использование ИИ удешевляет производство. «Специалист стоит дорого, – говорит Багазий. – Не знаю, сколько стоил бы клип, если бы эти эффекты создавал человек».
Нейросети могут удешевить организацию концертов, убежден соучредитель Concert.ua Евгений Лысенко. По его мнению, ИИ может снизить количество потраченных на организацию часов, обеспечить более точное планирование затрат и оптимизировать использование ресурсов.
Искусственный интеллект может распланировать расписание выступлений и обеспечить наилучший опыт для слушателей. Он способен сформировать программные расписания для посетителей с разными музыкальными вкусами.
«Организация ивентов и продажа билетов связаны с постоянным анализом большого количества данных, – говорит Лысенко. – Это довольно скучный процесс, где легко что-нибудь пропустить. ИИ не знает усталости, поэтому точно будет в этом полезен».
Для музыкантов сотрудничество с ИИ – эксперимент. В Mozgi Entertainment к нейросетям обращаются за решением операционных задач, оптимизацией процессов и сбором информации. К использованию в креативной деятельности пока относятся скептически.
Ключевой вопрос: будет ли людей удовлетворять продукт, творческую часть которого сгенерировал ИИ, рассуждает продюсер лейбла Moзgi Entertainment Ирина Горовая. Она вспоминает серию видео, в которой герои известных фильмов и сериалов – от «Гарри Поттера» до «Звездных войн» – изображены в стилистике бренда Balenciaga. «Это крутая техническая реализация, – убеждена Горовая. – Но будет ли интересно людям смотреть подобные видео, например, у Gucci? Вряд ли».
Солистке группы Go_A Екатерине Павленко нравится возможность иметь ИИ-помощника. «Еще лет 10 назад я начинала изучать музыкальный продакшн и мечтала, что смогу когда-то транслировать свои музыкальные идеи сразу из головы в проект, – говорит исполнительница. – Тогда это казалось утопической шуткой, сейчас становится реальностью».
Как ИИ сменит будущее музыкальной индустрии? У артистов, пытающихся вкладывать в песни душу, а не штамповать треки, существенно не изменится ничего, убеждена Павленко из Go_A. Ничто не заменит энергетику артиста, его уникальный стиль, собственное чувство музыки, соглашается Горовая.
«ИИ может создать трек с набора звуков, который будет соответствовать определенным стандартам, – добавляет продюсер. – Но крутые идеи и хиты – нестандартны и обычно рождены в творческом потоке целой команды, которая генерирует это на уровне ощущений».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.