Исторический шанс на радикальные экономические реформы или еще один год осторожных изменений и усиление вертикали власти? Forbes пообщался с представителями ключевых центров по принятию экономических решений в Украине. Какую политику они собираются проводить в следующем году и кто больше всего будет влиять на этот процесс?
«Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал даст бизнесу больше свободы для развития и снизит административное давление. Платить налоги должны все». Эта цитата из предвыборной программы Владимира Зеленского, с которой он победил в 2019 году, до сих пор может быть иллюстрацией подхода, с которым действующая украинская власть занимается экономической политикой.
Реакция экономического крыла топ-руководства страны на военные вызовы показала, что во власти пока окончательно не определились, какой видят украинскую экономику и роль государства в ней.
С одной стороны, аргумент «представьте, если бы «Укрзализныця» была частной – проявила бы она себя так во время войны?» добавляет козырей поклонникам сильного и влиятельного правительства. С другой – власти не могут игнорировать запрос бизнеса на либеральные реформы и масштабную дерегуляцию, который с началом войны лишь обострился.
«Наша философия – государству не стоит вмешиваться туда, где ситуацию может регулировать рынок», – говорила в беседе с Forbes в конце декабря министр экономики Юлия Свириденко. Но разделяют ли этот подход представители других центров принятия экономических решений в государстве? И, собственно, кто влияет на экономическую политику украинского правительства?
Чтобы ответить на эти вопросы, Forbes пообщался с топ-чиновниками в Офисе президента, Кабмине и Верховной Раде. Какие планы на украинскую экономику у них в 2023 году?
От Ермака до Шмыгаля и Гетманцева. Кто влияет на экономическую политику в стране
Экономическая политика никогда не была сильной стороной президента Зеленского. Война не изменила ситуацию. «Сейчас в фокусе президента – война и международная политика», – рассказывает на правах анонимности один из членов команды президента.
Исключение – важные решения вроде зернового соглашения, добавляет должностное лицо в Офисе президента (ОП), также попросившее не упоминать его имени в этой статье.
«Президент – лучший в стране коммуникатор, но он не стратег», – говорит один из консультантов, сотрудничающий с ОП и правительством по экономическим вопросам.
В своих публичных выступлениях Зеленский действительно не так часто затрагивает вопросы экономики. Один из немногочисленных мессиджей – теневая экономика вредит воюющему государству.
Андрей Ермак и ОП: (почти) главные по экономике
Менее глобальные вопросы, связанные с работой экономического блока правительства, как и многие другие процессы в стране, контролирует глава ОП Андрей Ермак, констатируют два собеседника в ОП и Верховной Раде. «Практически нет государственного органа, на который не влияет Ермак», – описывает эту конструкцию член команды президента.
Глава Офиса Зеленского входит в очень узкий круг из нескольких человек, имеющих прямой доступ к президенту. Остальные – секретарь Совета безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов, начальник Главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов и глава Верховной Рады (ВР) Руслан Стефанчук, перечисляет член команды президента.
«Легко можно представить ситуацию, когда Ермак говорит, что ему не нравится работа того или иного министра и его нужно менять. К его мнению прислушиваются, говорит собеседник в команде президента. – Чтобы устранить влияние Ермака, нужна целая революция, как было во время увольнения Андрея Богдана из ОП».
О значительном влиянии на Кабмин со стороны ОП говорит и глава фракции «Голос» Ярослав Железняк. «Кабмин превратился в департамент ОП, – отмечает он. – За время войны это влияние только усилилось».
Непосредственно экономическими решениями в ОП занимается заместитель Ермака Ростислав Шурма, пришедший в Офис в конце 2021-го. Ключевая для него сфера – энергетика. Шурма, в частности, помогал министру экономики Юлии Свириденко смягчать топливный кризис весной и готовил энергетическую стратегию, говорит на правах анонимности собеседник, близкий к одному из топ-чиновников.
«Можно сказать, что Шурма и Свириденко, в свое время вместе работавшие в ОП, находятся на одной волне, – отмечает он. – Минэкономики концептуально не против налоговой реформы Шурмы «10-10-10», но пока эта идея сырая».
Собеседники Forbes, близкие к правительству, ОП и парламенту, не склонны переоценивать влияние Шурмы и его статус в глазах президента. Другая влиятельная, хоть и контраверсионная фигура из Офиса – Олег Татаров. Заместитель Ермака, курирующий правоохранительные органы, причастен к делам таможни и Бюро экономической безопасности, отмечает на правах анонимности один из экономических консультантов ОП. Он не уточнил, как именно Татаров связан с указанными органами.
Правительство: Шмыгаль в рутине и министры, которые нравятся Зеленскому
Ермак не лишится влияния на Кабмин даже в случае замены премьер-министра, прогнозирует член команды президента, который просил не упоминать его имя в этой статье. В конце лета в команде Зеленского обсуждали возможную отставку действующего главы правительства Дениса Шмыгаля (возглавил Кабмин в начале 2020 года), однако решили по меньшей мере пройти с ним отопительный сезон.
Шмыгаль очень вовлечен в оперативные проблемы, констатирует собеседник, близкий к Кабмину. Он хоть и не утратил позиции, однако по-прежнему не имеет существенного влияния в глазах Зеленского и Ермака и скорее держится их стороны, чем отстаивает идеи коллег по правительству. Пример – именно Шмыгаль заблокировал проект «єВідрядження» для бизнес-поездок предпринимателей, который продвигала Свириденко, но не поддерживали Генштаб и ОП.
Влиятельными министрами остаются Александр Кубраков, недавно возглавивший объединенное Министерство развития инфраструктуры и территорий и получивший статус вице-премьера по восстановлению, и глава Минцифры Михаил Федоров. Один из последних эпизодов, показывающий их роль с точки зрения ОП, – министры убедили президента не ветировать контраверсионный закон о строительной реформе.
«Кубраков нравится Зеленскому; Шмыгаль, Свириденко или Шурма не имеют такого влияния, – говорит на правах анонимности один из членов команды президента. – Впрочем, вряд ли сейчас он готов тянуть одеяло на себя».
У новоиспеченного вице-премьера по восстановлению действительно будет много текущих задач. Его функция сейчас – обеспечить то, что в правительстве и ОП называют rapid recovery, быстрое восстановление пострадавшей инфраструктуры и социальных объектов, говорит собеседник, близкий к правительству. По его словам, Кубраков вряд ли будет существенно влиять именно на экономическую политику государства.
Роль Федорова, вовлеченного во многие радикальные реформы (кроме строительной – реформа правительства, цифровизация налоговой, реестр получателей госвыплат, налоговый режим «Дія.City» и другие), – совмещать наработки многочисленных заместителей по цифровой трансформации, которые есть в каждом министерстве, говорит собеседник, близкий к правительству.
«Получилось так, что «Дія.City» стала проектом Федорова, поскольку бывший министр экономики Игорь Петрашко не слишком активно сотрудничал с ним, – говорит чиновник. – Свириденко более активно вовлечена в эти процессы».
Другой важный человек в правительстве Шмыгаля – министр финансов Сергей Марченко. В этом году ему приходилось ежемесячно закрывать дыру в госбюджете почти в $5 млрд. В 2023 году Минфин будет работать с вызовами сопоставимого масштаба. Марченко не поддерживает радикальные налоговые реформы, особенно во время войны.
Верховная Рада: вотчина Стефанчука и роль Гетманцева
Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук – чуть ли не единственный топ-чиновник, обсуждающий зону своей ответственности с президентом напрямую. «Ермак не может повлиять, если, например, Рада проваливает важное голосование или в парламенте нужны какие-то кадровые изменения, – рассказывает один из причастных к ОП собеседников. – Это дело и ответственность Стефанчука».
Именно он еще в 2019 году привел в команду Зеленского Даниила Гетманцева. Возглавляемый последним комитет по финансам, налоговой и таможенной политике является одной из ключевых точек в формировании экономической политики. Гетманцев заработал имидж «жесткого сборщика налогов». Он выступает категорически против реформы «10-10-10», которую продвигает Шурма из ОП, и критикует различные попытки правительства ослабить налоговое давление на бизнес, например недавнюю отмену НДС для импортируемых генераторов и Starlink.
«Генераторы должны для людей подешеветь на 20%. Но эти проценты теряются на дне карманов тех, кто продает генераторы втрое дороже, чем они реально стоят. Лично я в шоке от наценок», – говорил Гетманцев в недавнем интервью Forbes.
Еще в мае ряд бизнес-объединений выступил с призывом к Зеленскому лишить Гетманцева должности. Впрочем, сильным ударом по позициям нардепа стало не это, а скорее не слишком удачная организация Нацсовета восстановления.
Весной эта структура, к которой так или иначе имели отношение несколько тысяч разнообразных экспертов, нарабатывала идеи для украинского аналога Плана Маршалла. Проект был представлен в июле на конференции в Лугано. Однако сам Нацсовет восстановления, который совместно возглавляют Шмыгаль и Стефанчук, а Гетманцев выступает секретарем, так ни разу и не собрался.
Ожидать ли экономических реформ в 2023 году
Какой экономической политики ждать от этих людей в следующем году?
«Если вспомнить правительство Алексея Гончарука, у него были более радикальные либеральные идеи, например против любых льгот и преференций, поддерживая равные правила игры для всех, – говорит директор Центра экономического восстановления Кирилл Криволап. – То, что мы сейчас видим, больше похоже на модель ЕС: все за либерализацию и дерегуляцию, но с точечным влиянием государства в приоритетных отраслях».
Вероятно, именно такая модель будет доминировать в действиях правительства и в 2023 году. Несмотря на планы авторов налоговой реформы очень предметно обсудить ее с МВФ в ходе консультаций о программе расширенного финансирования для Украины, шансы на такие радикальные изменения собеседники Forbes в правительстве и парламенте описывают как не слишком высокие.
Более реалистичная история – реформа трудовых налогов. Модель, которую предлагал Гетманцев незадолго до войны, – объединение ЕСВ, НДФЛ и военного сбора в единый налог и уменьшение ставки с 41,5% до 30%. Впрочем, провести даже подобные изменения будет сложно.
«К уменьшению налогов нужно подходить осторожно. Изменения возможны, если мы найдем альтернативный механизм наполнения этих фондов социального страхования (пенсии, страховые выплаты и безработицы), которые наполняются из ЕСВ, – говорила Forbes Свириденко. – Однако пока я не вижу таких стимулов».
Летом она заявляла, что Минэкономики ставит цель сократить роль государства в экономике к 2032 году с текущих 45% до 20% фискального ВВП. Как это сделать без снижения налогов? «Минэкономики во время войны передало сотни предприятий Фонду госимущества и продолжит это делать. Это тоже часть данной стратегии», – объясняла она в интервью.
Устраивает ли такой подход бизнес? Нынешние решения экономического крыла власти не слишком помогали, а иногда (учетная ставка 25% или ситуация с блокировкой налоговых накладных) мешали бизнесу восстанавливаться от шока войны, считает основатель Advanter Group Андрей Длигач. Он входит в «экономический штаб», который собрала летом Свириденко для наработки полезных для бизнеса решений власти. Однако после ряда еженедельных заседаний «штаб» больше не собирается, рассказывает Длигач.
«Флаг экономических реформ должен принять президент», – считает Длигач. Он выступает за максимальную либерализацию, невзирая на хорошие кейсы госкомпаний во время войны. «Да, есть пример УЗ, но также себя хорошо проявила и частная ДТЭК», – говорит он.
В смысле реформ в следующем году действительно многое будет зависеть от Зеленского и его команды. «Есть явная тенденция централизации власти, и она будет укрепляться», – ожидает нардеп Железняк.
Как на экономическую политику может смотреть президент? Пока, размышляя об этом, он, как и в других вопросах, фокусируется на главном – способности ВСУ сопротивляться РФ.
«Мы уже должны привыкнуть к тому, что в обществе могут быть лишь две части: те, кто защищает нашу независимость, и те, кто работает так, чтобы обеспечить эту защиту, – сказал президент в одном из своих ежедневных обращений в июне. – Следовательно, это официальная занятость, уплата налогов, максимальное расширение экономических возможностей на легальной почве».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.