В 2023 году до 76% выросло потребление украинцами соцсетей для получения новостей. В то же время количество людей, ежедневно пользующихся интернетом, достигло 89%. Использование новостных сайтов, телевидения, радио показало тренд на спад, говорится в исследовании аналитической компании InMind, которое было проведено по заказу Internews Ukraine.
Ключевые факты
- По состоянию на ноябрь 2023 года потребление новостей почти среди всех видов медиа осталось на уровне прошлого года, кроме потребления телевидения. 47% украинцев используют для новостей несколько источников. Те, кто используют только один источник, как правило, предпочитают социальные сети.
- В 2023 году подавляющее большинство украинцев потребляло новости из социальных сетей – 76%. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 2%. В то же время каждый третий украинец использовал исключительно социальные сети.
- Потребление новостных сайтов снизилось на 1%, до 41%, телевидение – на 6%, до 30%, радио – на 1%, до 10%. Потребление печатной печати осталось на прежнем уровне – 3%.
- Смартфон является основным девайсом, с помощью которого респонденты получают новости – 87%. Доля телевизоров и Smart TV – 30%, ноутбуков – 19%, а планшетов – 9%.
- Главным источником новостей являются Telegram-каналы – 72% (рост на 12% по сравнению с долей в 2022 году). Кроме того, используются другие социальные сети (Facebook, Instagram, Tik Tok, Twitter), разные источники в YouTube (телевизионные каналы, транслируемые через YouTube, персональные каналы лидеров мнений/экспертов) и интернет-сайты новостей.
- Среди лидеров мнений в украинском сегменте интернета – волонтеры и общественные деятели Сергей Стерненко (7%), Сергей Притула (6%) и президент Владимир Зеленский (5%). Бывший внештатный советник Офиса президента Алексей Арестович занимает пятое место в рейтинге (4%).
- Абсолютным лидером среди Telegram-каналов стала «Труха» (15%). В Facebook лидирует ТСН (9%).
Контекст
Согласно результатам исследования USAID-Internews по потреблению медиа, опубликованного в конце 2022 года, 60% украинцев получали новости из Telegram-каналов. В то время как с помощью телевидения потребляли новости только 36% сограждан.
Онлайн-медиа обошли даже ТВ. «Людям жизненно важна оперативная информация, а ТВ, сайты, медиа не могут конкурировать с Telegram-каналами, у которых одна цель – опубликовать информацию первыми», – говорила Оксана Мороз, основатель инициативы «Как не стать овощем». Она добавляет, что существенный недостаток большинства Telegram-каналов – отсутствие минимальной проверки информации на достоверность.
Агрегированные цифры мало что говорят об информационной мощи конкретного СМИ или квазимедиа, которыми являются анонимные Telegram-каналы. Основной новостной продукт на телевидении сейчас – марафон «Единые новости», круглосуточно транслируемый на шести каналах.
Доля за последние недели – примерно 10–11%, говорил директор по ТВ-инвестициям Razom Group Игорь Полосьмак. По его расчетам, недельный охват марафона по всей Украине – около 10,3 млн зрителей. Ни одно другое СМИ не может похвастаться таким охватом. Самые крупные сайты ТСН, УНИАН и «Украинская правда» имеют сопоставимые цифры, но месячного охвата.
Показатель среднего охвата одной единицы контента очень высокий у самых больших Telegram-каналов, например, каждую новость на канале «Мир сегодня с «Юрий Подоляка» и «Труха» читают (или по крайней мере скролят) более 1 млн человек.
Одним из активных блогеров, разивающих свои соцсети и собственный бренд во время большой войны, стал бывший внештатный советник Офиса президента Алексей Арестович. В феврале и марте 2022 года Арестович стал часто появляться в эфире общенационального марафона как официальный спикер Офиса президента. Его успокаивающая интонация была явным контрастом на общем фоне повышенной тревожности остальных спикеров и миллионов украинцев.
Результат – безумный рост фолловеров. Уже в апреле количество подписчиков на YouTube достигло 915 000, в мае – 1,38 млн. В июне – еще плюс 140 000. Фактически за первые три месяца войны его аудитория выросла почти в девять раз.
Дальше рост почти остановился – сейчас у Арестовича 1,72 млн подписчиков на YouTube. Эта цифра выводит его в топ-лигу украинского YouTube по показателю количества подписчиков. Для сравнения: одна из топ-лайфстайл-блогерок YouTube Afinka имеет 3,6 млн подписчиков, Дмитрий Гордон – 2,5 млн, Сергей Стерненко – 1,75 млн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.