Уже на этой неделе Верховная Рада рассмотрит в первом чтении законопроект о введении обязательных пенсионных накоплений для всех граждан моложе 55 лет. Украина пытается провести эту реформу с начала 2000-х. Но как раз во время войны с Россией у нее большие шансы стать законом, говорят собеседники Forbes среди нардепов. Как будет работать новая система.
Законопроект о введении в Украине второго уровня пенсионной системы или обязательных пенсионных накоплений уже в ближайшие дни может попасть в зал для голосований Верховной Рады. Два собеседника Forbes среди нардепов из финансового комитета ВР оценивают шансы, что парламент поддержит документ в первом чтении, как высокие.
Поддержка реформы есть и на уровне Кабмина и Офиса президента, утверждает глава комитета социальной политики ВР и соавтор законопроекта Галина Третьякова.
Запускать накопительную пенсионную реформу будут вместе с введением фондового рынка. «Это главное требование международных партнеров. Это параллельные процессы, усиливающие друг друга», – говорит на правах анонимности собеседник Forbes в Кабмине. Законопроект №5865 по регулированию рынков капитала уже разрабатывается в ВРУ. Этот законопроект является важным условием для того, чтобы реформу поддержали и международные доноры Украины, говорит первый заместитель председателя финансового комитета Ярослав Железняк. (Позиция добавлена после входа материала).
Если ВРУ все же утвердит изменения, украинцы до 55 лет начнут формировать собственные накопительные пенсионные счета. Полноценно система заработает только после завершения полномасштабной войны, говорит собеседник Forbes в Кабмине. Примерная дата запуска программы – 2024 год.
По схожему принципу пенсионные системы действуют в большинстве развитых государств. Обычно они состоят из трех уровней: солидарного, обязательного накопительного и добровольного пенсионного накопления. В Украине существует только первое (Пенсионный фонд, который наполняется за счет ЕСВ) и третье (рынок негосударственных пенсионных фондов) звенья.
По какой модели нардепы планируют создавать второй уровень украинской пенсионной системы?
Как будет работать новая накопительная пенсионная система
Главная цель реформы – минимизировать разрыв между пенсиями и зарплатами, говорит Третьякова из соцкомитета Рады. По данным комитета, в 2021 году разница составила 30,7%, в июле 2022-го – 31,7%. «Учитывая фактор войны и релокацию предприятий и работников за границу, этот процент может увеличиваться», – говорит Третьякова.
Накопительная пенсионная система предусматривает, что отчисления из заработной платы граждан будут поступать не в общий Пенсионный фонд, а на индивидуальные счета в Государственный накопительный пенсионный фонд, который должен быть создан в 2023 году. «У общества нет доверия к существующим негосударственным пенсионным фондам, поэтому наша задача разработать надежные и эффективные механизмы», – говорит Третьякова.
Счета будут открыты, так что каждый гражданин сможет проверить количество накопленных средств и следить за их приумножением. Для этого Минцифры должен создать отдельный механизм на базе портала «Дія». В общей сложности подготовительный процесс может занять около двух лет. «Нужно создать все институты, подготовить нормативные акты, поэтому, чтобы сделать качественную реформу, процесс нужно запускать уже сейчас и дорабатывать все дискуссионные моменты при подготовке закона ко второму чтению», – говорит собеседник Forbes в Кабмине.
За счет чего будут формироваться сбережения? Законопроект предусматривает два источника: часть Единого социального взноса и зеркальный вычет из госбюджета.
«Это компромиссный вариант, при котором государство не будет прибегать к повышению налогов, распределив ЕСВ между солидарной и накопительной пенсионной системой», – говорит глава финансового комитета Даниил Гетманцев.
Первый этап реформы рассчитан на три года. Процент отчислений на накопительные счета будет постепенно увеличиваться:
- 2024 год – по 1% от ЕСВ и отчислений из бюджета;
- 2025-й – по 1,5%;
- 2026-й – по 2%.
Программа рассчитана на официально оформленных работников в возрасте до 55 лет. Для всех остальных пенсионная система останется прежней: они будут получать пенсии только из Пенсионного фонда.
Риски пенсионной реформы
Внедрение накопительной пенсионной реформы означает дополнительную нагрузку на бюджет. Перечисление части ЕСВ на индивидуальные накопительные счета граждан означает недофинансирование Пенсионного фонда. Примерная оценка дополнительных расходов госбюджета – около 20 млрд грн ежегодно. Конечных расчетов в Кабмине еще нет.
Другой риск – не очень понятный механизм защиты гривневых накоплений граждан от обесценения. Государство предлагает инвестировать средства по индивидуальным накопительным счетам в Облигации внутренних государственных займов Украины (ОВГЗ). Однако эффективность этого механизма под вопросом, поскольку доходность ОВГЗ пока не превышает 18,5%, тогда как инфляция в следующем году, по прогнозу НБУ, составит 21%, согласно проекту госбюджета – 28%. «Какой будет покупательная способность этих сбережений, это большой вопрос», – говорит заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко. В Кабмине отмечают, что работают над более совершенным механизмом сбережения средств. «Это одна из приоритетных задач, понятно, что средства не должны обесцениться», – говорит собеседник Forbes в Кабмине.
Еще один риск – у правительства пока нет четкой стратегии, что делать с программой после завершения «вводного» трехлетнего этапа. Одна из задач реформы – показать украинцам, как работает накопительная система и разработать институты, которым люди будут доверять, говорит Третьякова. Однако она признает, что предложенный государством процент отчислений вряд ли сможет накопить достаточное количество средств на существенное дополнение к солидарной пенсии.
Целесообразно ли делать такую масштабную реформу во время войны? «В стране будет совсем другая демография, к тому же Украина может стать членом Европейского союза, где действуют развитые рынки капиталов, а значит, украинцы смогут экономить свои пенсии в фондах ЕС», – считает Репко из ЦЭС.
С этим не согласен Гетманцев из финансового комитета. «Демография каждый год свидетельствует не в пользу солидарной пенсионной системы, – говорит нардеп. – Поэтому это еще один аргумент, что реформу нужно проводить сейчас».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.