Вторжение России в Украину обойдется мировой экономике в $2,8 трлн недополученной продукции до конца следующего года – и даже больше, если суровая зима приведет к нормированию энергии в Европе, заявила Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), пишет The Wall Street Journal.
Ключевые факты
- Оценка этой международной организации, объединяющей 37 стран мира, обнажает масштабы экономических последствий вторжения Москвы в Украину семь месяцев назад.
- Атака России спровоцировала скачок цен на энергоносители, что привело к снижению расходов домохозяйств и подорвало доверие деловых кругов, особенно в Европе. Конфликт нарушил цепочки поставок, вызвал недостаток продуктов питания и других предметов первой необходимости и потряс рынки по всему миру.
- Западные правительства опасаются, что приказ России о частичной мобилизации и ее подготовке к аннексии участков Украины может затянуть конфликт на многие месяцы, а возможно, и на годы, еще больше подпитывая неопределенность, которая сейчас оказывает давление на мировую экономику. «Мы платим за войну очень высокую цену», – сказал исполняющий обязанности главного экономиста OECD Альваро Сантос Перейра.
- В своих последних прогнозах организация заявила, что мировая экономика должна вырасти на 3% в этом году и на 2,2% в следующем году. До войны ожидался рост на 4,5% в 2022 году и на 3,2% в 2023 году. Разница между двумя оценками означает, что война и ее последствия обойдутся миру в сумму, эквивалентную объему производства, произведенного всей французской экономикой за эти два года.
- OECD ожидает, что экономика еврозоны вырастет всего на 0,3% в 2023 году, а экономика Германии сократится на 0,7%. Когда он последний раз публиковал прогнозы в июне, исследовательский орган ожидал увидеть рост на 1,6% в еврозоне и 1,7% в Германии.
- Организация предупредила, что экономика Европы может столкнуться с еще более резким спадом, если цены на энергоносители снова вырастут. Если цены на природный газ вырастут на 50% к концу года, объем производства в Европе может снизиться на 1,3% в 2023 году, тогда как мировая экономика вырастет всего на 1,7%.
- OECD снизила свой прогноз экономического роста США в 2023 году до 0,5% с 1,2%, но заявила, что возможно более резкое замедление, если инфляция не будет падать так быстро, как надеется Федеральная резервная система.
- Ожидается, что экономика Китая немного восстановится в 2023 году после вялого роста в 2022 году, что отражает ограничения для сдерживания пандемии COVID-19. В июне ОЭСР прогнозировала рост на уровне 4,4% в 2022 году, но теперь только на 3,2%.
Контекст
Правительства по всей Европе потратили миллиарды евро, чтобы помочь домохозяйствам и предприятиям справиться с энергетическим кризисом. Часть этой помощи поступила в виде ограничений на цены на энергоносители. Но эти ограничения ослабляют стимулы домохозяйств сокращать потребление.
Стоимость поддержки домохозяйств и предприятий увеличивает государственный долг, что привело к увеличению стоимости заимствований, что может еще больше ослабить экономический рост. ОЭСР заявила, что во избежание дальнейшего значительного роста долга помощь должна быть направлена на наиболее уязвимые домохозяйства.
По оценкам организации, 35 правительств, политику которых она отслеживает, обязались потратить около $150 млрд на широкомасштабные меры по снижению цен до декабря этого года.
После оглашения предложений Комиссией министры энергетики Европейского союза попытаются одобрить новые общеблочные меры по снижению цен на газ и электроэнергию на экстренном саммите 30 сентября.
Дипломаты ЕС говорят, что существует широкая поддержка ограничения доходов для предприятий, а также планов по сокращению спроса на электроэнергию. Но страны расходятся во мнениях относительно других идей, включая ограничение цен на газ, которое не было включено в проект предложений Комиссии.
Около дюжины стран, включая Францию и Польшу, хотели бы установить верхний предел цен на весь импортируемый газ, что они считают лучшим способом сдерживания роста цен. Комиссия не испытывает энтузиазма по поводу этой идеи, поскольку опасается, что ЕС проигрывает странам, которые готовы платить больше на высококонкурентном рынке сжиженного природного газа.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.