Полгода дунайские порты под регулярными атаками российских дронов. Местные бизнесмены Максим Максимов и Дмитрий Казанин нашли способ сбивать «Шахеды». Убедить коллег дать на это деньги оказалось труднее.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Пробка из фур на 5 км, судов и барж столько, что часть стоит на якоре на городском пляже, десятки стройплощадок вдоль Дуная, заполненные отели и рестораны, о войне напоминают разве что воздушные тревоги, на которые никто не обращает внимания. Такими автор этой статьи увидела в начале лета 2023-го Измаил и Рени.
17 июля Россия вышла из «зернового соглашения». Уже на следующий день инфраструктура дунайских портов была под атакой российских ракет и дронов. С этого времени враг пытается разрушить дунайский путь украинского зерна.
В Рени из-за военной агрессии России повреждены 83 объекта, из которых девять находятся в портах. Группа бизнесменов из города объединились для защиты своих активов.
Что они сделали?
Владельцы ренийских компаний «Викинг Альянс» Максим Максимов, 40, и «Теус» Дмитрий Казанин, 28, объединили 11 местных предпринимателей вокруг идеи усилить противовоздушную оборону города. Они собрали $500 000, купили 11 автомобилей, большая часть уже оснащена всем необходимым для сбивания дронов «Шахед». Именно их РФ чаще всего использует для атак на регион.
Все мобильные группы переданы военным и используются. «Мы работаем в Рени, и для нас было важно сделать хоть что-то для защиты людей», – объясняет мотивацию Казанин. Партнеры разделили свои обязанности. «Я занимался поиском и покупкой машин, а Максим – согласованием с военными», – рассказывает Казанин.
Максимов опросил военных, что им нужно для сбивания «Шахедов», проанализировал уже существующие в Украине решения, заручился поддержкой волонтеров из Одессы, занимающихся доставкой необходимых для ПВО элементов. «У нас самые эффективные мобильные группы из ныне существующих в Украине», – без лишней скромности говорит Максимов.
Из соображений безопасности он не раскрывает, в чем заключается конкурентное преимущество. Говорит лишь, что минимальный набор – машины, тепловизоры, планшеты и лазерные целеуказатели.
Казанин объездил Болгарию вдоль и поперек в поисках машин. «Нам нужны были авто в нормальном состоянии, чтобы они могли выполнять боевые задачи», – говорит он. Автомобили искал через знакомые и частные объявления на болгарских сайтах. Он нашел 60 машин, но в пригодном для использования состоянии оказалось всего 11. Средняя стоимость одного автомобиля – €15 000.
Мобильные группы должны защищать территорию от Орловки до Рени, это почти 30 км по прямой. «Сделанного недостаточно, – говорит Казанин. – Нам нужно примерно 32 оснащенных авто, чтобы полностью перекрыть наш регион». Бизнесмены рассчитывали, что впоследствии инициатива наберет обороты и «инвесторов» станет больше.
Концепция не сработала. Даже среди 11 привлеченных бизнесменов есть те, у кого поубавилось энтузиазма, и уже не все донатят на новые автомобили и технику. «Мы предложили крупным компаниям, но желания поддержать у них не возникло, – говорит Казанин. – Эта инициатива работает на всех».
Так, среди участников инициативы нет агрокомпании Kernel, вложившей $10 млн в строительство в порту Рени перегрузочного терминала. В компании не захотели комментировать, почему не присоединились к инициативе предпринимателей, но отметили, что Kernel поддерживает силы обороны Украины, включая ПВО.
Два местных предпринимателя, которые не поддержали инициативу Максимова – Казанина, отметили, что помогают военным в частном порядке и предпочитают это не афишировать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.