Категория
Новости
Дата

Не отвечает Конституции. Юридическое управление Рады раскритиковало законопроект о повышении налогов

2 хв читання

Главное юридическое управление Верховной Рады признало отдельные нормы законопроекта №11416-д о повышении налогов не соответствующими Конституции Украины. Об этом говорится в заключении управления по представленному ко второму чтению тексту документа.

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

Ключевые факты

  • Предлагаемое введение уплаты авансовых взносов с НДФЛ, налога на прибыль предприятий и военного сбора без учета переплат с этих налогов в предыдущие периоды и возможности возвратить эти переплаты как излишне уплаченные не соответствует принципу равенства и недискриминации налогоплательщиков.
  • Предложение об установлении размеров авансового взноса по налогу на прибыль (для обменных пунктов) в евро нивелирует конституционное значение гривни как денежной единицы Украины.
  • Ряд положений законопроекта не учитывают требований статьи 8 Конституции Украины, поскольку нарушают принцип юридической определенности и предсказуемости закона. Речь идет о том, что закон должен быть по возможности провозглашен заранее – до его применения – и должен быть предсказуем по его последствиям.
  • Противоречит статье 58 Конституции ретроспективное введение некоторых изменений в налоговое законодательство, в частности повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%, которое, в случае одобрения законопроекта в действующей редакции, будет применяться с 1 октября 2024 года.
  • Законопроект вводит повышенную ставку военного сбора для всех физлиц, хотя в Налоговом кодексе предусматриваются исключения по начислению военного сбора с доходов лиц, участвующих в боевых действиях с агрессором.
  • Изменения в расчет минимального налогового обязательства (МНС) для владельцев сельскохозяйственных земель делают невозможным надлежащий расчет, заявляют юристы Верховной Рады. Законопроект предлагает установить минимальный размер этого обязательства на уровне 700 грн с гектара, а для земельных участков, в площади которых доля пашни составляет не менее 50% – 1400 грн с гектара.
  • Документ содержит поручение Кабмина внести изменения в методику нормативной денежной оценки земель, учитывая влияние изменений климата на уменьшение доходов с сельхозземель. В то же время эта норма не соответствует статье 6 Конституции Украины, которой власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Контекст

18 июля в Верховной Раде зарегистрировали правительственный законопроект №11416, предлагающий на время военного положения увеличить военный сбор для всех граждан и дополнительно установить сбор для отдельных отраслей.

В конце августа налоговый комитет Рады отказался от повышения налогов для банковского сектора до 50% в 2024 году, потому что против выступили Министерство финансов, Нацбанк и Международный валютный фонд (МВФ). В частности, Минфин не поддержал эту идею, ведь обеспокоен возможностями банков инвестировать в ОВГЗ. В то же время министерство рассчитывает дополнительно привлечь благодаря ОВГЗ более 200 млрд грн до конца года, заявил замминистра финансов Денис Улютин.

17 сентября Верховная Рада проголосовала за законопроект №11416-д о повышении налогов в первом чтении. Накануне в текст законопроекта вернули норму о повышении налога на банки. Также документ содержит норму об установлении ставки НДС для небанковских финансовых учреждений (кроме страховщиков) на уровне 25%.

4 октября комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту проголосовать за законопроект №11416-д о повышении налогов во втором чтении.

В законопроекте оставили увеличение военного сбора (ВЗ) с 1,5% до 5% и внедрение ВЗ для ФЛП.

Планируется установление ставки налога на прибыль для банков за 2024 год в размере 50%.

Осталась норма о повышении ставки налога на прибыль для финучреждений (кроме страховщиков) с 18 до 25%.

Законопроект изменяет налоговый период с квартального на месячный для предоставления отчетности о выплаченных доходах в пользу физических лиц (для экономического бронирования).

В документе предложено освободить денежные средства из нацкешбека от налогообложения и увеличить ренту на добычу щебня.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд