Оптимизация затрат и мечты об IPO. Зачем «Укрзализныця» отдает Deutsche Bahn пассажирские перевозки  /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

Оптимизация затрат и мечты об IPO. Зачем «Укрзализныця» отдает Deutsche Bahn пассажирские перевозки 

2 хв читання

Shutterstock

В начале 2022 года в Украину приедут управленцы немецкого железнодорожного гиганта Deutsche Bahn, чтобы наладить работу государственной «Укрзализныци». Их цель – сделать пассажирские перевозки комфортнее и не сильно дороже

«Укрзализныця» теряет деньги на пассажирских перевозках. По словам Андрея Рязанцева, экс-директора компании по финансам, они генерируют около 12 млрд грн убытков в год. Поэтому руководство компании с 2022 года передаст этот сегмент в управление Deutsche Bahn, говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Это вторая фаза сотрудничества украинской железной дороги с немецкой компанией. С сентября Deutsche Bahn помогает «Укрзализныце» с закупками вагонов и финансовой моделью для пассажирских перевозок. С начала следующего года, если госкомпания подпишет контракт с немцами, как говорит Кубраков, управленцы Deutsche Bahn приедут в Украину лично улучшать работу железной дороги.

Немецкая компания выделит 10 топ-менеджеров, говорит замглавы инвестиционной деятельности УЗ Владимир Шемаев. «Они должны будут привнести новые подходы к управлению пассажирским бизнесом и закрепить их на местах», – говорит Шемаев.

Чтобы было легче управлять убыточной сферой УЗ, они создадут отдельную компанию для пассажирских перевозок. Она объединит поезда дальнего следования, «Интерсити+» и опционально пригородные перевозки.

Сколько это будет стоить – пока неясно. За 6-месячную консультацию Украина в сентябре заплатила €1 млн. А вот второй этап продлится 2–3 года. «Сейчас мы находимся в стадии проработки условий, – говорит Шемаев. – Будет заключен еще один договор с правами, обязанностями и условиями оплаты».

Что дальше

В идеале, по словам Шемаева, Deutsche Bahn поможет оптимизировать затраты, повысить эффективность закупок и качество перевозок настолько, чтобы «Укрзализныця» перестала быть убыточной и чтобы часть компании можно было продать частному инвестору или выйти на IPO.

Один из возможных первых шагов – подготовить украинскую железную дорогу к работе по контракту с государством и местными властями, где последние будут заказывать и оплачивать перевозки. Это позволит железнодорожникам оставлять цены на билеты доступными. Государство получит взамен возможность согласовать маршруты и частоту движения. Такая система работает в большинстве стран Евросоюза. Германия, например, выделяет €16 млрд на дотации для ж/д, говорит Александр Кава, экс-замминистра инфраструктуры.

Рязанцев, однако, сомневается, что Deutsche Bahn кардинально поменяет ситуацию. Когда он был финансовым директором в 2016–2019 годах, на пригородном сообщении «Укрзализныця» теряла около 6 млрд грн в год при выручке – 600 млн грн, говорит он. «Хоть немцы придут, хоть французы или китайцы – 5,4 млрд грн нарисовать из воздуха невозможно», – говорит он.

Почему именно Deutsche Bahn

Этот немецкий концерн – один из крупнейших в мире и по объемам перевозок, и по финансовым результатам, а также результативности работы с правительством в субсидировании социально важных перевозок (PSO). Прибыль немецкой компании до вычета процентов и налогов в допандемическом 2019-м – €1,8 млрд. Для сравнения: прибыль «Укрзализныци» в том же 2019-м – 2,5 млрд грн.

Немецкая компания уже работала по похожей схеме в Казахстане, где ширина колеи такая же, как в Украине, – 1520 мм. Deutsche Bahn и казахстанская национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) начали работать вместе в сентябре 2019-го. Немецкие специалисты «окупились» уже после того, как помогли на выгодных условиях заключить контракт на 600 вагонов компании «Тальго», сказал в марте 2020 года председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд