В будущем повестки в ВСУ могут присылать в «Дії», в эфире телемарафона заявил народный депутат Федор Вениславский. «Услуги нет ни в разработке, ни в планах», – отреагировал на это министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Возможны ли «электронные повестки» в Украине с точки зрения закона? Объясняет адвокат АО «ASA Group».
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
История с возможными повестками в «Дії» тянется с момента утверждения постановлением Кабмина №1487 от 30 декабря 2022 года обновленных правил военного учета. В документе говорится о формировании электронного реестра военнообязанных и дистанционной постановке на военный учет. Это и породило беспокойство у граждан, хотя в порядке не содержится и намека на вариант рассылать повестки или брать на воинский учет через «Дію».
Почему повестки в «Дії» с точки зрения закона пока невозможны
Техническая возможность посылать электронные оповещения через «Дію» существует. Как мобильное приложение – это информационно-справочная система, дистанционно предоставляющая услуги. Это инструмент помощи гражданам и упрощения коммуникаций с государством, но не для какого-либо принуждения.
«Дія» уже сообщает гражданам Украины о штрафах, открытых исполнительных производствах и судебных решениях. Но функция уведомления не заменяет и не подменяет порядок вручения тех же судебных решений, постановлений о наложении штрафов и других процессуальных документов, определенных законодательством.
Украинское законодательство тоже пока не готово к «электронным повесткам». Существует четко определенная форма повестки военнообязанным, а также, кто и как их может вручать. Сейчас повестку должны вручить лично военнообязанному, и он должен расписаться о ее получении. Любые альтернативные способы вручения повесток: устное сообщение, телефонный разговор, смс-сообщение или другие способы на сегодняшний день вне закона.
Это утверждение еще до начала полномасштабного вторжения РФ в Украину подтверждено установившейся судебной практикой Верховного суда (ВС).
В постановлении ВС от 28 января 2020 года по делу №759/5435/16-к отмечено: если отсутствуют данные о вручении повестки военнообязанному или о фиксировании отказа в ее получении, то отсутствует и вина лица в уклонении от призыва по мобилизации.
А в постановлении от 14 декабря 2021 года по делу №761/8429/16-к ВС подчеркнул, что военнообязанный должен лично получить повестку и мобилизационное распоряжение, а недозаполненные повестки (без указания года, места и конкретного времени) являются ненадлежащим уведомлением о необходимости прибыть в военкомат.
Свежих позиций ВС по поводу подобных дел нет. Те, что были открыты после начала полномасштабной войны, в большинстве своем сейчас находятся в судах первой инстанции. К сожалению, украинское правосудие не столь быстрое. Вышеуказанные решения ВС переданы в суды первой инстанции еще в 2016 году.
То есть с точки зрения действующего законодательства и духа права – воинскую обязанность перед государством гражданин должен выполнять лично, эти отношения не допускают посредничества или представительства.
Повестки в «Дії» можно запустить, но нарушив конституционные права
Нардепы могут переписать украинские законы под возможную рассылку повесток в армию через «Дію» онлайн, но прежде придется решить ряд сложных вопросов:
- Как подтвердить принадлежность телефонного номера конкретному гражданину? Мобильные стартовые пакеты можно купить где угодно, а граждане имеют по несколько сим-карт.
- Что считать надлежащим вручением «электронной повестки»: факт отправки документа военным комиссаром, авторизации (входа) в приложении «Дія» или открытие повестки военнообязанным в приложении?
- На каком основании заставить военнообязанных пользоваться смартфоном, установить на него «Дію» и авторизироваться в приложении каждый день?
Даже решив эти вопросы, нужно понимать, что затрагиваются конституционные права граждан:
- Не все граждане пользуются смартфоном каждый день. Отказ от гаджетов может быть как сознательным выбором личности, так и сформирован религиозными убеждениями или необходимостью соблюдать религиозные обряды.
- Государство должно гарантировать доступность сервиса каждому гражданину. Под гарантиями понимается обязанность государства за свой счет обеспечить каждого военнообязанного смартфоном и доступом к интернету. Готово ли к этому государство?
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.