Категория
Компании
Дата

Тихая революция в «Интере». Фирташ сменил топ-менеджера, которая управляла каналом последние десять лет. Сможет ли вернуться к жизни бывшая «первая кнопка страны»

Співвласник Film.ua Group Сергій Созановський /коллаж Анастасия Левицкая

Совладелец Film.ua Group Сергей Созановский Фото коллаж Анастасия Левицкая

Бизнесмен Дмитрий Фирташ 14 ноября официально сменил руководство InterMediaGroup. В наблюдательный совет компании вошел соучредитель Film.ua Group Сергей Созановский, который в 2006–2010 годах уже был председателем правления «Интера». За последние годы канал потерял свои некогда высокие рейтинги и уверенно замыкает тройку лидеров среди украинских медиагрупп. Удастся ли Созановскому вернуть «Интер» в игру?

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

В середине ноября сменилось руководство и наблюдательный совет медиагруппы «Интер». Ключевые изменения: вместо Анны Безлюдной и Мирославы Караевой в наблюдательный совет пришли Сергей Коннов и Сергей Созановский.

Это не единственные важные изменения. В июле из списка бенефициаров «Интера» вышел депутат Сергей Левочкин, его доля перешла к Дмитрию Фирташу. В результате 61% канала принадлежит ООО «Украинский медиа-проект» (поровну владеют Дмитрий Фирташ и Валерий Хорошковский), 29% – Group DF Holdings Фирташа, еще 10% ООО «Пегас Телевидение» Светланы Плужниковой.

Перед Созановским стоит непростая задача – вернуть к жизни одну из крупнейших медиагрупп страны. «Чтобы возродить былое величие «Интера», туда должен прийти разве что Дэвид Копперфильд», – иронично комментирует перемены в InterMediaGroup топ-менеджер компании-конкурента, который общался с Forbes на условиях анонимности.

Удастся ли новому менеджеру удивить медиарынок и зрителей?

Новая старая команда

Созановский занял свой кабинет на восьмом этаже офиса «Интера» на улице Дмитриевской в конце августа, чем вызвал недоумение у сотрудников, рассказывает Forbes знакомый с ситуацией собеседник по медиарынку на условиях анонимности. По его словам, инициатором появления нового менеджера стал Дмитрий Фирташ, попросивший Созановского оценить эффективность работы «Интера».

Созановский – не новичок на «Интере». Это уже его третий приход на канал. В 90-х вместе со своим партнером Сергеем Конновым он основал адвокатскую контору «Коннов и Созановский». Среди прочих она обслуживала предпринимателя и политика Игоря Плужникова. Тот попросил адвокатов навести порядок на «Интере».

В 2002 году Созановский вместе с Виктором Мирским по примеру европейских телевизионщиков создали в структуре «Интера» компанию для изготовления контента, которую позже назвали Film.ua Group. В 2005 году Плужников умер, большинство акций «Интера» у его наследников выкупил Валерий Хорошковский. Созановский, представлявший бывшего акционера, ушел с «Интера».

При новом руководстве всего за год канал потерял звание «первой кнопки страны», уступив рейтинги канала «1+1». Хорошковский вернул Созановского – теперь на должность руководителя канала. «Интер» возобновил лидерство. Тогда «Интер» транслировал все бои братьев Кличко, победный для «Шахтера» финал Лиги УЕФА и вернул в свой эфир «Квартал 95», писал Forbes в 2020-м. В должности председателя правления «Интера» Созановский работал до 2010 года.

Два важных вопроса, всегда сопровождающих изменения в топовых украинских медиа: какой контент будет предлагать зрителям новый руководитель и какие отношения у него будут с властью?

Ответ на первый вопрос – на поверхности. «Созановский – классный бизнесмен», – описывает его один из топ-менеджеров на украинском медиарынке, который согласился общаться с Forbes на условиях анонимности.

Совладелец Film.ua Group Сергей Созановский /обработано и дополнено при помощи ИИ (искусственного интеллекта) Photoshop Beta

Совладелец Film.ua Group Сергей Созановский Фото обработано и дополнено при помощи ИИ (искусственного интеллекта) Photoshop Beta

Для восстановления конкурентоспособных позиций InterMediaGroup потребует сериального производства, считает топ-менеджер другого украинского медиа, с которым общался Forbes. Пока их нет – будут закупать фильмы и сериалы производства Film.ua, прогнозирует медиаэксперт, не пожелавший обнародовать свое имя из-за чувствительности темы.

Созановский не опровергает, но и не подтверждает сотрудничество между «Интером» и Film.ua. «Если это будет выгодно, почему нет?», – отметил он в беседе с Forbes.

Четкого ответа на второй вопрос об отношениях с властью пока нет. В мае 2023 года в интервью «Украинской правде» Созановский подтвердил давнее знакомство с главой Офиса президента Андреем Ермаком. «Я уже и не вспомню, когда мы познакомились с Андреем Ермаком, – говорил соучредитель Film.ua Group. – Он – юрист, я – юрист в прошлом, где-то, возможно, на юридическом поле встречались».

Четыре медиаменеджера, опрошенных Forbes, отмечают, что в смене руководства «Интера» может быть заинтересована медиакоманда Офиса президента. Новый руководитель будет являться инструментом, через который ОП будет влиять на канал, говорит один из опрошенных Forbes медиаменеджеров. «Созановский взаимодействует в том числе с Офисом президента, но это не значит, что Офис взял Созановского под контроль», – считает другой медиаменеджер.

Не нужно искать черную кошку там, где ее нет, возражает Созановский. «Нечего брать под контроль, – добавляет он. – Совокупная доля InterMediaGroup – 5%».

Как бывшая «первая кнопка страны» дошла до такой жизни?

Падение «главного канала страны»

В 2013 году Анна Безлюдная вернулась на InterMediaGroup, тогда уже было заметно падение рейтингов по телепросмотрам «Интера», говорит экс-руководитель одного из департаментов «Интера», не желающий обнародовать свое имя.

В 2013 году «Интер» занимал второе место среди украинских каналов с долей 10%. На первом был СТБ – 11,5%. Чтобы улучшить позиции, Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин, появившиеся среди акционеров группы, привлекли Анну Безлюдную, работавшую на канале с конца 90-х.

«Усилия, которые она предпринимала, не привели к возвращению лидерства, – рассказывает Forbes один из экс-менеджеров канала. – Более того, традиционная аудитория «Интера» географически больше сосредоточена на востоке и на юге, а на первые роли там вышел канал «Украина», похожий по профилю на «Интер».

Большая война и запуск телемарафона спутали карты всем украинским медиагруппам. Но конкуренты пришли в себя быстрее. По данным Nielsen, обнародованным «Детектором медиа», за неделю, 23–29 октября, первые два места удерживают Starlightmedia – 25,6% и медиагруппа «1+1» – 18%. InterMediaGroup далеко позади с долей 5,5%.

В Топ-10 каналов по просмотрам с InterMediaGroup попал только НТН с долей 2,73%. Лидерство удерживает «СТБ» – его доля 8,5%.

Сколько заработали крупнейшие телегруппы в 2022 году

Сколько заработали крупнейшие телегруппы в 2022 году

Внутри собственной группы «Интер» за 11 месяцев 2023-го занял долю в 9,6%, говорит директор по ТВ-инвестициям и баингу Razom Group Игорь Полосьмак.

Как объяснить низкие позиции группы Фирташа? С начала большой войны InterMediaGroup не запустил почти ни одной премьеры. Каналы К2, Zoom и «Интер» транслируют марафон «Единые новости». На других из условно новых было только два проекта – «Истории войны» и «Ищу тебя», адаптированные под актуальные события.

Учитывая введение военного положения, «Интер» решил «временно прекратить» производство телепрограмм и покупку прав на контент, следует из протокола общего собрания «Интера» 29 июня. Исключением стало только производство телепередач, информирующих зрителей о ситуации в Украине и мире после начала полномасштабного вторжения. Трансляция «Единого марафона» до конца 2023 года «или до окончания военного положения» является основной задачей телеканала, отметили участники собрания.

Что это значит для группы? В конце 2022 года рекламные блоки «Интера» были заполнены на 40%, говорил Forbes директор по ТВ-инвестициям и баингу Razom Group Игорь Полосьмак. У StarLightMedia и «1+1 Media» в тот же период – на 86%.

В телевидении есть «принцип велосипедиста»: ты держишь штурвал, пока крутишь педали, говорит Forbes один из медиаменеджеров на условиях анонимности.

«Удержится на плаву тот, кто проявляет большую гибкость, а у «Интера» всегда с этим были проблемы», – добавляет он.

«Наших рекламодателей в эфире можно пересчитать по пальцам одной руки», – рассказывал Forbes в конце 2022 года Дмитрий Дутчин, директор по маркетингу и продажам сейлс-хауса Space Media, продает рекламу на «Интере».

Канал условно ушел с рекламного рынка, потому что не вызывает интереса у рекламодателей, констатирует топ-менеджер одной из медиагрупп, попросивший не называть его имени. «Фактически их история закончилась», – добавляет он.

С рекламодателями никто не коммуницировал, объясняет Созановский. «Как можно разговаривать с группой каналов, которые не обновляют закупки, ничего не производят?», – отмечает он.

Сколько зарабатывает «Интер»

С 2006 по 2008 год медиагруппа «Интер» генерировала более $100 млн прибыли в год, рассказывал Созановский. Сейчас эти цифры могут вызвать у владельцев и менеджмента грустную улыбку.

По подсчетам Forbes, в 2022 году все каналы InterMediaGroup получили совокупный доход в 883 млн грн, это на 42% меньше, чем в 2021 году, следует из данных сервиса YouСontrol. Для сравнения: совокупный доход лидера просмотров, каналов Starlightmedia Виктора Пинчука, в прошлом году составил 2,1 млрд грн.

Дела именно «Интера» тоже идут не очень. Последним удачным годом для канала стал 2020-й: он показал прибыль 177,3 млн грн, отмечается в протоколе общего собрания. В 2021-м убыток 233 млн грн, в 2022 еще хуже – минус 552,9 млн грн.

При этом все финансовые результаты украинских медиа обычно учитывают дотации со стороны акционеров. До полномасштабной войны содержание информационно-развлекательного канала в среднем обходилось в $800 000–1 000 000 в месяц, рассказывал Forbes эксперт общественного объединения «Информационное сообщество» Андрей Соломаха. Дополнительно $200 000–300 000 необходимо на линейку дорогих развлекательных шоу.

В протоколе собрания акционеров «Интера» перечисляется целый ряд компаний, оказывавших каналу возвратную или безвозвратную финансовую помощь. Среди них несколько предприятий, которые напрямую ассоциируются с Фиташем, – Концерн «Стирол», РГК «Трейдинг» и «ЙеЭнергия».

Дмитрий Фирташ

Дмитрий Фирташ

Сейчас и Фирташ, и его основной бизнес переживают не лучшие времена. В 2014 году Фирташа арестовала австрийская полиция по запросу министерства юстиции США. Владелец группы в последние несколько лет находится в Вене под подпиской о невыезде и залогом €125 млн. С тех пор Фирташ оспаривает свою экстрадицию в США, где ему грозит 50 лет заключения. США его обвиняют в деле о взятках почти на $18,5 млн при получении лицензии на добычу титановой руды в Индии.

Химический холдинг Ostchem находится в затруднительном положении. Еще в 2014 году компания потеряла контроль над «Стиролом», расположенным в Горловке. Весной 2022 года Печерский суд передал в АРМА 20 облгазов, входивших в «Региональную газовую компанию» (РГК). Теперь их поочередно передают «Нафтогазу Украины». В июле 2022 года российские войска почти разрушили северодонецкий «Азот» – один из крупнейших в Европе производителей аммиака и минудобрений. Forbes оценивал потери завода в $50–60 млн.

Тем не менее поддержка группы может продолжиться, следует из протокола собрания.

«Интер» на дне, поднять его – это десятки если не больший разряд миллионов долларов», – размышляет топ-менеджер другой медиаргупы.

Созановский будет решать дела постепенно. Первоочередная задача – удержать группу на плаву и думать о новом курсе, рассказал он в интервью Forbes. «Насколько смогу, постараюсь быть полезным для бенефициара», – уверяет Созановский.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине