«Трампу предъявлено обвинение». Именно с такими заголовками вышло большинство американских и международных изданий утром. Forbes сделал обзор статей международных СМИ, освещающих дело 45-го президента США.
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
Два года назад Майкл Коэн, уже бывший адвокат и поверенный Дональда Трампа, во время свидетельства в Конгрессе описал историю, которая, вероятно, стала основой для расследования нью-йоркской прокуратуры и предъявления обвинения 45-му президенту США. Тогда Коэн рассказал о схеме, по которой Трамп согласился заплатить актрисе фильмов для взрослых Стефани Клиффорд, также известной как Сторми Дэниелс, за молчание о ее отношениях с одиозным бизнесменом, чтобы не навредить его президентской кампании.
Прокуратура усматривает проблему не в факте откупа, а в том, за какие деньги он был осуществлен. Точная формулировка обвинения еще не была обнародована, но известно, что окружной прокурор Манхэттена Алвин Брегг построил его вокруг того, что Трамп подделал деловую документацию, связанную с выплатами Сторми Дэниелс.
Еще во время слушания в Конгрессе в 2019 году Коэн рассказал, что тогдашний президент США пытался скрыть реальное назначение выплат. Трамп возвращал со временем небольшие суммы своему адвокату, подписывая их в отчетах в качестве компенсации за юридические услуги. Тогда Коэн рассказал детали разговоров с Трампом об этих выплатах и предоставил Конгрессу два из 11 чеков, которые он получил, один был подписан Трампом, а второй его сыном, Дональдом Трампом – младшим.
На этой неделе Коэн, признавший свою вину по разным обвинениям, среди которых и плата за молчание Дэниелс из фонда предвыборной кампании Трампа, в заявлении сообщил, что все еще придерживается своей версии событий. Трамп же отрицает сексуальную связь с порноактрисой и обвиняет Коэна во лжи.
Откуп ради президентства
Детали о делах с Дэниелс и сокрытии платежей мир узнал из свидетельства Коэна перед Конгрессом, которое длилось целый день в 2019-м, а также из интервью актрисы. Ключевые факты собрал The Washington Post.
В 2015 году Трамп решил баллотироваться в президенты. Через несколько месяцев после выдвижения его кандидатуры Коэн встретился с Дэвидом Пэкером, другом Трампа и тогдашним гендиректором American Media Inc (AMI), компании-владельца таблоида National Enquirer.
Согласно показаниям Пэкера, который пошел на соглашение со следствием, чтобы избежать обвинений против себя, они с Коэном договорились, что Пэкер с помощью своего таблоида будет разбираться с негативными историями об отношениях Трампа с женщинами. Одна из выбранных стратегий называется «поймать и закопать», когда издание покупает права на историю и никогда ее не печатает.
Такое соглашение уже понадобилось в июне 2016-го, когда модель Карен Макдугал связалась с National Enquirer и сказала, что хочет рассказать о своем романе с Трампом, который у них был в 2007-м (Трамп это отрицает). AMI согласилась выкупить пожизненные права на историю за $150 000 и потом так никогда и не печатала ее. Пэкер рассказал прокурорам, что подписал соглашение, по которому Коэн должен был вернуть эти деньги компании, но этого так и не произошло.
В октябре 2016-го Коэн узнал о том, что теперь уже Сторми Дэниелс хочет рассказать свою историю о романе с Трампом. По словам Дэниелса, она познакомилась с Трампом на турнире по гольфу для звезд в 2006-м, когда ему было 60, а ей 27. Девушка согласилась на секс, потому что надеялась получить роль в шоу Трампа.
Коэн лично занялся этим делом. Кампании Трампа не нужен еще один скандал после обнародования записи, в которой кандидат в президенты хвастался сексуальными атаками на женщин. Как отмечается в признании вины Коэна в 2018-м, он связался с адвокатом Дэниелсом и они договорились о $130 000 за молчание.
Коэн рассказал Конгрессу, что перед подписанием соглашения он посоветовался напрямую с Трампом. Он также сказал, что Трамп направил его к Алену Вайссельбергу, главному финансисту Trump Organization, чтобы организовать выплату.
Вайссельберг посоветовал Коэну найти друга, который хотел бы присоединиться к одному из клубов Трампа, и использовать членский взнос для выплаты актрисе, но Коэн сказал, что у него нет никого на примете.
Коэн засвидетельствовал, что для Трампа главное было «избежать денежного следа, который бы привел к нему, что навредило бы кампании». Время шло, а деньги все не появлялись, актриса начала нервничать, поэтому Коэн взял все на себя.
Бывший адвокат Трампа рассказал, что взял кредит, чтобы самому заплатить Дэниелс, перевел необходимую сумму на вновь созданную подставную компанию, которую он назвал Essential Consultants и которая затем заплатила адвокату Дэниелс. В январе 2017 года Коэн предоставил выписку Essential Consultants из банка директорам Trump Organization, чтобы они возместили его расходы.
Директора компании Трампа согласились заплатить Коэну $420 000 за старания. Сумма включала не только расходы на Дэниелс, а также:
- дополнительные налоговые выплаты;
- $60 000 бонусов;
- по сообщению Wall Street Journal, $50 000 Коэн перенаправил небольшой технологической компании, которая «накрутила» онлайн-опрос в пользу Трампа.
Коэн рассказал Конгрессу, что хотел бы получить все деньги «за раз», но Вайссельберг сказал, что вышеуказанную сумму выплатят в течение года, чтобы «они выглядели как оплата услуг адвоката». Все это соглашение, по свидетельству Коэна, происходило при личном одобрении Трампа.
В 2018-м Трамп сначала соврал, заявив, что не знал о том, откуда уходили деньги. Позже признал выплаты и назвал их «оплатой за услуги адвоката, но не из фондов кампании».
Но по делу Коэна прокуроры отметили, что не существовало соглашения о предоставлении услуг и не был выставлен счет за предоставление Коэном юридических услуг в 2017-м. Вероятно, это и станет основой обвинений против Трампа.
Последствия дела и его потенциальный результат
Юридические эксперты говорят, что это дело вряд ли будет простым. Комментаторы Bloomberg и WP отмечают, что подделка бизнес-отчетности считается проступком (misdemeanor) в Нью-Йорке, но она может быть переквалифицирована в уголовное правонарушение (felony), если фальсификация документов осуществлялась для прикрытия или совершения другого преступления.
По этому делу таким отягчающим преступлением может быть сокрытие реального использования пожертвований на президентскую кампанию. Но пожертвования на кампанию являются частью федеральной кампании, что может осложнить дело.
Трамп может сказать, что сделал эти выплаты, чтобы защитить свою семью и кампанию. (Коэн засвидетельствовал в 2018-м, что желание защитить Меланию Трамп было одной из причин его помощи в деле Дэниелс.) А еще бывший президент может сослаться на то, что действовал по совету своего адвоката, Коэна, который не мог посоветовать ему нарушить закон.
Wall Street Journal также эксклюзивно сообщил, что манхэттенские прокуроры расследуют роль Трампа в оплате молчания вышеупомянутой модели Playboy Макдугал. Это повышает шансы на то, что обвинения против Трампа могут быть связаны с выплатами обеим женщинам.
Однопартийцы сплотились вокруг Трампа, стали в его защиту и преимущественно согласны с утверждением 45-го президента о том, что все это дело – это «охота на ведьм» и «использование закона как оружия» против него.
Financial Times сообщает о том, что решение манхэттенского прокурора спровоцировало возмущение сторонников Трампа и республиканской партии. Несколько республиканцев, возглавляющих комитеты в Палате представителей, уже запустили расследование дела Брага против Трампа, обвинив прокурора в том, что он подвергся давлению левых (демократов).
WP пишет, что президентская кампания Трампа хочет представить это дело как политически мотивированное и организованное «демократами-леворадикалами». Кроме того, представители кампании заявили, что расследование Брагга финансирует филантроп-либерал Джордж Сорос. Один советник сказал, что Трамп, конечно, не хотел получить официальное обвинение, но он планирует «выжать из дела все возможные для него политические бонусы».
И эти бонусы ему уже «капают». Когда Трамп на своей странице в Truth Social написал, что его могут арестовать, в его фонд президентской кампании поклонники сбросили более $2 млн. А предыдущий пик пожертвований пришелся на день после обысков ФБР на курорте Трампа Mar-a-Lago по поводу тайных документов.
В политическую мотивированность дела против Трампа верят многие американцы. The Washington Post приводит результаты опроса:
- 93% республиканцев и 62% всех американцев считают дело Брагга основанным на политике, а не законе;
- 1 из 4 республиканцев и 57% американцев считают, что это обвинение должно стать причиной для дисквалификации Трампа с президентской гонки 2024-го.
Интересно, что, согласно законам США, это обвинение не помешает Трампу баллотироваться в президенты, даже если его признают виновным.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.