Военный бюджет министра финансов Марченко, сценарий завершения войны от министра обороны Резникова, чем отличается взгляд на экономическую политику замглавы Офиса президента Шурмы, главы финансового комитета Гетманцева и министра экономики Свириденко. В 2022 году Forbes взял интервью у десятка топ-чиновников из ОП, Кабмина, Верховной Рады, СНБО и Нацбанка, что они рассказывали и оправдались ли их ожидания.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Алексей Резников: хроники войны
Впервые в течение 2022 года Forbes говорил с министром обороны Алексеем Резниковым, 56, в начале июля. Ситуация на фронте была сложной: россияне продолжали атаковать крупные украинские города. Незадолго до этого они захватили Северодонецк и Лисичанск, а до контрнаступательной операции ВСУ в Харьковской, Луганской и Херсонской областях оставалось несколько месяцев.
Впрочем, уже тогда Резников, также входивший в мартовскую переговорную группу с россиянами, точно спрогнозировал дальнейшее развитие войны.
«Первый сценарий: «добрая воля» россиян, которая была объявлена, когда они бежали с Киевщины, Черниговщины, Сумщины и острова Змеиный, – говорил Резников, описывая один из трех вариантов. – Я думаю, он будет разбит на несколько цепочек. Сначала мы выйдем на позиции до 24 февраля этого года. Далее последуют разговоры о статусе оккупированных ранее Донецкой, Луганской областей и Крыма. За столом с нашими партнерами».
Другой важный тезис: после того как саммит НАТО в Мадриде определил главной угрозой для мира Россию, Альянс будет усиливать восточный фланг, каким, собственно, и является Украина, сказал Резников. «Это означает, что деньги будут вкладывать и в украинскую систему обороны, – добавил министр. – Поэтому бизнесу должно быть понятно, что именно на этом следует зарабатывать деньги, создавать рабочие места».
Следующий разговор с министром обороны состоялся в октябре – уже после того, как РФ объявила мобилизацию. Следовательно, Украине нужно было готовиться к вероятному наполнению фронта еще 300 000 россиян.
Тогда Резников больше думал не столько о планах руководства РФ («У Генштаба есть план, как на это реагировать», «Россияне бегают по рынку и думают, где им взять бронежилеты и одежду. У них будет провал»), сколько о переговорах с партнерами относительно обеспечения ВСУ.
«Современная война превращается в войну технологий. Скоро станет ясно, что это война дронов. И не только наземных, но и подводных, – отметил министр. – Нам нужны разведывательные дроны, дроны-камикадзе, а также противодроновые системы».
Говоря о сценариях завершения войны, на этот раз он остановился на единственном варианте: переговоры с участием стран Запада о новой системе безопасности Украины и по выходу ВСУ на границы, признанные международным сообществом в 1991 году.
Давид Арахамия: от переговоров с РФ до санкций
После 24 февраля глава президентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, 43, сменил привычную ему работу в парламенте – именно он возглавил украинскую делегацию на переговорах с РФ. Пять раундов встреч прошли в феврале и марте. Первые из них – в Беларуси.
Несмотря на явный провал первоначального плана атаки на Украину, представители РФ продолжали говорить на языке ультиматумов, рассказывал Forbes в начале марта другой участник переговоров Михаил Подоляк.
После того как силы обороны Украины выбили россиян из северных областей и изобличили их зверства на занятых территориях, переговоры прекратились. После успешного контрнаступления об этом уже нет речи.
«Переговоры ведет ВСУ», – сообщал в сентябре Арахамия в интервью Forbes. Финальную точку поставил Владимир Зеленский, подписавший 4 октября указ об отказе от переговоров с Владимиром Путиным.
Другой важный трек, в котором был задействован Арахамия, – конфискация российских активов в Украине в соответствии с законом, принятым ВР в мае. В Украине более 26 000 активов, бенефициарами которых являются граждане РФ.
Главная задача – чтобы эти активы не превратились в пассивы на балансе государства, говорит Арахамия в интервью Forbes. «Стратегия по таким активам – обеспечить работу компании без участия и влияния россиян, чтобы актив не девальвировал, разработать механизм с минимальными рисками по конфискации и затем продать», – добавляет он.
Насколько удастся реализовать этот план властям в следующем году, вопрос пока открыт. Большинство компаний, попавших под санкции, продолжают находиться в государственном Агентстве по розыску и менеджменту активов (АРМА), которое не спешит искать для них новых управляющих.
Главным изменением в работе парламента Арахамия назвал отсутствие влияния крупного бизнеса на работу нардепов: «Сейчас бизнес четко понимает, что любое участие в политике – это токсичная история для них».
Дипломатический фронт под руководством Дмитрия Кулебы
Объединить международное сообщество вокруг Украины и доказать, что язык дипломатии работает во время войны, – задача, которая с начала вторжения стоит перед главой Министерства иностранных дел (МИД) Дмитрием Кулебой, 41.
Forbes встретился с Кулебой 18 июля – в момент, когда одной из главных тем украинских и международных медиа была фигура конгрессвумен Виктории Спартц. Она заявила, что западное оружие, предоставленное Украине, может оказаться где угодно, в том числе в Сирии или Мексике. Впоследствии статья с подобными тезисами была опубликована в издании Financial Times.
«[Министр обороны] Резников дал интервью Financial Times, в котором опроверг упреки, а я побуждал наших партнеров выйти и прямо высказаться на тему, – вспоминает глава МИДа. – Это классическая информационная атака/контратака».
Отстаивать «голос» Украины в международных переговорах Кулебе приходилось не раз. Яркие примеры – заключение «зернового соглашения» и переговоров о поставках оружия.
В 2022 году Украине удалось вывести на новый уровень отношения с ключевыми мировыми партнерами – США, Европейским союзом и Великобританией. Однако не со всеми странами выстроились крепкие отношения – придерживаются нейтралитета или больше склоняются к российской позиции относительно войны страны Африки, Азии.
Противоречивые отношения сложились с Турцией. «Турция здесь помогает нам, там демонстрирует, что готова помогать России, здесь она – член НАТО и конструктивно ведет себя в вопросе разблокирования членства Швеции и Финляндии, тут говорят, что она решила присоединиться к БРИКС», – объясняет ситуацию Кулеба.
В конце июня Украина получила статус кандидата на членство в ЕС. Но в этом направлении еще предстоит много работать, говорит глава МИДа. «Интеграция в ЕС – как работа фермера: нужно выходить и каждый день тяпкой работать, а не заниматься гипотетическим планированием, сколько лет это займет», – говорит Кулеба.
Данилов, Малюська, Новиков и Венедиктова о санкциях и «олигархах»
До войны главным вопросом власти была борьба с «олигархами» – представителями бизнеса, которые оказывают влияние на политику, медиа или монопольное положение в определенной отрасли и владеют состоянием более 2,2 млрд грн. Под пристальное внимание ОП попали два бизнесмена – Петр Порошенко и Ринат Ахметов.
В начале февраля 2022 года Forbes пришел к уже бывшему генеральному прокурору Ирине Венедиктовой, 44, с вопросами о подозрении Порошенко в государственной измене и обыске на «Метинвесте» Ахметова. «Меня удивляет, что в Украине список Forbes – это во многом список экс-чиновников. Forbes – это рейтинг для бизнеса», – ответила Венедиктова о подозрении Порошенко. Что касается обысков на предприятии Ахметова, она была более сдержанной: «Посмотрим, на что выйдет следствие». Пока дело «Метинвеста» повисло в воздухе.
В июне 2022 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, 60, утверждал, что работа над реестром «олигархов» не прекращалась даже во время войны. Однако почти за два года перечень так и не появился. А вот существенные изменения возможны. На вопрос Forbes, попадет ли в реестр Ахметов, секретарь СНБО ответил неоднозначно: «Надо смотреть. Он очень много активов потерял в Мариуполе и в Донецкой области».
Во время войны украинские власти сконцентрировались на другом вопросе: санкции против российских бизнесменов, представителей власти и коллаборантов. Миссию искать подсанкционные активы взяло на себя Нацагентство по предотвращению коррупции.
С его главой Александром Новиковым, 40, Forbes встретился в июне. НАПК нашло все основные активы россиян и белорусов, которые находятся в Украине, утверждал он: «Мы сделали это еще в начале марта».
Побудить государство налагать санкции НАПК удалось не сразу. Данилов утверждал, что для этого СБУ необходимо провести дополнительные проверки. «Все хотят, чтобы было быстро. Но нам нужно, чтобы с юридической точки зрения все было безупречно», – рассказывал Данилов.
Первый крупный санкционный пакет СНБО утвердил лишь 30 сентября, в него вошли самые богатые российские бизнесмены, в частности Владимир Лисин, Вагит Алекперов, Михаил Фридман.
Дальше дело было за Минюстом, который должен был подготовить доказательства и отправить их в Высший антикоррупционный суд. «Средняя подготовка дела длится несколько месяцев», – говорил министр юстиции Денис Малюська, 41, в интервью Forbes в октябре 2022 года.
Пока на счету Минюста два успешных дела – ВАСК одобрил конфискацию активов беглого президента Виктора Януковича и российского бизнесмена Владимира Евтушенкова.
До конца года Минюст должен был подать еще несколько исков против топ-100 российского Forbes, таких как Александр Бабаков, Олег Дерипаска, Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан, Аркадий Ротенберг, анонсировала заместитель министра юстиции Ирина Мудра, 46, в интервью Forbes в ноябре 2022 года. Но этого не вышло.
Большие успехи у Минюста на международной арене 14 ноября. Генассамблея ООН приняла резолюцию о создании механизма компенсации Россией ущерба, нанесенного Украине. «Эта резолюция – признание миром ответственности России за войну», – говорит Мудра. В следующем году Украина должна согласовать международный договор, который в дальнейшем поможет получить замороженные суверенные активы РФ более чем на $300 млрд.
Сергей Марченко: военный бюджет, переговоры с МВФ и поиск денег
Министр финансов Сергей Марченко встретился с Forbes вечером 10 марта, или на пятнадцатый день полномасштабного вторжения РФ в Украину. «До сих пор просыпаюсь с ощущением дня сурка», – описывал он тогда свое эмоциональное состояние.
В то же время украинское правительство уже постепенно приспособилось к реалиям войны. Марченко ежедневно проводил многочисленные звонки с международными партнерами (за две недели Украина получила комитменты в €6 млрд кредитов; первыми средствами был грант от Италии на €110 млн), искал, как решить проблему резкого роста расходов и падения доходов госбюджета, и разбирался с первыми случаями ввоза в Украину брендовых товаров или дорогостоящего алкоголя под видом гуманитарной помощи.
Главным достижением украинской власти первых дней войны, по словам министра, было не погрузиться в «бункеризацию», предусмотренную советскими методичками на случай войны.
Спустя пять месяцев, в августе, Марченко рассказывал Forbes о тех же проблемах, которые, однако, уже стали для министра рутиной. Были более четкими и вводные данные сверхсложной задачи: финансирование сектора обороны составляет около 30% ВВП Украины (130 млрд грн в месяц), месячный дефицит госбюджета – $5 млрд, тогда как средства, предоставляемые партнерами, категорически нельзя использовать на военные нужды.
Во время октябрьского разговора с министром уже обозначились и масштабы потребностей Минфина на 2023-й – $38 млрд дефицита, даже с учетом значительно лучшей ситуации с налогами, чем в начале и в середине года. «В апреле мы говорили о сборе в 7–8 млрд грн с таможни, сейчас – 30 млрд грн, – рассказывал Марченко в октябре. – Налоговая выполняет обязательство. Остается вопрос ритмичности возмещения НДС, но есть линейная зависимость от наличия средств на казначейском счете».
2023-й Минфин встречал с гарантированными €18 млрд от ЕС в течение года и $9,9 млрд от США до сентября. Также Украина получила краткосрочную программу МВФ, но пока без денег. Уже в марте правительство хочет приступить к переговорам о расширенном финансировании от Фонда на несколько лет ориентировочным объемом в $20 млрд.
Если все пойдет по плану, в текущем году Минфин сможет профинансировать ключевые расходы без помощи НБУ. В 2022-м Нацбанк существенно помог бюджету, «напечатав» 400 млрд грн, эквивалент около $12 млрд.
Как формировали политику Нацбанка экс-глава Кирилл Шевченко и нынешний глава Андрей Пышный
Национальный банк – одна из немногих крупных госструктур, сменившая руководство в течение войны. В августе Forbes встретился с Кириллом Шевченко, 50. Он возглавлял НБУ с середины 2020-го и ушел в отставку, сославшись на проблемы со здоровьем. Позже оказалось, что Национальное антикоррупционное бюро расследует махинации в государственном Укргазбанке, когда им руководил Шевченко. В настоящее время банкир находится в международном розыске. Недавно журналисты «Украинской правды» обнаружили его в Вене.
Нацбанк во главе с Шевченко сумел эффективно отреагировать на войну. Уже через несколько часов после начала вторжения правление регулятора приняло ряд решений, позволивших предотвратить панику. Одно из них – зафиксировать курс гривни на довоенном уровне 29,25 грн/$. В итоге на этом уровне он продержится до июля. НБУ был вынужден девальвировать гривню до 36,6 грн/$ и приблизить ее к розничному рынку, который на тот момент давно перешел предел в 40 грн/$. В некоторые моменты (особенно в июне) поддержка довоенного курса обошлась Нацбанку в более $1 млрд в неделю.
Основной темой разговора Forbes с Шевченко был важный для страны понятийный клинч между НБУ и Министерством финансов. В июне Нацбанк «напечатал» 130 млрд грн для финансирования расходов бюджета. Шевченко выступал против.
«Во время пандемии все усвоили термин ИВЛ (искусственная вентиляция легких). Так вот эмиссия – это и есть ИВЛ для экономики. Это экстренная помощь, которая спасает жизнь, но в больших дозах или в случае уязвимых ситуаций может приводить к осложнениям», – говорил он.
В начале октября Шевченко подал в отставку. Причины – не только в здоровье, но и в том, что руководитель центробанка не смог найти общий язык с главой Офиса президента Андреем Ермаком. Это противоречие могло стоить Шевченко должности еще летом 2021-го, однако замена второго подряд главы НБУ, который является независимым от других органов власти институтом, могла вызвать очень серьезные вопросы у международных партнеров Украины во главе с МВФ. В конце концов Шевченко ушел сам, подозрение по делу «Укргаза» ему вручали уже после того, как ВР утвердила его отставку.
Новый глава Нацбанка Андрей Пышный, 48, в свое время долго руководил Ощадбанком. В НБУ он пришел в статусе члена санкционной группы Ермака – Макфола и имеет хорошие отношения с руководителем ОП. Разговор Forbes с Пышным состоялся в конце ноября – на следующий день после очередного ракетного обстрела РФ, который привел к одному из наиболее существенных сбоев в работе энергосистемы Украины.
Один из ключевых месседжей Пышного – НБУ не должен находиться в вакууме. «У нас есть мандат, предполагающий обеспечение ценовой и финансовой стабильности. У Минфина – финансирование бюджета победы. Совместный мандат, который нам обоим определила война, – выйти с консолидированной позицией к международным партнерам, от взаимодействия с которыми зависит львиная доля финансирования бюджетного дефицита в следующем году», – объяснял он.
