Категория
Новости
Дата

Телевидение теряет позиции, Telegram-каналы увеличивают аудиторию. Где украинцы узнают новости

3 хв читання

В 2023 году до 76% выросло потребление украинцами соцсетей для получения новостей. В то же время количество людей, ежедневно пользующихся интернетом, достигло 89%. Использование новостных сайтов, телевидения, радио показало тренд на спад, говорится в исследовании аналитической компании InMind, которое было проведено по заказу Internews Ukraine.

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Ключевые факты

  • По состоянию на ноябрь 2023 года потребление новостей почти среди всех видов медиа осталось на уровне прошлого года, кроме потребления телевидения. 47% украинцев используют для новостей несколько источников. Те, кто используют только один источник, как правило, предпочитают социальные сети.
  • В 2023 году подавляющее большинство украинцев потребляло новости из социальных сетей – 76%. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 2%. В то же время каждый третий украинец использовал исключительно социальные сети.
  • Потребление новостных сайтов снизилось на 1%, до 41%, телевидение – на 6%, до 30%, радио – на 1%, до 10%. Потребление печатной печати осталось на прежнем уровне – 3%.
  • Смартфон является основным девайсом, с помощью которого респонденты получают новости – 87%. Доля телевизоров и Smart TV – 30%, ноутбуков – 19%, а планшетов – 9%.
  • Главным источником новостей являются Telegram-каналы – 72% (рост на 12% по сравнению с долей в 2022 году). Кроме того, используются другие социальные сети (Facebook, Instagram, Tik Tok, Twitter), разные источники в YouTube (телевизионные каналы, транслируемые через YouTube, персональные каналы лидеров мнений/экспертов) и интернет-сайты новостей.
  • Среди лидеров мнений в украинском сегменте интернета – волонтеры и общественные деятели Сергей Стерненко (7%), Сергей Притула (6%) и президент Владимир Зеленский (5%). Бывший внештатный советник Офиса президента Алексей Арестович занимает пятое место в рейтинге (4%).
  • Абсолютным лидером среди Telegram-каналов стала «Труха» (15%). В Facebook лидирует ТСН (9%).
Использование медиа для получения новостей в течение месяца 2015-2022 годов

Использование медиа для получения новостей в течение месяца 2015–2022 годов

Какие телеканалы смотрят украинцы и какое радио слушают

Какие телеканалы смотрят украинцы и какое радио слушают

Контекст

Согласно результатам исследования USAID-Internews по потреблению медиа, опубликованного в конце 2022 года, 60% украинцев получали новости из Telegram-каналов. В то время как с помощью телевидения потребляли новости только 36% сограждан.

Онлайн-медиа обошли даже ТВ. «Людям жизненно важна оперативная информация, а ТВ, сайты, медиа не могут конкурировать с Telegram-каналами, у которых одна цель – опубликовать информацию первыми», – говорила Оксана Мороз, основатель инициативы «Как не стать овощем». Она добавляет, что существенный недостаток большинства Telegram-каналов – отсутствие минимальной проверки информации на достоверность.

Агрегированные цифры мало что говорят об информационной мощи конкретного СМИ или квазимедиа, которыми являются анонимные Telegram-каналы. Основной новостной продукт на телевидении сейчас – марафон «Единые новости», круглосуточно транслируемый на шести каналах.

Доля за последние недели – примерно 10–11%, говорил директор по ТВ-инвестициям Razom Group Игорь Полосьмак. По его расчетам, недельный охват марафона по всей Украине – около 10,3 млн зрителей. Ни одно другое СМИ не может похвастаться таким охватом. Самые крупные сайты ТСН, УНИАН и «Украинская правда» имеют сопоставимые цифры, но месячного охвата.

Показатель среднего охвата одной единицы контента очень высокий у самых больших Telegram-каналов, например, каждую новость на канале «Мир сегодня с «Юрий Подоляка» и «Труха» читают (или по крайней мере скролят) более 1 млн человек.

Одним из активных блогеров, разивающих свои соцсети и собственный бренд во время большой войны, стал бывший внештатный советник Офиса президента Алексей Арестович. В феврале и марте 2022 года Арестович стал часто появляться в эфире общенационального марафона как официальный спикер Офиса президента. Его успокаивающая интонация была явным контрастом на общем фоне повышенной тревожности остальных спикеров и миллионов украинцев.

Результат – безумный рост фолловеров. Уже в апреле количество подписчиков на YouTube достигло 915 000, в мае – 1,38 млн. В июне – еще плюс 140 000. Фактически за первые три месяца войны его аудитория выросла почти в девять раз.

Дальше рост почти остановился – сейчас у Арестовича 1,72 млн подписчиков на YouTube. Эта цифра выводит его в топ-лигу украинского YouTube по показателю количества подписчиков. Для сравнения: одна из топ-лайфстайл-блогерок YouTube Afinka имеет 3,6 млн подписчиков, Дмитрий Гордон – 2,5 млн, Сергей Стерненко – 1,75 млн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні