В будущем повестки в ВСУ могут присылать в «Дії», в эфире телемарафона заявил народный депутат Федор Вениславский. «Услуги нет ни в разработке, ни в планах», – отреагировал на это министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Возможны ли «электронные повестки» в Украине с точки зрения закона? Объясняет адвокат АО «ASA Group».
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
История с возможными повестками в «Дії» тянется с момента утверждения постановлением Кабмина №1487 от 30 декабря 2022 года обновленных правил военного учета. В документе говорится о формировании электронного реестра военнообязанных и дистанционной постановке на военный учет. Это и породило беспокойство у граждан, хотя в порядке не содержится и намека на вариант рассылать повестки или брать на воинский учет через «Дію».
Почему повестки в «Дії» с точки зрения закона пока невозможны
Техническая возможность посылать электронные оповещения через «Дію» существует. Как мобильное приложение – это информационно-справочная система, дистанционно предоставляющая услуги. Это инструмент помощи гражданам и упрощения коммуникаций с государством, но не для какого-либо принуждения.
«Дія» уже сообщает гражданам Украины о штрафах, открытых исполнительных производствах и судебных решениях. Но функция уведомления не заменяет и не подменяет порядок вручения тех же судебных решений, постановлений о наложении штрафов и других процессуальных документов, определенных законодательством.
Украинское законодательство тоже пока не готово к «электронным повесткам». Существует четко определенная форма повестки военнообязанным, а также, кто и как их может вручать. Сейчас повестку должны вручить лично военнообязанному, и он должен расписаться о ее получении. Любые альтернативные способы вручения повесток: устное сообщение, телефонный разговор, смс-сообщение или другие способы на сегодняшний день вне закона.
Это утверждение еще до начала полномасштабного вторжения РФ в Украину подтверждено установившейся судебной практикой Верховного суда (ВС).
В постановлении ВС от 28 января 2020 года по делу №759/5435/16-к отмечено: если отсутствуют данные о вручении повестки военнообязанному или о фиксировании отказа в ее получении, то отсутствует и вина лица в уклонении от призыва по мобилизации.
А в постановлении от 14 декабря 2021 года по делу №761/8429/16-к ВС подчеркнул, что военнообязанный должен лично получить повестку и мобилизационное распоряжение, а недозаполненные повестки (без указания года, места и конкретного времени) являются ненадлежащим уведомлением о необходимости прибыть в военкомат.
Свежих позиций ВС по поводу подобных дел нет. Те, что были открыты после начала полномасштабной войны, в большинстве своем сейчас находятся в судах первой инстанции. К сожалению, украинское правосудие не столь быстрое. Вышеуказанные решения ВС переданы в суды первой инстанции еще в 2016 году.
То есть с точки зрения действующего законодательства и духа права – воинскую обязанность перед государством гражданин должен выполнять лично, эти отношения не допускают посредничества или представительства.
Повестки в «Дії» можно запустить, но нарушив конституционные права
Нардепы могут переписать украинские законы под возможную рассылку повесток в армию через «Дію» онлайн, но прежде придется решить ряд сложных вопросов:
- Как подтвердить принадлежность телефонного номера конкретному гражданину? Мобильные стартовые пакеты можно купить где угодно, а граждане имеют по несколько сим-карт.
- Что считать надлежащим вручением «электронной повестки»: факт отправки документа военным комиссаром, авторизации (входа) в приложении «Дія» или открытие повестки военнообязанным в приложении?
- На каком основании заставить военнообязанных пользоваться смартфоном, установить на него «Дію» и авторизироваться в приложении каждый день?
Даже решив эти вопросы, нужно понимать, что затрагиваются конституционные права граждан:
- Не все граждане пользуются смартфоном каждый день. Отказ от гаджетов может быть как сознательным выбором личности, так и сформирован религиозными убеждениями или необходимостью соблюдать религиозные обряды.
- Государство должно гарантировать доступность сервиса каждому гражданину. Под гарантиями понимается обязанность государства за свой счет обеспечить каждого военнообязанного смартфоном и доступом к интернету. Готово ли к этому государство?
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.