Другой тезис – из-за войны Украина вынуждена отказаться от части рыночных подходов. Это касается и курса. «Совместная позиция ключевого персонала НБУ – фиксированный курс еще должен играть определенное время свою роль. И я его поддерживаю. Пока мы не видим оснований для перепривязки курса, однако и возвращение к плаванию считаем преждевременным», – сказал Пышный.
Радикальные реформы, льготы для бизнеса и размышления об увеличении налогов. Как изменялись экономические взгляды Юлии Свириденко, Ростислава Шурмы и Даниила Гетманцева
Взгляд на налоговую систему и правила игры для бизнеса в военное время в главных центрах принятия решений – Офисе президента, Кабмине и Верховной Раде был разный.
В начале мая 2022 года Forbes встретился с главой финансового комитета Даниилом Гетманцевым. Уже тогда власти обсуждали отмену определенных военных льгот для бизнеса, которые были введены в начале марта прошлого года, и размышляли над увеличением военного сбора с 1,5% до 3%. «Тем, кто против, хочется сказать, что мы рано начали считать наши взносы на войну, используя арифметику, а не соотнося риски», – сказал Гетманцев.
Гетманцев также выступал за возобновление налоговых проверок для бизнеса, не пострадавшего от войны. «Почему мы не должны проверять предпринимателя, работающего в Ивано-Франковске? В мирных областях следует возвращать нормальный налоговый контроль», – говорил Гетманцев в мае. Наконец, налоговые проверки вернули в июне 2022 года.
В конце года риторика Гетманцева стала немного мягче. Во второй раз Forbes встретился с главой финансового комитета в декабре. «Я не вижу резервов в экономике для повышения налогообложения. Есть резервы на средства администрирования, на той же таможне и в акцизах», – ответил он на вопрос о планах государства возвращаться к идее увеличения военного сбора.
Экономический блок Офиса президента выступал за радикально иной подход. 16 августа Forbes встретился с заместителем председателя ОП Ростиславом Шурмой, который только начал формировать концепт налоговой реформы «10-10-10». «Я – сторонник радикальных налоговых изменений», – утверждал Шурма в интервью Forbes. С первой попытки продвинуть налоговую реформу во власти и среди международных партнеров Шурме не удалось.
Второй раз попытка заверить власть в необходимости снизить налог на прибыль, НДФЛ и НДС до 10% появилась в декабре. Тогда Шурма предложил компенсаторы, которые могли компенсировать дефицит бюджета из-за уменьшения налогов. В ОП предлагали отменить другие льготы для бизнеса, увеличить ренту на добычу полезных ископаемых, более высокие акцизы на горючее и алкоголь, а также налоги на загрязнение, в частности металлургическую пыль, и ввести жесткий контроль за нарушение налогового законодательства. Приверженцев такого формата стало больше, но преимущество все еще не на стороне Шурмы.
Более всего публично критиковал реформу Гетманцев: «Сегодня нет никакой дискуссии вокруг «10-10-10», есть только шоу – пустое, бессодержательное, которое дискредитирует актеров».
Вице-премьер и министр экономики Юлия Свириденко, с которой Forbes встретился 27 декабря, считает, что к уменьшению налогов нужно подходить осторожно. В качестве примера Свириденко приводит ЕСВ, который является источником наполнения для двух фондов социального страхования (пенсии, страховые выплаты и выплаты по безработице).
Но концептуально министр не против уменьшения налогов: «Если мы найдем альтернативный механизм наполнения этих фондов, то можем снижать ставку. Однако пока я не вижу таких стимулов», – говорит Свириденко. В Министерстве экономики будут придерживаться более ситуативного введения льгот. К примеру, после начала российских атак на критическую инфраструктуру Кабмин освободил от пошлины и НДС генераторы и Starlink.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.