Категория
Деньги
Дата

Конфискация замороженных российских активов. Почему США и ЕС до сих пор затрудняются передать Украине $300 млрд? Объясняет политолог Уриэль Эпштейн

3 хв читання

санкції заморожені російські активи /пресс-служба Renew Democracy Initiative

Уриэль Эпштейн, исполнительный директор Renew Democracy Initiative Фото пресс-служба Renew Democracy Initiative

Страны G7 согласовали кредит на $50 млрд для Украины за счет замороженных российских активов. Безусловно, это победа для нас. Но предстоит решить еще много задач. Особенно в контексте наращивания Россией военного потенциала и сотрудничества с Китаем, а также опасений США. Что тормозит процесс конфискации и перенаправления российских активов в Украину? Рассказывает Уриэль Эпштейн, исполнительный директор Renew Democracy Initiative

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Оформлюйте передзамовлення та будьте першими, хто отримає два журнали за ціною одного! 

Недавнее решение стран G7 о кредите для Украины на $50 млрд под залог с процентов российских активов – правильное, но недостаточное.

Безусловно, сегодня любой финансовый транш Украины – победа как для Киева, так и для западного мира. В условиях большой войны, наращивания военной промышленности России и тесного сотрудничества Кремля с Китаем поддержка Киева – аксиома для всех либеральных демократий современности.

Но и в этом контексте, к сожалению, есть немало проблем.

Во-первых, решение Большой семерки не предусматривает передачи замороженных активов на сумму около $300 млрд. Здесь речь идет об использовании процентов, полученных от инвестирования активов. Это важное уточнение, ведь в этом случае суммы будут значительно меньшими, а это не то, в чем нуждается Украина.

Во-вторых, в Администрации Джозефа Байдена не спешат полностью конфисковать деньги. Несмотря на то, что еще в апреле Президент США подписал закон, дающий ему все полномочия передать деньги Украине и обязывающий в течение полугода представить Конгрессу механизм самой передачи. Примечательно, что Республиканская партия занимает более проукраинскую позицию по конфискации и перенаправлению российских активов (в отличие от помощи) и не выступает против этого процесса.

В части американского политикума, а также юридических и финансовых кругах есть несколько аспектов, тормозящих процесс, а именно риски дедолларизации, потрясения в мировой финансовой системе и бюрократия. Однако каждый из этих пунктов не выдерживает критики.

О какой дедолларизации может идти речь, ведь $300 млрд и так уже заморожены. То есть решение принято, и все знают, что деньги Россия не получит.

Какой еще может быть риск? Авторитарные страны, которые могут попасть под такие ограничения – и так это знают. В случае передачи денег Украине ничего экстраординарного не произойдет. Тем более никаких глобальных финансовых потрясений не ожидается, все, что могло, уже было пережито в 2022 году.

А вот бюрократия на западе, в том числе в США – это вызов. И я считаю это одна из серьезных проблем, тормозящих процесс. Здесь роль играет закон «инерции», когда многие чиновники и политики в США просто не готовы выходить из зоны комфорта, принимать неординарные, но важные решения.

Напомним, наша организация RDI вместе с известным американским юристом Лоуренсом Трайбом еще в сентябре 2023 года опубликовала отчет, где подробно объяснено, что Президент США и без каких-либо дополнительных законов имеет все полномочия передать Украине деньги. А это в свою очередь станет серьезным сигналом для всего мира. Вроде бы этого было недостаточно, Конгресс недавно принял Закон о REPO, который усиливает полномочия Президента по передаче этих российских активов.

В общем, история с полноценной передачей активов имеет и серьезных противников в США. Буквально недавно у меня была неофициальная встреча с группой известных и влиятельных американских юристов, которые активно обсуждали этот вопрос. Диалог с одним из участников меня серьезно удивил.

Он прямо сказал, что передача денег Украине возможна только после решения Международного уголовного суда. А на мой аргумент, что такое решение можно ожидать годами и это серьезный шаг в пользу России, он ответил: «Итак, это должна быть цена стабильности международной финансовой системы».

Удобно так говорить из безопасного и счастливого Вашингтона – пока в Харькове или Херсоне люди спят в бомбоубежищах.

Подобные аргументы, по-моему, не выдерживают никакой критики. Какой смысл иметь правовую систему, которая защищает Россию и дает все возможности для уничтожения Украины? Систему нужно в таком случае немедленно изменять.

Решение о передаче Украине €300 млрд российских денег зависит исключительно от политической воли западных лидеров, прежде всего Вашингтона, который может одним жестом предоставить Украине этот ценный ресурс. Давление на Белый дом по этому вопросу продолжается, и я искренне надеюсь, что в ближайшее время президент Байден предоставит Украине больше возможностей для победы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд