Во время войны украинские экспортеры столкнулись не только с логистическими проблемами, но и с налоговыми. Из-за блокирования налоговых накладных и задержки с возмещением НДС бизнес теряет сотни миллионов гривен. Как власть и предприниматели пытаются это решить
Еще в мае 2022 года государство вернуло возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) экспортерам, однако с тех пор эта тема остается одной из наиболее острых проблем украинского бизнеса.
В прошлом году задержка с возмещением могла продолжаться более 8 месяцев. Некоторые из опрошенных Forbes экспортеров до сих пор не получили возмещения за 2022-й.
Другая большая проблема – блокирование налоговых накладных. В октябре Кабмин принял постановление №1154 и ввел более тщательную проверку налоговых накладных. Новые правила привели к блокированию более 1 млн налоговых накладных. Бизнес до сих пор жалуется, что под подобные санкции попадает не только схемный, но и « белый » бизнес.
Где корень проблемы, которую власти и бизнес не могут решить более года? Предприниматели, с которыми общался Forbes, указывают на Государственную налоговую службу. Трое собеседников рассказали о случаях, когда налоговики предлагали решить проблемы бизнеса за взятку.
Что с этим делать? Глава финансового комитета Даниил Гетманцев неоднократно призвал бизнес обращаться к нему лично по проблемным вопросам. В конце концов, непростые отношения между бизнесом и налоговой подтолкнули нардепов к перезагрузке руководства госоргана, рассказали два нардепа из финансового комитета Верховной Рады.
Как предприниматели сосуществуют с налоговой и какие проблемы следует решить в первую очередь?
Как бизнес пытается вернуть НДС
Чиновники и нардепы признают проблему с возмещением НДС, однако объясняют это дефицитом бюджета и отсутствием денег на казначейском счете. Возмещение НДС идет в третью очередь – после военных расходов и социальных выплат, рассказывал в интервью Forbes Гетманцев в конце декабря 2022 года. Тогда задолженность бизнеса составила около 7 млрд грн.
По данным Минфина, сейчас ситуация существенно улучшилась. По информации министерства, предоставленной по запросу Forbes, если в феврале 2023-го задолженность составляла 1,9 млрд грн по 971 плательщику, то уже в марте долга не было.
Однако данные Минфина охватывают не все кейсы – речь идет только о возмещении, которое согласовала налоговая. То есть без учета НДС, который «завис» во время документальных проверок, в судах или заблокирован из-за «российского следа».
Поэтому на руках у бизнеса совсем другие показатели. Компаниям Agricom Group полагается возмещение НДС на 35 млн грн, говорит исполнительный директор и совладелец Петр Мельник. «Это восемь месячных окладов всех работников группы компаний», – добавляет он.
Около 181,6 млн грн НДС заблокировано у группы аграрных компаний «Прометей», говорит ее владелец Рафаэль Гороян.
Болезненная для бизнеса причина отказа в возмещении НДС – «российский след» у контрагентов. С таким кейсом столкнулась компания «Сентравис», главным поставщиком которой является завод «Днепроспецсталь». По данным YouControl, конечным бенефициаром является гражданка Франции Наталья Селиванова. В марте 6,8% акций завода, которыми владела Марченко, были арестованы. Однако само предприятие продолжает работать.
«В таком случае государство должно либо национализировать предприятие, либо разрешить ему работать, – считает основатель и СЕО «Сентравис» Юрий Атанасов. – Бизнесу тяжело искать себе контрагентов, ведь непонятно, где в следующий раз может появиться «русский след».
«Сентравис» не сотрудничает с «Днепроспецсталью», но по прошлым контрактам у компании не возмещен НДС на 160 млн грн, добавляет Атанасов. «Около 90% сейчас – импортируем. А значит, эти деньги работают не на украинскую экономику, а на международную», – констатирует он.
«Русский след», взятки на местах и другие причины блокирования налоговых накладных
Еще одна проблема, которая существенно тормозит бизнес – блокирование налоговых накладных. Решение сделать правила проверки накладных более жесткими осенью 2022-го в Минфине объясняли многочисленными манипулированиями с рисковыми товарами. По состоянию на февраль 2023 года выявлены схемы более чем на 26 млрд грн, говорит нардеп Гетманцев, ссылаясь на информацию Минфина.
По данным министерства, в марте заблокировано 0,79% общего количества налоговых накладных, это в два раза меньше, чем в ноябре 2022-го (1,6%), когда Кабмин ввел более жесткие нормы проверки. «Фактически мы вышли на докризисные показатели», – говорит Гетманцев.
Ситуация с блокированием зависит от региона, отмечает Мельник из Agricom Group. Компания работает в Киевской, Черниговской и Житомирской областях. В Киевской и Черниговской областях, где функционируют предприятия группы, все процессы еще с осени сдвинулись в положительном направлении, как с блокированием налоговых накладных, так и с возмещением НДС, говорит Мельник.
А вот в Житомире, где также работает Agricom Group, ситуация противоположная – налоговые накладные блокируются, а два предприятия внесены в список рисковых, что означает автоматическую блокировку всех налоговых накладных.
У компании «Прометей» проблема также связана с регионами. Компания работает в Николаевской области, но в начале войны регион находился под сильными обстрелами, налоговая прекратила работу, а бизнес перевели на Волынь. «Сейчас компания де-факто и де-юре находится в Николаеве, но блокирование продолжается на Волыни», – говорит Гороян. В настоящее время заблокированы налоговые накладные на 182,9 млн грн.
Проблемы с налоговой в Житомирской области Мельник с Agricom Group связывает с желанием заработать на проблемах бизнеса. «В начале осени мои подчиненные получили устное предложение от сотрудника Главного управления ГНС в Житомирской области за определенный процент решить вопрос с возмещением НДС, – утверждает он. – Конечно, мы отказались сотрудничать на предложенных условиях. И, похоже, как результат – имеем кризис в работе предприятий Житомирского кластера».
Три других собеседника среди украинских экспортеров также говорят о случаях вымогательства взяток со стороны сотрудников налоговой. Опрошенные попросили не называть их имена и названия компаний из-за опасений дополнительных проблем для бизнеса.
«Наши коллеги были на встрече в налоговой, а вечером уже получили звонок с предложением быстро решить вопрос за вознаграждение», – говорит один из представителей крупнейших экспортеров на правах анонимности. При решении проблем, по словам собеседников в компаниях, требуют от 5 до 15% от суммы заблокированного.
Телефон Гетманцева и налоговая реформа
Глава финкомитета Рады Гетманцев почти в каждом интервью или публичном выступлении призывает бизнес обращаться к нему в случае возникновения проблем с налоговыми или другими фискальными органами. Во время кризиса с блокированием налоговых накладных нардеп получал по пять звонков в день, сейчас – 3-4 в неделю, рассказывает он.
«Налоговая работает в штатном режиме, и мой запрос это, скорее, возможность урегулировать спорные моменты. Я охватываю небольшой процент обращений», – говорит Гетманцев.
По просьбе Forbes совладелец Agricom Group Петр Мельник обратился к Гетманцеву с проблемой коррупции в Житомирской налоговой. «Перезвонил почти сразу и обещал выяснить этот вопрос», – говорит Мельник.
Глава финансового комитета ВР говорит, что обратиться к нему может любой бизнес, главное подробно и четко изложить проблему, а не оперировать общими фразами. Как он может вмешаться? Гетманцев формирует депутатский запрос о проверке информации, и если она подтвердилась, налоговая должна инициировать внутреннее расследование. «Бывают ситуации, когда налоговая действительно допустила ошибку, но есть случаи, когда бизнес пытается манипулировать. Поэтому важно разобраться», – говорит Гетманцев.
Иногда выяснение проблемы может занять недели. Компания «Прометей» обратилась к Гетманцеву еще в середине марта, но до сих пор не получила ответа, почему у нее заблокированы накладные и нельзя получить возмещение НДС. «Мы находимся на постоянной связи, но решения вопроса пока нет», – говорит владелец группы «Прометей» Гороян.
Компания «Сентравис» также обращалась в финансовый комитет, но ответа так и не получила. «Общались с Гетманцевым, но реакции не последовало», – говорит Атанасов.
Гетманцев апеллирует, что выяснение всех обстоятельств дела может занимать месяц, но если бизнес действительно прав, то результат тоже будет. В этом году изменено руководство налоговой в Ровенской и Сумской областях по запросу бизнеса, говорит Гетманцев.
В финансовом комитете планируют комплексно решить проблему и уже готовят закон, который должен перезагрузить руководство налоговой, говорит нардеп финансового комитета Ольга Василевская-Смаглюк. «Проблемы, с которыми столкнулся бизнес, показывают, что налоговая не работает как следует», – считает она.
Реформа состоит во введении прозрачного конкурса на руководство налоговой с привлечением международных экспертов. Процедура будет похожа на конкурс по поиску главы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), говорит Железняк. Подобные законы уже зарегистрированы для перезагрузки руководства Бюро экономической безопасности (БЭБ ) и таможни. «Аналогичный закон для налоговой в ближайшие недели будет подан в ВР», – говорит Железняк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.