Даже если война в Украине закончится завтра, украинцы еще не один год будут ощущать последствия полномасштабного вторжения РФ. Одним из самых больших камней преткновения на пути к восстановлению Украины будет высокий уровень минирования украинских земель, в частности пахотных. Издание WIRED изучало мероприятия, инициативы и технологии, направленные на обезвреживание мин, уже унесших жизни не одной сотни гражданских украинцев. Forbes пересказывает главное из материала
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
WIRED начал статью с истории об украинском фермере Александре Кривцове. Тот самостоятельно сделал любительскую разминировальную машину, чтобы очистить свои поля от мин после восьмимесячной оккупации армией РФ Харьковской области. Украинец прибег к столь рискованному поступку, потому что государство не справляется с тем уровнем минирования, который оставляет враг.
Историю Кривцова WIRED называет примером невероятной изобретательности украинского народа, делающего все возможное и невозможное, чтобы защититься от гораздо более сильного врага. Но она также демонстрирует глубину проблемы в Украине с разминированием.
Гуманитарный кризис и экономические последствия
Статистика по минированию территорий Украины и ее последствий впечатляет:
- В 2014-2021 годах наземные мины убили 312 украинцев, сообщает ООН.
- С февраля 2022-го Украина отчиталась о 269 жертвах среди гражданских, включая 14 детей, по тем же причинам на подконтрольных Киеву территориях.
- На оккупированных украинских территориях сообщалось о по крайней мере еще сотне убитых.
- Наземная и водная территория Украины, которая заминирована, составляет около 175 000 кв. км.
WIRED пишет, что разминирование осложняется не только масштабами минирования, но и появлением новых разновидностей мин, которые сложнее обнаруживать. Как работают старые противопехотные и противотанковые мины, нынешние специалисты более-менее знакомы и знают, как их обезвреживать.
Но армия РФ, например, начала широко применять PTKM-1R, противотанковую мину, которая взрывается только при наличии определенного уровня сейсмических колебаний. Или более продвинутую версию PFM-1. Яркая по виду мина состоит преимущественно из пластика и жидкого взрывчатого вещества, что затрудняет ее обнаружение традиционными металлодетекторами. И это вдобавок к неразорванным снарядам, самодельным взрывным устройствам и ловушкам.
В конце 2023 года украинское правительство представило «Национальную стратегию по разминированию», ставшую первым государственным планом по очистке Украины от минного загрязнения. Киев надеется полностью оценить уровень минирования Украины до 2029-го согласно документу. К 2033 году Украина попытается разминировать 80% ранее оккупированных земель. Запланированная дата полного разминирования Украины в документе не указана.
Для достижения установленных целей потребуется значительно больше специалистов, технологий и оборудования, чем сейчас. В 2021-м Украина сертифицировала лишь четырех операторов по разминированию, которые имеют право заниматься поиском и обезвреживанием мин. С начала полномасштабного вторжения их количество возросло до 23. Но этого мало, признает правительство Украины. Проблема в том, что гуманитарные разминировальные инициативы разрываются между значительным количеством зон конфликтов в мире, а услуги частных компаний часто слишком недешевы.
Украинское правительство не одобряет действия таких «черных саперов», как вышеупомянутый фермер Кривцов, потому что это небезопасно. Но чиновники понимают, что услуги любителей будут популярны, а самоучки будут преуспевать, если разминирование со стороны государства будет затягиваться.
Стратегия украинского правительства призывает развивать разминировальные мощности в стране, но для этого требуются инвестиции. Общая стоимость обнаружения и обезвреживания всех мин в Украине обойдется почти в $38 млрд, предполагал Всемирный банк в начале 2023 года. Киев считает, что сумма окажется больше.
Вызов для военных
Бывший Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в колонке The Economist одной из главных причин провала летнего контрнаступления Украины называет нехватку ресурсов для быстрого разминирования заминированных оккупантами земель. По данным аналитиков, укрепления армии РФ включают 15-20 км минных полей.
