В начале 2022 года в Украину приедут управленцы немецкого железнодорожного гиганта Deutsche Bahn, чтобы наладить работу государственной «Укрзализныци». Их цель – сделать пассажирские перевозки комфортнее и не сильно дороже
«Укрзализныця» теряет деньги на пассажирских перевозках. По словам Андрея Рязанцева, экс-директора компании по финансам, они генерируют около 12 млрд грн убытков в год. Поэтому руководство компании с 2022 года передаст этот сегмент в управление Deutsche Bahn, говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Это вторая фаза сотрудничества украинской железной дороги с немецкой компанией. С сентября Deutsche Bahn помогает «Укрзализныце» с закупками вагонов и финансовой моделью для пассажирских перевозок. С начала следующего года, если госкомпания подпишет контракт с немцами, как говорит Кубраков, управленцы Deutsche Bahn приедут в Украину лично улучшать работу железной дороги.
Немецкая компания выделит 10 топ-менеджеров, говорит замглавы инвестиционной деятельности УЗ Владимир Шемаев. «Они должны будут привнести новые подходы к управлению пассажирским бизнесом и закрепить их на местах», – говорит Шемаев.
Чтобы было легче управлять убыточной сферой УЗ, они создадут отдельную компанию для пассажирских перевозок. Она объединит поезда дальнего следования, «Интерсити+» и опционально пригородные перевозки.
Сколько это будет стоить – пока неясно. За 6-месячную консультацию Украина в сентябре заплатила €1 млн. А вот второй этап продлится 2–3 года. «Сейчас мы находимся в стадии проработки условий, – говорит Шемаев. – Будет заключен еще один договор с правами, обязанностями и условиями оплаты».
Что дальше
В идеале, по словам Шемаева, Deutsche Bahn поможет оптимизировать затраты, повысить эффективность закупок и качество перевозок настолько, чтобы «Укрзализныця» перестала быть убыточной и чтобы часть компании можно было продать частному инвестору или выйти на IPO.
Один из возможных первых шагов – подготовить украинскую железную дорогу к работе по контракту с государством и местными властями, где последние будут заказывать и оплачивать перевозки. Это позволит железнодорожникам оставлять цены на билеты доступными. Государство получит взамен возможность согласовать маршруты и частоту движения. Такая система работает в большинстве стран Евросоюза. Германия, например, выделяет €16 млрд на дотации для ж/д, говорит Александр Кава, экс-замминистра инфраструктуры.
Рязанцев, однако, сомневается, что Deutsche Bahn кардинально поменяет ситуацию. Когда он был финансовым директором в 2016–2019 годах, на пригородном сообщении «Укрзализныця» теряла около 6 млрд грн в год при выручке – 600 млн грн, говорит он. «Хоть немцы придут, хоть французы или китайцы – 5,4 млрд грн нарисовать из воздуха невозможно», – говорит он.
Почему именно Deutsche Bahn
Этот немецкий концерн – один из крупнейших в мире и по объемам перевозок, и по финансовым результатам, а также результативности работы с правительством в субсидировании социально важных перевозок (PSO). Прибыль немецкой компании до вычета процентов и налогов в допандемическом 2019-м – €1,8 млрд. Для сравнения: прибыль «Укрзализныци» в том же 2019-м – 2,5 млрд грн.
Немецкая компания уже работала по похожей схеме в Казахстане, где ширина колеи такая же, как в Украине, – 1520 мм. Deutsche Bahn и казахстанская национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) начали работать вместе в сентябре 2019-го. Немецкие специалисты «окупились» уже после того, как помогли на выгодных условиях заключить контракт на 600 вагонов компании «Тальго», сказал в марте 2020 года председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.