Заместительница директора НАБУ Полина Лысенко стала гостей еженедельного YouTube-проекта «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Какие сложности в борьбе с коррупцией видит бюро, почему ему не хватает детективов и какие провалы постигли ключевой антикоррупционный орган.
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
Полина Лысенко работала в Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) с самого начала его основания в 2015 году. В течение четырех лет была помощницей первого заместителя НАБУ Гизо Углавы. Также работала в Офисе генерального прокурора, Офисе простых решений и результатов и возглавляла Центр противодействия дезинформации при СНБО.
В апреле 2023 года вернулась к работе в НАБУ как заместительница директора бюро.
Во время эфира «Business Breakfast с Владимиром Федориным» Лысенко рассказала о реформе бюро, сотрудничестве с бизнесом, факапах в НАБУ и деле Пивоварского.
Об эффективности и потенциале НАБУ
В НАБУ работает 700 сотрудников. Для них честь и деловая репутация – не просто слова, а образ жизни. У органа есть большой потенциал при условии введения двух инициатив. Первая – увеличение штата бюро на 300 человек. Вторая – создание экспертного учреждения при НАБУ. Предлагаем увеличивать штат постепенно в течение трех лет. Это обойдется госбюджету в 400–500 млн грн в год.
Бюро сейчас работает над 627 расследованиями, которыми занимаются 250 детективов. Этого ресурса недостаточно, учитывая сложность дел. Более чем за восемь лет работы по состоянию на 30 июня в НАБУ почти 400 подозреваемых и около 472 обвинительных акта, 946 обвиняемых и 115 обвинительных приговоров.
Возмещение по уголовным производствам НАБУ и САП по состоянию на 30 июня 2023 года – 6,7 млрд грн. Это средства, фактически уже поступившие в бюджет. Так что НАБУ это не только про эффективные расследования и превенцию, но и про экономический эффект.
Сейчас перед нами стоят два вызова: расследование системной коррупции – во время войны и в ходе восстановления, после нашей победы.
В НАБУ прошла реорганизация – были уволены 20 человек из отдела коммуникации, управления по работе с заявителями и в территориальных управлениях. Вместо них взяли 20 детективов, аналитиков, оперативных сотрудников для создания отдела в Днепре.
О борьбе с коррупцией
Если посмотрим на практику стран Европейского союза или Америки, то даже там есть коррупция. Даже в Китае, где смертная казнь за коррупцию, последняя до сих пор существует.
В практике НАБУ были истории, когда в одном и том же кабинете в разные годы задерживали на взятке чиновников. Речь идет, например, о Государственной таможенной службе, «Укрзализныце» и т.д. К сожалению, смена человека в должности не гарантирует, что коррупция будет остановлена. Чиновники часто руководствуются принципом «лучшее для себя, а не для государства».
С коррупцией нужно бороться системно на уровне государства, меняя правила и процедуры, которые к этой коррупции приводят. Одних эффективных антикоррупционных органов недостаточно, требуется комплексный подход.
О факапах в НАБУ
Главный недостаток – недостаточно коммуникации с медиа и обществом. Возникает некий информационный вакуум, заполняемый конспирологическими теориями или специально придуманными историями для того, чтобы показать НАБУ в ином свете. Сейчас пытаемся изменить этот подход.
Других глобальных провалов у НАБУ не было. За время существования бюро ни один сотрудник не был привлечен к ответственности за коррупционные или уголовные правонарушения.
Есть ли угроза независимости НАБУ?
Дадим обществу сигнал, если риск будет. В истории НАБУ были разные периоды. В 2016 и 2017 годах в помещениях НАБУ проводились обыски, наших сотрудников допрашивали в подвалах других органов. В 2021-м изменился статус НАБУ.
Нам удалось выйти из кризисных ситуаций благодаря поддержке международных партнеров, гражданского общества и журналистов. Вряд ли ситуация была бы такой, как сейчас, если бы бюро осталось без поддержки в тот момент.
О деле Пивоварского и идеологии бюро
Человек может быть эффективным менеджером, реформатором, лидером мнений и т.д. Но если он нарушает закон, детективы должны это расследовать. Это не про левую идеологию, коммунизм или капитализм. Это про процессуальную независимость детектива. Он расследует дело вместе с прокурорами САП. Собирает доказательства, доказывается виновность или невиновность. В данном случае это виновность.
Если есть какие-либо сомнения, уверена, что все точки над «і» будут расставлены в Высшем антикоррупционном суде. В настоящее время из 140 решений суда лишь 10 – оправдательные приговоры.
О сотрудничестве с бизнесом и государством
После форума предпринимателей Forbes, на котором глава НАБУ Семен Кривонос призвал бизнес обращаться в бюро в случае коррупционных проявлений, ко мне обратилось два предпринимателя. По их заявлениям уже работают детективы НАБУ.
Есть другая ситуация. Недавно я выступала также на одном мероприятии, где люди говорили о недоверии к правоохранительной системе и что лучше дать взятку и иметь защиту. Тут всегда нужно начинать с себя. Иначе ситуация, конечно, может измениться к лучшему, но это будет дольше, сложнее и с меньшей результативностью.
Как стимулировать бизнес обратиться в НАБУ? Мне кажется, что за время существования НАБУ уже доказало свою эффективность и независимость.
НАБУ дает рекомендации по устранению коррупционных рисков в разных областях. К примеру, наши детективы выявили риски в процессе публичных закупок. Они были опубликованы. Впоследствии состоялась встреча в Министерстве экономики с детективами, и через несколько дней к нам поступило письмо от Кабмина с предложениями по изменению законодательства в сфере публичных запокупок. То есть весь процесс занял примерно неделю. Будем усиливать это сотрудничество.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.