Андрій Пишний, голова НБУ /пресс-центр НБУ
Категория
Деньги
Дата

Почему не стоит рассматривать международную военную помощь Украине как экономические расходы стран-доноров. Пять аргументов от главы НБУ Андрея Пышного

5 хв читання

пресс-центр НБУ

С начала полномасштабного вторжения России 32 страны предоставили Украине военную помощь. Эта тема быстро стала объектом манипуляций со стороны российской пропаганды. Якобы партнеры Украины тратят много средств на нашу поддержку, вместо того чтобы направлять их в собственные экономики. Почему это ложный нарратив. Экономически обоснованный ответ главы Национального банка Украины Андрея Пышного.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

С начала полномасштабного вторжения военную помощь Украине оказали 32 страны. Некоторые из них – в объеме 0,5–1,0% своего ВВП в 2022 году. Общие обязательства по этому направлению перед Украиной в течение 2022 года достигли более $60 млрд, согласно оценкам Кильского института мировой экономики.

В ходе саммита НАТО 11–12 июля Германия, Британия, Польша, Канада, Норвегия, Франция, Австралия, Япония и Нидерланды объявили об очередном пакете военной поддержки для Украины. Со Швецией был подписан документ о сотрудничестве в сфере оборонных закупок.

Лидеры стран «Большой семерки» и президент Украины Владимир Зеленский подписали Декларацию о военной помощи и гарантиях безопасности Украины, которая, в частности, предусматривает гарантии безопасности в долгосрочной перспективе.

Мы не перестаем благодарить всех наших партнеров за масштабную поддержку. Она действительно поразительная и решающая для одержания победы. Неудивительно поэтому, что тема военной помощи становится объектом манипуляций со стороны российской пропаганды.

Один из таких мощных нарративов «говорит», что якобы наши партнеры тратят много средств на поддержку Украины вооружением, вместо того чтобы направлять эти средства собственным гражданам и экономикам. Действительно ли это так?

Чем дольше этот вопрос остается без четкого обоснованного ответа, тем сильнее становится откровенно ложный российский нарратив.

В Национальном банке мы привыкли иметь дело с железными аргументами и расчетами, которые могут высветить безосновательность разного рода громких и эмоциональных заявлений. Поэтому продолжаем нашу миссию по опровержению опасных нарративов, начатую в прошлом году по вопросу вынужденных мигрантов.

Тогда эксперты НБУ доказали, что украинские вынужденные мигранты отнюдь не являются обузой для европейской экономики и могут, наоборот, стимулировать долгосрочный экономический рост европейских стран.

В этот раз специалисты НБУ присоединились к исследованию реальной стоимости военной помощи для стран-доноров. Исследователи фактически первыми приступили к непростой задаче оценивания потенциального экономического влияния от предоставления оружия Украине для наших партнеров.

Первые расчеты уже обнародованы на международной платформе VoxEU. На основании этих результатов исследователи НБУ подготовили статью, которая вскоре выйдет на уважаемой украинской аналитической платформе. Моя колонка является тизером для этой работы.

Почему же не следует рассматривать международную военную помощь Украине как экономические потери стран-доноров?

1. Работает экономический эффект домино, то есть положительное влияние на экономику партнеров от расходов, связанных с военной помощью Украине.

Когда правительство тратит средства на финансирование бюджетных расходов, существенная часть этих средств, как правило, устремляется внутрь страны и поддерживает экономический рост. То же самое можно сказать о расходах на оборону. Они также стимулируют внутреннее производство и инвестиции.

Каждая денежная единица, израсходованная в оборонном секторе, имеет потенциал генерировать дополнительный ВВП через разные каналы. По расчетам специалистов НБУ рост военных расходов стран-доноров на $1 связан с увеличением ВВП на $0,65 в течение года осуществления таких расходов.

Самое существенное дополнительное влияние от роста расходов на оборону проявится со временем – через один-два года после оказания помощи и достигнет $0,79–0,87. Однако и это еще не все, ведь положительные эффекты будут сохраняться даже пять лет спустя после осуществления расходов.

2. Оказание военной помощи стимулирует исследования и разработки внутри стран-доноров.

Партнеры передают Украине военное оборудование и вместе с тем обновляют свой военный арсенал. Последнее стимулирует научно-исследовательскую деятельность в этом направлении. Это со своей стороны будет способствовать долгосрочному росту производительности.

Есть основания также ожидать, что это придаст мотивацию и частным компаниям активнее разрабатывать и внедрять инновации. При увеличении на 10% государственных расходов на исследования и разработки в сфере обороны в странах-членах ОЭСР R&D в частном секторе растет на 4%, согласно исследованию Steinwender et al.

3. Ошибочно недооценивать возможность испытания вооружения.

Поставка оружия Украине дает западным партнерам бесценную информацию об их арсенале, его преимуществах и недостатках. А значит, и конкретные параметры и характеристики, с которыми следует работать дальше, чтобы усовершенствовать как конкретные виды вооружения, так и оборонные стратегии.

К тому же эффективность оружия является ценной информацией в контексте распределения производственных мощностей. Ярким примером является успешный перехват ВСУ якобы «непобедимых» российских ракет «Кинжал» благодаря пусковым установкам системы противоракетной обороны Patriot. Разве эта информация не стоит ничего?

4. Военная поддержка Украины оказывает стимул для основных экспортеров оружия

Доказательство эффективности западного оружия в Украине способствует росту стоимости акций западных частных компаний-производителей оружия. Например, цена акций BAE Systems (Великобритания), которая входит в топ-20 производителей оружия в мире и производит истребители Typhoon, Jaguar, Harrier II, Tornado GR4, с 18 февраля 2022 года по 12 июня 2023-го выросла на 59%. У компаний-производителей оружия увеличивается количество новых покупателей, благодаря успешному использованию их товаров.

Другая причина – это спрос со стороны стран, ранее покупавших оружие преимущественно у России. Так, всего несколько месяцев назад был подписан новый меморандум о сотрудничестве в сфере обороны между Индией и Италией.

5. Военная помощь Украине – это вклад в создание новой структуры глобальной безопасности.

Очевидно, что после полномасштабной агрессии России 24 февраля 2022 года цена создания новой структуры глобальной безопасности является очень высокой. И в этом контексте помощь Украине вооружением и финансами для достижения мира – это возможность уменьшить общий счет расходов в будущем.

Убежден, что для правительств стран-доноров ключевой мотивацией предоставлять оружие Украине является стремление поддержать нашу страну на пути к победе, максимально ее приблизить и в конечном итоге обеспечить мир во всем европейском регионе.

Аргумент, что лучше иметь соседом демократичную Украину, а не жестокий автократический режим, очевидно, отзывается даже у более упорных прагматиков.

Тезис о том, что помощь Украине – это не потери, звучит все увереннее. Вспоминая обращение президента Зеленского к парламенту США, спикер Конгресса Нэнси Пелоси подчеркнула, что оказание поддержки Украине – «это не о благотворительности; речь идет о безопасности».

Действительно, всесторонняя поддержка Украины, в том числе военная, в борьбе за ценности всего цивилизованного мира может не только вернуть мир на европейский континент, но и, надеюсь, станет мощным сигналом, который позволит предотвратить войны в будущем.

Итак, имеем такой вывод: международная помощь Украине составляет гораздо меньшее бремя для экономики партнеров, чем декларируется в тех спекулятивных заявлениях, которые мы все чаще слышим.

Военная помощь стран-доноров приближает победу суверенного государства в жестокой неспровоцированной войне, помогает в защите демократических ценностей и архитектуры мира, блокирует дальнейшую экспансию авторитаризма и диктатуры и усиление позиций страны-террориста на глобальном финансовом рынке.

При этом затраты на эту помощь не столь значительны против масштабов их экономик. Кроме того, они значительно компенсируются вторичными эффектами для экономик от соответствующих фискальных стимулов.

Партнеры также получают ряд важных преимуществ, среди которых обмен военным опытом, более эффективное распределение ресурсов в оборонном секторе, стимулирование научно-исследовательской деятельности, которая может способствовать долгосрочному росту производительности.

В итоге – мы имеем не один, а несколько мощных аргументов «за», чтобы и дальше обеспечивали Украину вооружением на пути к победе. И ключевые партнеры Украины, кажется, начинают еще лучше это понимать.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд