Категория
Война
Дата

Оптимистические официальные заявления Владимира Зеленского о ситуации на фронте помогали в первый год войны. Работает ли этот коммуникационный подход сегодня? Разбор FT

2 хв читання

В течение почти двух лет войны президент Украины Владимир Зеленский по крайней мере раз в день выступает перед украинцам с обращениями, в которых хвалит ВСУ, радуется продвижению украинских военных на фронте и в очередной раз подчеркивает решительное сопротивление Украины российской агрессии. Financial Times поговорила со сторонниками и противниками оптимистических нарративов украинского президента и выслушала их «за» и «против». Forbes пересказывает главное из материала

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В своих обращениях к украинскому народу президент Зеленский всегда говорит о движении вперед, пытаясь поддерживать оптимизм дома и за границей. Три человека, знакомые с коммуникационной стратегией президента Украины, говорят, что акцент на оптимизм должны делать все – от министерств и местных администраций до военных командиров.

Но некоторые начинают сомневаться в эффективности такой стратегии, ведь больших военных побед в этом году у Украины не было, а западная поддержка уменьшается.

Противники оптимизма

«Нам нужно добавить больше реализма… И мы должны быть в этом такими же смелыми, как мы были 24 февраля», – сказала человек, связанный с коммуникационной стратегией президента Украины.

А военные лидеры считают, что ситуация на фронте делает официальную коммуникационную стратегию неубедительной, а значит, не мотивирует украинцев и западных партнеров Украины. Разница между реальностью и нарративом проявилась в прошлом месяце, когда генерал Валерий Залужный сказал The Economist, что наземная война зашла в тупик.

Откровенность главнокомандующего ВСУ удивила многих украинцев, а некоторые западные лидеры даже звонили по телефону украинскому президенту, чтобы спросить, что означает эта колонка и стали ли переговоры приоритетом. Об этом FT рассказали знакомые с ситуацией украинские чиновники.

По словам Ирины Золотарь, советника и руководителя по коммуникационным вопросам бывшего министра обороны Украины Алексея Резникова, сначала оптимистическая стратегия помогала, потому что она поддерживала моральный дух украинцев. Но сегодня, считает она, этот подход создает ложный нарратив, не совпадающий с реальностью, а особенно радужные официальные заявления звучат пусто и ложно.

Золотарь считает, что правительству лучше перейти на «сбалансированный реализм», который не носит розовые очки и не боится говорить правду. Она объясняет, что нарратив «мы вот-вот победим» сбивает иностранных партнеров с толку: зачем им тратить деньги своих налогоплательщиков, если победа уже в шаге?

Коммуникационные советники говорят, что такая оптимистическая стратегия действительно не дает западным странам почувствовать неотложность ситуации на фронте для Украины и подрывает к ней доверие.

В качестве примера приводят ситуацию с Бахмутом, нарратив вокруг которого называют «контрпропагандой» в отношении российской пропаганды. Многие месяцы жестоких боев за город описывали в героическом свете без какого-либо негатива, несмотря на огромные потери, сказал один бывший сотрудник публичных коммуникаций.

Зеленский так и не признал официальное отступление от Бахмута, а бои на окраинах города Минобороны представило как доказательство того, что украинская армия не проиграла битву за город. Отсутствие плохих новостей в официальных сообщениях за границей воспринималось, как «два пропагандиста противостоят пропагандистским нарративам», считает тот же бывший сотрудник коммуникаций.

Но война затронула почти каждого в Украине: у кого-то есть родственники на фронте, а у кого-то – друзья, и военные делятся информацией, даже негативной. Если из официальных каналов не будет плохих новостей, о которых люди уже слышали от близких, это разрушает доверие к правительству.

FT пишет, что недавний опрос американского Международного республиканского института показал снижение народной поддержки Зеленского.

Приверженцы оптимизма

Зеленский считает оптимистические месседжи единственным способом успокоить сомневающихся в Украине на Западе, а также повысить уверенность украинского бизнеса, чтобы тот не боялся работать и дальше платить налоги в госказну.

По словам одного чиновника, пессимистические новости будут мешать развитию бизнеса в Украине, без налогов которого невозможно продолжать борьбу против России.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд