Бизнесмен Дмитрий Фирташ 14 ноября официально сменил руководство InterMediaGroup. В наблюдательный совет компании вошел соучредитель Film.ua Group Сергей Созановский, который в 2006–2010 годах уже был председателем правления «Интера». За последние годы канал потерял свои некогда высокие рейтинги и уверенно замыкает тройку лидеров среди украинских медиагрупп. Удастся ли Созановскому вернуть «Интер» в игру?
В середине ноября сменилось руководство и наблюдательный совет медиагруппы «Интер». Ключевые изменения: вместо Анны Безлюдной и Мирославы Караевой в наблюдательный совет пришли Сергей Коннов и Сергей Созановский.
Это не единственные важные изменения. В июле из списка бенефициаров «Интера» вышел депутат Сергей Левочкин, его доля перешла к Дмитрию Фирташу. В результате 61% канала принадлежит ООО «Украинский медиа-проект» (поровну владеют Дмитрий Фирташ и Валерий Хорошковский), 29% – Group DF Holdings Фирташа, еще 10% ООО «Пегас Телевидение» Светланы Плужниковой.
Перед Созановским стоит непростая задача – вернуть к жизни одну из крупнейших медиагрупп страны. «Чтобы возродить былое величие «Интера», туда должен прийти разве что Дэвид Копперфильд», – иронично комментирует перемены в InterMediaGroup топ-менеджер компании-конкурента, который общался с Forbes на условиях анонимности.
Удастся ли новому менеджеру удивить медиарынок и зрителей?
Новая старая команда
Созановский занял свой кабинет на восьмом этаже офиса «Интера» на улице Дмитриевской в конце августа, чем вызвал недоумение у сотрудников, рассказывает Forbes знакомый с ситуацией собеседник по медиарынку на условиях анонимности. По его словам, инициатором появления нового менеджера стал Дмитрий Фирташ, попросивший Созановского оценить эффективность работы «Интера».
Созановский – не новичок на «Интере». Это уже его третий приход на канал. В 90-х вместе со своим партнером Сергеем Конновым он основал адвокатскую контору «Коннов и Созановский». Среди прочих она обслуживала предпринимателя и политика Игоря Плужникова. Тот попросил адвокатов навести порядок на «Интере».
В 2002 году Созановский вместе с Виктором Мирским по примеру европейских телевизионщиков создали в структуре «Интера» компанию для изготовления контента, которую позже назвали Film.ua Group. В 2005 году Плужников умер, большинство акций «Интера» у его наследников выкупил Валерий Хорошковский. Созановский, представлявший бывшего акционера, ушел с «Интера».
При новом руководстве всего за год канал потерял звание «первой кнопки страны», уступив рейтинги канала «1+1». Хорошковский вернул Созановского – теперь на должность руководителя канала. «Интер» возобновил лидерство. Тогда «Интер» транслировал все бои братьев Кличко, победный для «Шахтера» финал Лиги УЕФА и вернул в свой эфир «Квартал 95», писал Forbes в 2020-м. В должности председателя правления «Интера» Созановский работал до 2010 года.
Два важных вопроса, всегда сопровождающих изменения в топовых украинских медиа: какой контент будет предлагать зрителям новый руководитель и какие отношения у него будут с властью?
Ответ на первый вопрос – на поверхности. «Созановский – классный бизнесмен», – описывает его один из топ-менеджеров на украинском медиарынке, который согласился общаться с Forbes на условиях анонимности.
Для восстановления конкурентоспособных позиций InterMediaGroup потребует сериального производства, считает топ-менеджер другого украинского медиа, с которым общался Forbes. Пока их нет – будут закупать фильмы и сериалы производства Film.ua, прогнозирует медиаэксперт, не пожелавший обнародовать свое имя из-за чувствительности темы.
Созановский не опровергает, но и не подтверждает сотрудничество между «Интером» и Film.ua. «Если это будет выгодно, почему нет?», – отметил он в беседе с Forbes.
Четкого ответа на второй вопрос об отношениях с властью пока нет. В мае 2023 года в интервью «Украинской правде» Созановский подтвердил давнее знакомство с главой Офиса президента Андреем Ермаком. «Я уже и не вспомню, когда мы познакомились с Андреем Ермаком, – говорил соучредитель Film.ua Group. – Он – юрист, я – юрист в прошлом, где-то, возможно, на юридическом поле встречались».
Четыре медиаменеджера, опрошенных Forbes, отмечают, что в смене руководства «Интера» может быть заинтересована медиакоманда Офиса президента. Новый руководитель будет являться инструментом, через который ОП будет влиять на канал, говорит один из опрошенных Forbes медиаменеджеров. «Созановский взаимодействует в том числе с Офисом президента, но это не значит, что Офис взял Созановского под контроль», – считает другой медиаменеджер.
Не нужно искать черную кошку там, где ее нет, возражает Созановский. «Нечего брать под контроль, – добавляет он. – Совокупная доля InterMediaGroup – 5%».
Как бывшая «первая кнопка страны» дошла до такой жизни?
Падение «главного канала страны»
В 2013 году Анна Безлюдная вернулась на InterMediaGroup, тогда уже было заметно падение рейтингов по телепросмотрам «Интера», говорит экс-руководитель одного из департаментов «Интера», не желающий обнародовать свое имя.
В 2013 году «Интер» занимал второе место среди украинских каналов с долей 10%. На первом был СТБ – 11,5%. Чтобы улучшить позиции, Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин, появившиеся среди акционеров группы, привлекли Анну Безлюдную, работавшую на канале с конца 90-х.
«Усилия, которые она предпринимала, не привели к возвращению лидерства, – рассказывает Forbes один из экс-менеджеров канала. – Более того, традиционная аудитория «Интера» географически больше сосредоточена на востоке и на юге, а на первые роли там вышел канал «Украина», похожий по профилю на «Интер».
Большая война и запуск телемарафона спутали карты всем украинским медиагруппам. Но конкуренты пришли в себя быстрее. По данным Nielsen, обнародованным «Детектором медиа», за неделю, 23–29 октября, первые два места удерживают Starlightmedia – 25,6% и медиагруппа «1+1» – 18%. InterMediaGroup далеко позади с долей 5,5%.
В Топ-10 каналов по просмотрам с InterMediaGroup попал только НТН с долей 2,73%. Лидерство удерживает «СТБ» – его доля 8,5%.
Внутри собственной группы «Интер» за 11 месяцев 2023-го занял долю в 9,6%, говорит директор по ТВ-инвестициям и баингу Razom Group Игорь Полосьмак.
Как объяснить низкие позиции группы Фирташа? С начала большой войны InterMediaGroup не запустил почти ни одной премьеры. Каналы К2, Zoom и «Интер» транслируют марафон «Единые новости». На других из условно новых было только два проекта – «Истории войны» и «Ищу тебя», адаптированные под актуальные события.
Учитывая введение военного положения, «Интер» решил «временно прекратить» производство телепрограмм и покупку прав на контент, следует из протокола общего собрания «Интера» 29 июня. Исключением стало только производство телепередач, информирующих зрителей о ситуации в Украине и мире после начала полномасштабного вторжения. Трансляция «Единого марафона» до конца 2023 года «или до окончания военного положения» является основной задачей телеканала, отметили участники собрания.
Что это значит для группы? В конце 2022 года рекламные блоки «Интера» были заполнены на 40%, говорил Forbes директор по ТВ-инвестициям и баингу Razom Group Игорь Полосьмак. У StarLightMedia и «1+1 Media» в тот же период – на 86%.
В телевидении есть «принцип велосипедиста»: ты держишь штурвал, пока крутишь педали, говорит Forbes один из медиаменеджеров на условиях анонимности.
«Удержится на плаву тот, кто проявляет большую гибкость, а у «Интера» всегда с этим были проблемы», – добавляет он.
«Наших рекламодателей в эфире можно пересчитать по пальцам одной руки», – рассказывал Forbes в конце 2022 года Дмитрий Дутчин, директор по маркетингу и продажам сейлс-хауса Space Media, продает рекламу на «Интере».
Канал условно ушел с рекламного рынка, потому что не вызывает интереса у рекламодателей, констатирует топ-менеджер одной из медиагрупп, попросивший не называть его имени. «Фактически их история закончилась», – добавляет он.
С рекламодателями никто не коммуницировал, объясняет Созановский. «Как можно разговаривать с группой каналов, которые не обновляют закупки, ничего не производят?», – отмечает он.
Сколько зарабатывает «Интер»
С 2006 по 2008 год медиагруппа «Интер» генерировала более $100 млн прибыли в год, рассказывал Созановский. Сейчас эти цифры могут вызвать у владельцев и менеджмента грустную улыбку.
По подсчетам Forbes, в 2022 году все каналы InterMediaGroup получили совокупный доход в 883 млн грн, это на 42% меньше, чем в 2021 году, следует из данных сервиса YouСontrol. Для сравнения: совокупный доход лидера просмотров, каналов Starlightmedia Виктора Пинчука, в прошлом году составил 2,1 млрд грн.
Дела именно «Интера» тоже идут не очень. Последним удачным годом для канала стал 2020-й: он показал прибыль 177,3 млн грн, отмечается в протоколе общего собрания. В 2021-м убыток 233 млн грн, в 2022 еще хуже – минус 552,9 млн грн.
При этом все финансовые результаты украинских медиа обычно учитывают дотации со стороны акционеров. До полномасштабной войны содержание информационно-развлекательного канала в среднем обходилось в $800 000–1 000 000 в месяц, рассказывал Forbes эксперт общественного объединения «Информационное сообщество» Андрей Соломаха. Дополнительно $200 000–300 000 необходимо на линейку дорогих развлекательных шоу.
В протоколе собрания акционеров «Интера» перечисляется целый ряд компаний, оказывавших каналу возвратную или безвозвратную финансовую помощь. Среди них несколько предприятий, которые напрямую ассоциируются с Фиташем, – Концерн «Стирол», РГК «Трейдинг» и «ЙеЭнергия».
Сейчас и Фирташ, и его основной бизнес переживают не лучшие времена. В 2014 году Фирташа арестовала австрийская полиция по запросу министерства юстиции США. Владелец группы в последние несколько лет находится в Вене под подпиской о невыезде и залогом €125 млн. С тех пор Фирташ оспаривает свою экстрадицию в США, где ему грозит 50 лет заключения. США его обвиняют в деле о взятках почти на $18,5 млн при получении лицензии на добычу титановой руды в Индии.
Химический холдинг Ostchem находится в затруднительном положении. Еще в 2014 году компания потеряла контроль над «Стиролом», расположенным в Горловке. Весной 2022 года Печерский суд передал в АРМА 20 облгазов, входивших в «Региональную газовую компанию» (РГК). Теперь их поочередно передают «Нафтогазу Украины». В июле 2022 года российские войска почти разрушили северодонецкий «Азот» – один из крупнейших в Европе производителей аммиака и минудобрений. Forbes оценивал потери завода в $50–60 млн.
Тем не менее поддержка группы может продолжиться, следует из протокола собрания.
«Интер» на дне, поднять его – это десятки если не больший разряд миллионов долларов», – размышляет топ-менеджер другой медиаргупы.
Созановский будет решать дела постепенно. Первоочередная задача – удержать группу на плаву и думать о новом курсе, рассказал он в интервью Forbes. «Насколько смогу, постараюсь быть полезным для бенефициара», – уверяет Созановский.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.