Полгода дунайские порты под регулярными атаками российских дронов. Местные бизнесмены Максим Максимов и Дмитрий Казанин нашли способ сбивать «Шахеды». Убедить коллег дать на это деньги оказалось труднее.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Пробка из фур на 5 км, судов и барж столько, что часть стоит на якоре на городском пляже, десятки стройплощадок вдоль Дуная, заполненные отели и рестораны, о войне напоминают разве что воздушные тревоги, на которые никто не обращает внимания. Такими автор этой статьи увидела в начале лета 2023-го Измаил и Рени.
17 июля Россия вышла из «зернового соглашения». Уже на следующий день инфраструктура дунайских портов была под атакой российских ракет и дронов. С этого времени враг пытается разрушить дунайский путь украинского зерна.
В Рени из-за военной агрессии России повреждены 83 объекта, из которых девять находятся в портах. Группа бизнесменов из города объединились для защиты своих активов.
Что они сделали?
Владельцы ренийских компаний «Викинг Альянс» Максим Максимов, 40, и «Теус» Дмитрий Казанин, 28, объединили 11 местных предпринимателей вокруг идеи усилить противовоздушную оборону города. Они собрали $500 000, купили 11 автомобилей, большая часть уже оснащена всем необходимым для сбивания дронов «Шахед». Именно их РФ чаще всего использует для атак на регион.
Все мобильные группы переданы военным и используются. «Мы работаем в Рени, и для нас было важно сделать хоть что-то для защиты людей», – объясняет мотивацию Казанин. Партнеры разделили свои обязанности. «Я занимался поиском и покупкой машин, а Максим – согласованием с военными», – рассказывает Казанин.
Максимов опросил военных, что им нужно для сбивания «Шахедов», проанализировал уже существующие в Украине решения, заручился поддержкой волонтеров из Одессы, занимающихся доставкой необходимых для ПВО элементов. «У нас самые эффективные мобильные группы из ныне существующих в Украине», – без лишней скромности говорит Максимов.
Из соображений безопасности он не раскрывает, в чем заключается конкурентное преимущество. Говорит лишь, что минимальный набор – машины, тепловизоры, планшеты и лазерные целеуказатели.
Казанин объездил Болгарию вдоль и поперек в поисках машин. «Нам нужны были авто в нормальном состоянии, чтобы они могли выполнять боевые задачи», – говорит он. Автомобили искал через знакомые и частные объявления на болгарских сайтах. Он нашел 60 машин, но в пригодном для использования состоянии оказалось всего 11. Средняя стоимость одного автомобиля – €15 000.
Мобильные группы должны защищать территорию от Орловки до Рени, это почти 30 км по прямой. «Сделанного недостаточно, – говорит Казанин. – Нам нужно примерно 32 оснащенных авто, чтобы полностью перекрыть наш регион». Бизнесмены рассчитывали, что впоследствии инициатива наберет обороты и «инвесторов» станет больше.
Концепция не сработала. Даже среди 11 привлеченных бизнесменов есть те, у кого поубавилось энтузиазма, и уже не все донатят на новые автомобили и технику. «Мы предложили крупным компаниям, но желания поддержать у них не возникло, – говорит Казанин. – Эта инициатива работает на всех».
Так, среди участников инициативы нет агрокомпании Kernel, вложившей $10 млн в строительство в порту Рени перегрузочного терминала. В компании не захотели комментировать, почему не присоединились к инициативе предпринимателей, но отметили, что Kernel поддерживает силы обороны Украины, включая ПВО.
Два местных предпринимателя, которые не поддержали инициативу Максимова – Казанина, отметили, что помогают военным в частном порядке и предпочитают это не афишировать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.