Полномасштабное вторжение породило проблему – заминированные территории. Более 170 000 кв. км Украины загрязнены взрывоопасными устройствами. Разминирование этих территорий – задача, ценой в $37 млрд, подсчитал Всемирный банк. Об активном частном рынке разминирования в Украине говорить еще рано, но он будет развиваться. Как привлечь инвесторов и с какими проблемами они могут столкнуться? Рассказывает Виктор Карвацкий, соучредитель консалтинговой фирмы DataDriven
Полномасштабное российское вторжение спровоцировало массовое использование различных взрывоопасных устройств и боеприпасов, как следствие – заминировано более 174 000 кв. км земель Украины (28% всей площади страны). Всемирный банк оценивает стоимость разминирования Украины в $37 млрд. Для сравнения, общая сумма расходов Государственного бюджета Украины на 2024 год составляет около $77 млрд.
Сейчас на рынке разминирования много государственных и неприбыльных игроков со статусом операторов противоминной деятельности. Правда, их присутствие позволяет удовлетворить только часть потребностей. К примеру, крупнейшая мировая благотворительная организация по гуманитарному разминированию HALO Trust с 2022-го разминировала в Украине около 3,15 кв. км территории (0,0018% заминированной территории).
Есть острая потребность привлечь больше частных игроков на украинский рынок разминирования. Но процесс выхода может быть более тяжелым, чем кажется.
Пять точек соприкосновения с рынком разминирования
Сертификация
Для любой связанной с противоминным делом деятельности в Украине необходим сертификат. Процесс сертификации оборудования – на стадии разработки. Для операторов противоминной деятельности существует три сертификационных центра (от ГСЧС, ГССТ и Министерства обороны).
Для получения сертификата необходимо предоставить соответствующие документы и провести полевые испытания. Процесс может быть длительным. Встречаются ситуации, когда процесс получения различных типов сертификатов затягивался почти на год.
Функционирование сразу трех сертификационных центров может запутывать: многие бизнесы в других областях привыкли к одному регулятору. Но наоборот – сертификаторов должно быть еще больше, для улучшения качества услуг и повышения уровня конкурентности между ними за клиентов: сертификация тоже требует средств и оплачивается непосредственно сертификационному центру.
Сегментация
Процесс разминирования шире, чем кажется. Есть много разных категорий: нетехническое обследование, техническое обследование, разминирование вручную, разминирование с использованием машин, очищение района ведения боевых действий, обезвреживание остатков войны, информирование населения и кинологическое разминирование.
Чтобы заниматься разминированием, невозможно получить сертификат на «все обо всем». Например, нетехническое обследование и разминирование вручную нуждаются в разной механике работы, средствах и соответствующих специалистах.
Информированием населения о минной опасности занимаются скорее неприбыльные игроки из-за отсутствия существенных возможностей коммерциализации в этом сегменте.
Действующих сертификатов на разминирование с использованием машин в Украине всего четыре – украинские производители лишь готовятся к их серийному производству. Некоторые категории, например, применение кинологических подразделений, все еще нужно законодательно урегулировать.
Уровень осведомленности о регуляции
Для частных служб разминирования структура украинской бюрократической системы процесса слишком сложна. Одновременное наличие координационных учреждений, таких как Национального органа по противоминной деятельности и Центра гуманитарного разминирования, не понятно широкой общественности. В то же время на них могут ссылаться сертификационные центры, как на координаторов высшего уровня, в случае необходимости получить необходимую информацию о функционировании отрасли.
В такой разветвленной сети должна быть определенная дорожная карта для потенциальных операторов и производителей оборудования. Должно быть прозрачное понимание, как работает отрасль.
Стоимость
Цена технического обследования территории может достигать более $3000 за гектар, а расчистка – до $30 000, согласно оценкам КШЭ. Таким образом, с финансовой точки зрения плата за расчистку земли превышает стоимость земельного участка.
Если землями общины занимается государство посредством ГСЧС, малые и средние фермерские предприятия не могут оплатить услуги такой стоимости по разминированию у частных игроков. Поскольку приоритетом является разминирование инфраструктуры, ГСЧС не занимается разминированием земель малых и средних фермеров.
В настоящее время государственная поддержка рынка фокусируется на создании тендерного механизма, через который будет покрываться часть расходов частных фирм на разминирование. Правительство работает над пилотной программой поддержки частного разминирования на около 2 млрд грн в аграрном секторе, из-за относительной технической легкости разминирования и прямой экономической выгоды.
Согласно условиям программы, государство будет компенсировать 80% стоимости работ – остальные проценты будет покрывать фермер.
На данном этапе для активизации рынка разминирования требуется либо государственное финансирование, либо привлечение средств иностранных доноров.
Оборудование
Большинство компаний, занимающихся разминированием на украинском рынке, используют продукцию мировых брендов или продукты отечественных стартапов, еще проходящих сертификацию.
Хотя рынок начинает развиваться из-за диверсификации украинских промышленных групп, развития высокотехнологичных стартапов или локализации производства в Украине трех международных игроков, новые игроки сталкиваются с проблемой сертификации оборудования.
Отечественные производители независимо от собственного размера все еще считают главной проблемой недоступность испытаний на полигонах и надлежащей юридической базы для разработки подобных систем непосредственно в Украине. В Министерстве экономики планируется создать правила, чтобы сделать возможным получение сертификатов и проведение других необходимых процедур.
Рынок разминирования и рынок производства оборудования для разминирования нуждаются в максимальном упорядочении и государственной поддержке. Это не что иное, как прямой государственный интерес – разминирование остается одной из ключевых сфер, куда можно привлечь иностранные инвестиции в условиях полномасштабного российского вторжения.
Материал написан в соавторстве с Антоном Табуром и Александром Буряченко, аналитиками консалтинговой фирмы DataDriven. Полный обзор коммерческого рынка разминирования от DataDriven можно прочитать по ссылке.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.