Украинские компании начали продавать товары в криптовалюте /Getty Images
Категория
Инновации
Дата

iPhone по крипте. Вслед за «Фокстротом» и WOG принимать оплату в крипте планируют десятки бизнесов. Зачем им это (опять)

4 хв читання

Украинские компании начали продавать товары в криптовалюте Фото Getty Images

Война подтолкнула ритейл активнее вводить оплату криптовалютой. Ею украинцы уже рассчитываются за iPhone и телевизоры в «Фокстроте», а вскоре – за горючее в WOG. Покупатели уже больше видят в виртуальных активах реальный способ платежа, а не просто хайп. Что бизнес имеет с таких инноваций

Сети магазинов электроники «ТехноЕж» и Stylus в августе начали принимать криптовалюту для оплаты за товары, интегрировав украинский криптопроцессинг WhitePay. Они не первопроходцы – в конце мая «Фокстрот», одна из крупнейших торговых сетей по количеству магазинов и объемам продаж, интегрировала инструмент от крупнейшей в мире криптобиржи Binance.

За первый месяц «Фокстрот» принял более 1000 оплат в крипте. У «ТехноЕж» и Stylus каждая 13–15 оплата происходит в криптовалюте, говорит CEO WhitePay Глеб Удовиченко.

Бизнес уже не в первый раз подхватывает тренд на оплату криптой. Предыдущая лихорадка была в 2017–2018 годах, но массовыми оплаты не стали. Сейчас Binance готовит интеграцию с 10 ритейлерами: «Планируем объявлять новое партнерство каждый месяц», – говорит Кирилл Хомяков, директор украинского офиса Binance. Конкурент по рынку WhitePay ведет переговоры об интеграции с 45 компаниями. Почему бизнес снова вводит оплату криптовалютой?

От хайпа к реальному инструменту

WOG дал клиентам возможность приобрести горючее за биткоины в 2017 году. Однако ощутимым бизнесом это не стало. Причина в низкой осведомленности людей, считает Олег Кушиль, директор Дирекции цифровой трансформации сети АЗК WOG. «Люди делали такие расчеты скорее из любопытства. Сегодня, учитывая количество бирж и доступность, обмен крипты на товары стал в разы более актуальным», – говорит он.

За пять лет инфраструктурные решения по оплате криптой подтянулись до уровня запросов рынка. В 2019 году украинская криптобиржа Whitebit из 3,5 млн пользователей запустила новую ветвь бизнеса – криптопроцессинг WhitePay. В том же году в Украине заработала крупнейшая в мире криптобиржа Binance, которая в 2021-м начала тестировать оплаты криптой через свой криптопроцесс BinancePay.

Такие услуги помогают принимать платежи от покупателя и отправлять их ритейлеру. «Пять лет назад все хотели произвести оплату криптой, но не понимали, как и что», – рассказывает Удовиченко. Для офлайновых точек WhitePay разработал платежный терминал, инвестировав более $1 млн, а BinancePay ввел оплату в магазинах через QR-код.

Зеленый свет дал и закон «О виртуальных активах», который президент подписал в марте 2022 года. «Такие слова как криптовалюта и блокчейн впервые появились в законодательном поле, и это стало прецедентом для развития индустрии», – говорит Удовиченко.

Соцвыплаты в крипте

Соцвыплаты в крипте

26 апреля Binance ввел криптовалютную карту для беженцев – Binance Refugee Card. Компания выдала более 200 000 карт. Также она выплатила или выплачивает по $75 еще 15 000 пользователей.

«Эта карта была предоставлена сугубо как инструмент, чтобы люди могли быстро получить и быстро потратить эти деньги. Мы дополнительно не поощряем их пользоваться картой», – рассказывает Хомяков.

Использование криптовалюты выросло и благодаря войне. Волонтерские фонды получают донаты от криптосообщества и закупают на них помощь за границей. Крупнейший волонтерский фонд «Вернись живым» собрал в крипте более $28 млн – это шестая часть «фиатных» донатов. «Крипта показала себя как инструмент, который может принести реальную пользу для наших людей и для Украины», – говорит Хомяков.

Криптовалютой пользуются не менее 12,7% украинцев. По этому принятию крипты Украина занимает первое место в мире, свидетельствует отчет ООН на конференции по торговле и развитию в августе 2022 года. Главный игрок на рынке решений для криптооплат – Binance, говорит CEO CrossPay Дмитрий Малюков. «Далее – WhitePay, а тройку замыкает Kuna», – добавляет он.

Зачем бизнесу крипта

Бизнес увидел, что украинцы готовы платить в крипте. «Изменения на рынке подталкивают к тому, чтобы давать возможность покупать за счет криптовалюты разные товары, – говорит Кушиль из WOG. – Возможность не просто купить на кошелек, а на месте купить горючее – это уже не тренд, а полноценное направление».

Украинский ритейл достаточно нетороплив и неповоротлив, говорит Кирилл Попов-Черкасов, eCommerce директор сети «Фокстрот». «Впрочем, на сегодняшний день практически ни у кого не осталось сомнений в том, что крипта действительно состоялась не только как модное явление, но и как реальный инструмент оплаты», – добавляет он.

К инновациям компании толкает конкуренция. «У них есть стремление и они ищут новые технологии, чтобы конкурировать между собой», – говорит Хомяков. Сотрудничество с Binance «Фокстрот» начал еще в октябре 2021 года. «Сначала рассматривали возможность найти применение NFT- технологиям в рознице. Затем определили более актуальный запрос – подключить способ оплаты цифровыми активами как в онлайне, так и в автономном режиме», – рассказывает Попов-Черкасов.

Впечатляющих результатов не ожидали, но уже за первый месяц более 1000 покупателей оплатили товары в крипте (какая это доля от общих продаж, компания не разглашает). «Продуктовая» корзина криптоаудитории стандартная – гаджеты для связи и аксессуары, мелкая бытовая техника, телевизоры и т.д. Один из самых дорогих товаров – iPhone 13 на 256Gb стоимостью почти 40 000 грн. При этом 85% оплат были онлайн, остальные – в магазинах.

iPhone по крипте. Вслед за «Фокстротом» и WOG принимать оплату в крипте планируют десятки бизнесов. Зачем им это (опять) /Фото 1

Криптовалютой пользуются не менее 12,7% украинцев. Инфографика: ООН

«Из-за значительных колебаний на рынке виртуальных активов в июле количество транзакций сократилось в полтора раза по сравнению с июнем», – рассказывает Попов-Черкасов. Но средний чек вырос. В июле самый дорогой товар, приобретенный за криптовалюту в «Фокстроте» – ноутбук премиум-класса уже за 77 999 грн.

В криптотехнологии идет не только ритейл, где их использование кажется логичным шагом. Оператор Lifecell также прощупывает почву. «Мобильные операторы стали просто трубой, а вся активность пошла в Facebook и мессенджеры», – говорит Евгений Барбарчук, старший менеджер по развитию бизнеса Lifecell. Удержать внимание клиентов решили благодаря криптомиру.

Компания стала партнером WhiteBit. За регистрацию на криптовалютной бирже абонент Lifecell получает дополнительные гигабайты интернета и минуты. «С декабря 2021 года по апрель 2022 года криптоаудитория среди наших клиентов выросла в два раза – до более 10% (1,2 млн – Forbes) абонентов Lifecell», – говорит Барбарчук.

Какой выхлоп для оператора? «Мы смотрим на то, как блокчейн может сотрудничать с телекомом, – говорит о планах менеджер по развитию. – Номер может быть уникальным Digital Identity как NTF-токен и платежным средством в Web3».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине