Украинская компания международного брокера Freedom Finance и его владелец миллиардер Тимур Турлов попали под санкции СНБО. Активы тысяч украинских клиентов компании, имеющей бизнес в 13 странах – от Казахстана и РФ до США, заблокированы. Что будет с их деньгами
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Владелец Freedom Finance Тимур Турлов, 35, – один из многих участников глобального списка самых богатых от Forbes, бизнесу которого существенно навредило российское гражданство. В середине октября указом президента Владимира Зеленского утвержден масштабный перечень санкций СНБО, в который попал Турлов и украинский брокер «Фридом Финанс Украина».
9 ноября Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приостановила действие лицензий этого юрлица. Соответственно, все активы компании и клиентов заблокированы СНБО. Речь идет о 12 800 счетах в ценных бумагах на 3,5 млрд грн, рассказали в ответ на запрос Forbes в пресс-службе украинского филиала Freedom Finance.
Турлов заработал свое состояние ($2,6 млрд, согласно The Worldʼs Real Time Billionaries глобального Forbes) на том, что помогал физлицам в постсоветских странах, прежде всего в России и Казахстане, торговать ценными бумагами на мировых биржах.
В Украине его холдинг имел долгосрочные планы. «Фридом» появился на украинском рынке в 2017 году. Компания входит в тройку крупнейших продавцов военных ОВГЗ среди небанковских учреждений и занимает седьмое место в рейтинге брокеров по объему сделок с ценными бумагами. В июне 2020-го Freedom Holding Corp, американская компания Турлова, приобрела 24,3% «Украинской биржи».
Сейчас финансист, последние 10 лет живущий в Казахстане, пытается дистанцироваться от России. Он заявил об отказе от гражданства РФ и продаже российского бизнеса местному менеджменту. Это может оказаться существенной потерей для холдинга. Общее количество счетов клиентов Freedom Holding – 475 000, в то время как только в РФ бизнес включает более 50 региональных офисов с клиентской базой в 170 000 человек.
Как устроен финансовый холдинг Турлова и оправданно ли он попал под санкции?
Российский рынок – второй для Freedom Finance Тимура Турлова
19 октября Freedom Finance объявила о продаже российского бизнеса $33 млн топ-менеджеру компании Максиму Повалишину. РФ – «родной» рынок холдинга и один из самых крупных бизнесов по активам и выручке. В июле–сентябре 2022-го Freedom Finance получила $27,2 млн чистой прибыли. $56,9 млн, или 31,1% от общей выручки, сгенерировал российский сегмент, говорится в отчете холдинга за третий квартал 2022-го.
Именно в России уроженец Москвы Турлов создал Freedom Finance. Лишь в 2011-м, как рассказывал он американскому Forbes, компания мигрировала в Казахстан. Почему? Там, в отличие от РФ, почти не было конкуренции среди брокеров, работающих с розничными инвесторами.
С этого времени Турлов живет в Алматы, однако до 2022-го оставался гражданином РФ. В 2015-м он приобрел американскую Bmb Munai, которая в итоге стала Freedom Holding Corp. С самого начала она занималась продажей казахстанской нефти, но на момент соглашения с «Фридомом» была лишь юридической «оболочкой». Партнером Турлова в этом поглощении стал директор Bmb Munai гражданин Казахстана Аскар Таштитов. Сейчас он занимает пост президента Freedom Holding.
В октябре 2019-го Freedom Holding Corp вышла на биржу NASDAQ. Сейчас капитализация составляет $3,5 млрд. У Турлова – 72,56% акций компании. В структуру входит бизнес в 13 странах, страховые компании, банки и платежная система. Также Турлов имеет сеть магазинов розничных продаж смартфонов и аксессуаров Freedom Mobile World.
В письменном комментарии Forbes бизнесмен заявил, что отказался от российского гражданства и разорвал какие-либо связи с российским фондовым рынком. «Я являюсь гражданином Республики Казахстан. Здесь я живу со своей семьей последние 10 лет», – написал он. Представители пресс-службы компании предоставили Forbes документы, подтверждающие выход Турлова из российского гражданства и соглашение о продаже российского бизнеса.
На РФ приходится 23% всех активов Freedom Holding. Львиная доля сконцентрирована в Средней Азии – $2,8 млрд (около 60%). Эти рынки принесли холдингу $113,4 млн, или 67% выручки в июле–сентябре. Для сравнения: выручка в США – $3,3 млн.
В 2020 году 70% комиссионных доходов Freedom Holding сгенерировала компания в Белизе, через которую проходит значительная часть средств клиентов Турлова, писал Forbes со ссылкой на отчет S&P. Подобным образом структурирован бизнес Freedom в Европе: например, инвестиции в международный фондовый рынок украинских пользователей осуществлялись через кипрское подразделение холдинга, отмечает на правах анонимности представитель крупной украинской инвесткомпании. Общее количество клиентов кипрской компании Freedom Finance оценивается в 140 000 человек.
Тогда у S&P возникали вопросы о прозрачности структуры в Белизе. В комментарии Forbes.com весной 2021 года Турлов объяснял это требованиями казахстанского и российского регуляторов, которые не разрешали онлайн-трейдинг на зарубежных рынках. Тогда бизнесмен планировал, что вскоре деньги клиентов из Белиза перейдут на счета в РФ и Казахстане.
Как Турлов хочет обжаловать санкции
Украинское подразделение «Фридом финанс» появилось в 2017-м, когда холдинг Турлова поглотил местного брокера «Укранет». Freedom Holding Corp принадлежит только 9% уставного капитала украинской компании, в то время как 91% принадлежат президенту холдинга Таштитову.
«Фридом» в Украине преимущественно работал с инвесторами в ОВГЗ. 3,5 млрд грн активов в управлении холдинга – значительная сумма для украинского рынка, говорит директор инвестиционно-банковского департамента Concorde Capital Игорь Сотник. «Санкции негативно влияют на весь рынок, поскольку решение СНБО предусматривает замораживание активов клиентов до решения вопроса с лицензией», – считает он.
«Фридом Финанс Украина» действительно приостановила деятельность по решению регулятора, хотя и остановка лицензий не означает их аннулирования, отмечается в официальном сообщении компании. «Все активы клиентов защищены и хранятся на личных счетах клиентов», – говорится в релизе.
«Внесение в список СНБО было для нас неожиданным. Мы считаем это механической ошибкой, – прокомментировал Forbes Турлов. – Фактически нет причин, чтобы компания была под санкциями». Украинский менеджмент работает над обжалованием санкций, говорится в комментарии пресс-службы. Аргументы – отказ Турлова от российского гражданства и контроль большей части украинской компании со стороны Таштитова.
Сможет ли Турлов добиться отмены санкций? Судебное обжалование может длиться годами, говорит топ-менеджер одной из инвесткомпаний. Отдельный вызов – доказать, что соглашение о продаже российского бизнеса является настоящим, добавляет инвестбанкир. «Есть сомнения, что российский менеджмент мог найти такую сумму денег на покупку этого актива», – говорит руководитель одной из украинских инвесткомпаний.
Деньги инвесторов: что может быть с ними в дальнейшем
Решение СНБО в первую очередь ударило по клиентах-физлицах «Фридом Финанс», а не по фаундерах, говорит один из клиентов украинской компании. О решении СНБО Нацкомиссии по ценным бумагам стало известно в день его принятия, консультаций с регулятором не было, рассказал Forbes один из членов Комиссии, попросивший не упоминать его имя в данной статье. После этого комиссия еще две недели решала, как именно выписать собственное решение по лицензиям, добавляет собеседник.
Клиенты «Фридом Финанс» потеряли одновременно доступ как к бумагам, так и к деньгам на счетах. «Даже если ОВГЗ будут погашать, средства будут заходить на заблокированные счета, так что клиенты не будут иметь к ним доступа», – говорит президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак. В преддверии ареста счетов некоторые клиенты завели под покупку ценных бумаг несколько миллионов гривен, но не успели провести операцию, добавляет Козак.
Ситуация безотносительно к российско-казахстанскому акционеру сильно вредит локальному инвестиционному рынку, считает Козак. «Инвесторы в очередной раз почувствовали себя абсолютно беззащитными перед непредсказуемыми решениями государства», – объясняет он.
Пока не ясно, как именно, когда и при каких условиях счета «Фридом Финанс» могут быть разблокированы. Вероятное решение – передача всех ценных бумаг на счет в Национальный депозитарий Украины. Однако не факт, что НДУ сможет быстро обработать счета тысяч клиентов, считает топ-менеджер одной из инвесткомпаний.
«Все активы клиентов продолжают принадлежать клиентам по праву собственности и учитываются должным образом», – говорит генеральный директор «Фридом Финанс Украина» Марина Бартошек, которая подчеркивает, что компания готова выполнить все взятые на себя обязательства в соответствии с заключенными договорами после снятия санкционных ограничений и возобновления действия лицензий. «Наши клиенты с пониманием относятся к ситуации, и кризисных прецедентов у нас не было», – сообщила Бартошек.
Разблокировать счета с денежными средствами НКЦБФР не может, поскольку она не в силах изменять решение СНБО, говорит на правах анонимности член Нацкомиссии. НКЦБФР пока не коммуницирует с инвесторами эту проблему, говорит финансовый советник iPlan.ua Любомир Остапов. «НКЦБФР следовало бы успокоить людей, которые сейчас паникуют и не понимают, что будет с их активами и деньгами», – добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.