Нобелевская премия по экономике, полученная Филиппом Агионом, Питером Говиттом и Джоэлом Мокиром, подтверждает важность технологического прогресса и инноваций для экономического роста. Как Украине выйти из ловушки сырьевой экономики и обеспечить устойчивое развитие? Глава Центра социальных изменений и поведенческой экономики Андрей Длигач проанализировал исследование нобелевских лауреатов и ввел рамку развития Украины, которая состоит из трех взаимодополняющих направлений
Покупайте годовую подписку на шесть журналов Forbes Ukraine по цене четырех. Если вы цените качество, глубину и силу реального опыта, эта подписка именно для вас.
Награждение комитетом по присуждению Премии по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля авторов, работающих в тематике экономического роста, технологического прогресса, институций является подтверждением необходимых приоритетов национальной экономической стратегии Украины.
Как стране, нуждающейся в реиндустриализации и сохранении (или в положительном сценарии – развитии) человеческого капитала во время войны, недостаточно знать, кто победил. Нам нужно знать, что делать. Труды Мокира, Агиона и Говитта – это не просто академическая история, а стратегическое руководство для Украины, стремящейся вырваться из ловушки сырьевой экономики и обеспечить устойчивый рост.
Когда инновация не работает
Инновации – звучит модно. Но есть ли понимание, как превратить единичные стартап-успехи предпринимателей в устойчивый экономический рост для всей страны.
Опыт развитых экономик, в том числе труды ведущих теоретиков, таких как Филипп Агион и Питер Говитт (одни из архитекторов современной теории эндогенного роста), показывает: рост – это результат не столько инвестиций, сколько создание условий для инноваций (творческого разрушения) и постоянной трансформации – рынков, бизнес-моделей, поведенческих шаблонов, государственных институтов и предвидение трансформаций государственных политик.
Мне взгляды авторов близки тем, что в их основе лежит Шумпетеровская идея «творческого разрушения». Они развили модель Нобелевского лауреата 2018 года Пола Ромера, интегрирующую конкуренцию, инновации, человеческий капитал и институциональный подход. Это уже практический инструмент для страны, стремящейся к лидерству.
Баланс между рентой и конкуренцией
Один из вопросов, который решает теория эндогенного роста – это создание стимулов для инновационной активности.
Равновесие «Рента vs Конкуренция». Инноватор, инвестирующий в новые технологии, должен получить временные рентные сверхприбыли. Это его законное вознаграждение, позволяющее инвестировать в дальнейшие исследования и развитие. Без этого не было бы Ajax, monobank, Новой Почты, Grammarly, WhiteBit и других.
Но если эта рента становится слишком большой, а барьеры для входа новых конкурентов – высокими, то динамика экономического развития снижается. А это уже проблема. Чрезмерная конкуренция также вредна, если она снижает инвестиционную привлекательность, вызывая эффект побега (escape competition).
Регулирование через институты. Отсюда вывод для Украины – законодательство должно защищать инноваторов, уменьшать барьеры входа новых игроков. Важная роль отводится конкурентной политике и антимонопольному контролю, которые ограничивают рентные барьеры, не уничтожая инноваторов. Это включает: защищенное право интеллектуальной собственности, автономию университетов и добропорядочные суды.
Выход из монопольной модели. Самый смелый вывод. Важно уменьшить концентрацию ресурса в экономике, чтобы инновационные стартапы могли соперничать, а не попадать под контроль имеющихся больших групп. Это один из вопросов развития «Дія.Сіті» и аналогичных пространств.
Развитие «Полезной культуры» и капитала (по Мокиру)
Мокир, в свою очередь, отмечает: инновация начнет приносить постоянный эффект, только когда в стране сформируется «культура роста». Это не о деньгах, это об институтах, знаниях, стремлениях и общественном договоре.
Наука + Инновации + Человеческий капитал + Инвестиции = Базовая стратегия. Украине следует не просто импортировать технологии, а развивать собственные научные учреждения и эффективные механизмы трансфера новых знаний в производство. Это вопрос конкурентоспособности.
Образовательный прорыв. Образовательная система должна обеспечить не только теорию, но и практические навыки («mechanical competence»). Наши инженеры, техники, мастера должны стать тем «полезным знанием» («useful knowledge»), что обеспечит системный бизнес и стартапы.
Вера в прогресс и допущение риска. Инновация – это всегда риск и разрушение старого. Государство должно поощрять эксперименты, терпеть провалы и не наказывать за неудачи. Нам требуется эффективный механизм банкротства и усиление возможностей в финансировании идей.
Это напрямую связано с идеей нового позиционирования Украины, которую я называю «житница смыслов». Мы должны стать глобальной площадкой для экспериментов, продавая миру адаптивность, инновативность и скорость.
Специализация и роль государства
В модели Агиона государственная экономическая политика должна быть адаптивной, она не может быть универсальной. Она должна адаптироваться к структуре экономики, особенно по отношению к компаниям, находящимся на «технологическом фронтире».
Инноватор или имитатор. Эффекты государственного стимулирования должны зависеть от того, как далеко компания от инновационного лидера. Это важное замечание для Украины, где большинство наших «инноваторов» являются имитаторами с точки зрения глобального рынка.
Нам нужны разные подходы для поддержки как инновативных лидеров, так и тех, кто адаптирует мировые технологии (например, в сфере defense tech).
Целеустремленный фокус. Оптимально сосредоточивать ресурсы на тех технологиях, которые могут трансформировать многие сектора: энергетику, агро- и фудтехнологии, IT, биотехнологии, медицинские технологии, ОПК.
Экологический переход. Агион в модели Endogenous Degrowth доказывает, что с ростом доходов спрос смещается к менее материалоемким товарам. Это означает, что государственная политика может способствовать этому смещению, направляя инвестиции в «чистые» инновации и экологические технологии.
Это важно, поскольку Украина должна одновременно провести реиндустриализацию и сформировать лидерство в постиндустриальной экономике.
Государство – катализатор, а не «диктатор». Государство должно создавать «правила», стимулировать конкуренцию и инновационную активность, но не «принуждать» рынок.
Адекватное сочетание: государственная поддержка (гранты, доступ к финансированию) + налоговые стимулы (это наше приложение к формуле) + конкуренция + открытость. Хотя, следует отметить, в Degrowth-модели Агиона он предоставляет государству и более активную роль: налог на материалы + субсидии сервисам, что вызывает оживленные дискуссии по поводу государственных политик в Украине (экспортная пошлина на сою и «Дія.Сыты»).
Решение проблемы неравенства. Инновационный рост часто порождает неравенство. Поэтому жизненно важно поддерживать политики, открывающие путь талантам и изобретателям, независимо от происхождения: доступ к образованию, переквалификации, финансовую поддержку.
Это уже нашло отражение в Национальной стратегии раскрытия экономического потенциала украинцев и Стратегии занятости, которые разрабатываются в Министерстве экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины.
Модели Агиона, хоть и преимущественно абстрактные, дают нам стратегическую рамку. Нам нужно институционально поддержать «творческое разрушение», защитить инноватора от монополиста и обеспечить, чтобы общество было готово к новой, менее сырьевой, а на следующем этапе и менее материалоемкой экономике.
Следует перенять интеллектуальные практики, которые уже доказали свою эффективность. Выводы Нобелевского комитета являются четким уроком для Украины: институциональная реформа и культура роста – это путь выйти из моделей выживания и восстановления в направлении страны возможностей и страны-лидера инноваций. Это и есть наша дорожная карта к экономическому прорыву.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.