Несмотря на то, что украинские военные саперные команды (действующие отдельно от гражданских) уже нашли и обезвредили более 280 000 мин (свыше 2200 в неделю), работают они в условиях тотальной нехватки оборудования. В ВСУ действуют 262 отдельные разминирующие команды, а им доступны только шесть разминировальных машин.
Кроме того, отмечает Залужный, российские войска прицельно следят за своими минными полями с дронов и накрывают огнем украинских саперов при первой же попытке начать разминирование.
Даже если украинским военным удается очистить часть территорий, у России имеются мощности для быстрого повторного дистанционного минирования. К примеру, российская система «Земледелие» может создавать минные поля на расстоянии от 5 до 15 км. Она может разбрасывать 50 мин за выезд.
Технологии
В настоящее время в Украине недостаточно проработано введение инновационных технологий в сферу разминирования: дронов, спутниковых изображений, искусственного интеллекта, сбора данных и системы их анализа.
Но проблема с технологическим продвижением в этой индустрии существует не только в Украине, отмечает Федерика Меццани. Исследовательница, которая с 2019 года изучает, как новые технологии могут усовершенствовать обнаружение мин, говорит, что этот вопрос просто не в приоритете.
По миру в земле находится около 110 млн активных мин, преимущественно в бедных и разорванных войной странах. Теперь, когда эта проблема затронула сердце Европы, ей уделят больше внимания, надеется Меццани.
Вместе с коллегами из Римского университета Ла Сапиенца она успешно провела серию экспериментов с применением дронов, которые с помощью георадаров сканировали участки земли. Алгоритмы выявляли в почве объекты даже с небольшим количеством металла. Впрочем, таких инициатив крайне мало для масштабов заминирования в мире и Украине в частности.
Осенью на Первой Международной донорской конференции по гуманитарному разминированию Украины в Загребе Минэкономики Украины рассказывало о прототипе программы, использующей искусственный интеллект для оптимизации разминирования территорий в Украине. Ее разработал американский гигант оборонки Palantir.
Многосторонние подходы к обнаружению мин становятся все большей необходимостью, отмечает WIRED. Ранее металлодетекторы и термосканеры находили мины, обнаруживая в них металл. Это был золотой стандарт промышленности. Но сейчас его недостаточно. Некоторые современные мины оснащают электромагнитными щитами, защищающими их от обнаружения георадарами, а другие практически не содержат металла.
«Даже если бы все технологии мира передали Украине, этого было бы недостаточно», – говорит заместитель министра экономики Игорь Безкаравайный, занимающийся вопросом разминирования и сам потерявший ногу из-за мин, когда участвовал в обороне Украины.
Повод
Украина не ограничивается поиском путей для закупки достаточного количества средств и технологий для разминирования. Страна разрабатывает план того, чтобы стать мировым лидером в обезвреживании мин.
Исследовательница Меццани говорит, что здесь вопрос не в недостатке технологических решений, а скорее в желании заниматься этим. «Такие исследования не приносят доход», – объясняет Меццани.
Около 70 стран по всему миру испытывают проблемы с минами, сообщает ООН, они убивают или калечат тысячи людей ежегодно. Но большинство этих государств расположены в Южном полушарии. Возможно, война в Украине станет толчком к более масштабному развитию технологий и умений в сфере разминирования.
По словам Безкаравайного, его департамент получил достаточно предложений от компаний, хвастающих своим профессионализмом в обезвреживании взрывоопасных предметов. Но многие из них не выполнили обещанное или оказались мошенниками.
Украинская платформа развития военных технологий Brave1 определяет разминирование как одно из приоритетных направлений развития технологической сферы страны. К ней присоединились 30 соответствующих проектов, от автономных машин для разминирования до продвинутых систем обнаружения.
По мнению издания, если украинское правительство сможет стимулировать создание внутренней разминировальной индустрии, это ускорит экономическое восстановление, поможет другим заминированным странам и, возможно, даже приблизит победу Украины в войне.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.