Пляж вблизи Измаила. /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Тревожный отдых. Спрос на внутренний туризм вырос в несколько раз, в выигрыше – Запад Украины, Одесса проигрывает. Куда украинцы путешествуют во время войны

Пляж вблизи Измаила. Фото Getty Images

Спрос на туры внутри страны вырос в 2,5 раза по сравнению с довоенным 2021 годом. Украинцы активно интересуются туристическими направлениями на Западе Украины, обстрелы Юга не дали развернуться турбизнесу Одессы. Выручка некоторых украинских гостиниц выросла на 50%. Как в стране бумит внутренний туризм

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Внутренний туризм в Украине сейчас находится на пике роста. Спрос спровоцирован, в частности, ограничением на выезд мужчин из страны и экономическим положением туристов, ранее выбиравших иностранные курорты, рассказывает Forbes директор по развитию бизнеса одного из крупнейших туроператоров страны Join UP! Сергей Кириченко.

Спрос на внутренние направления возрос в девять раз по сравнению с 2022 годом и в 2,5 раза по сравнению с 2021-м, добавляет он. Основное туристическое направление – курорты на Западе Украины.

В среднем за год заполненность гостиницы Ribas Karpaty и гостиниц в Луцке и Белой Церкви планируется до 60–70%, говорит основатель управляющей компании и сети гостиниц Ribas Hotels Group Артур Лупашко. Выручка сети в июне 2023 г. выросла на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добавляет он.

За последние 12 месяцев в Украине открылось восемь гостиниц, из которых пять – на Западе Украины (Львов и область и «Буковель»), подсчитал руководитель консультационных услуг в сфере недвижимости Ernst & Young в Украине Ростислав Хома. Один из них – отель Best Western во Львове, в следующем планируется еще одно открытие в городе – отель Tulip Residences по франшизе французской группы Louvre Hotels Group.

«Открывая новый отель, мы хотели дать сигнал, что украинская экономика не приходит в упадок, а продолжает развиваться», – рассказывает о Best Western управляющий партнер ArtBuild Hotel Group Алексей Евченко. Заполненность отеля он не называет, отметив, что «она не столь привлекательна, как хотелось бы».

Другие направления (например, Киев и Одесский регион) сейчас не в тренде. Количество туристов в Одессе и так уменьшилось на 80%, а после последних обстрелов портов – дошло до нуля, говорит Артур Лупашко. В Одесской области на бывших курортах (Затока, Каролино-Бугаз) гостиницы и базы отдыха почти не работают, добавляет он.

Однако к бархатному сезону пляжи в Одессе официально открыли, заявлял глава Одесской ОВА Олег Кипер. Их оборудовали защитными сетками от мин, спасательными постами и буями.

По данным бенчмарк-системы Hotel Matrix, если в мае 2023 года средняя загрузка гостиниц Львова была на уровне 57%, то в Киеве отели заполнялись на 22%, а в Одессе – на 25%. В 2022 году столицу посетили 172 000 внутренних туристов (внутренних и иностранных) – это в 12,2 раза меньше, чем в 2021-м, подсчитали в КГГА. Поэтому туристический сбор Киева сократился до 38,8 млн грн.

81% украинцев планируют путешествовать по стране в ближайшее время, показало исследование компании «Хьюмен Ресерч» по заказу Государственного агентства по развитию туризма. Самые заядлые путешественники – 84% – живут в Киеве. Готовность жителей других регионов к путешествиям по Украине находится на уровне 80%. Женщины в возрасте от 18 до 35 лет оказались более активными туристками, чем мужчины.

Почему украинцы, несмотря на опасную обстановку, едут отдыхать и путешествовать?

Как украинцы выбирают места для отдыха

В 2023 году украинцы выбирают лечебные курорты и гостиничный отдых – это 48,5% проданных туров, говорит директор по развитию бизнеса туроператора Join UP! Сергей Кириченко. На втором месте – отдых в Карпатах и Прикарпатье – 40,5%, на третьем – детский отдых (лагеря) – 6,7% туров.

В Join Up! главный запрос клиентов – это «восстановление ментального здоровья». Теперь украинцы большое внимание уделяют инфраструктуре, семейному отдыху с детьми и домашними питомцами.

«Забота о здоровье и перезагрузке после стресса стала приоритетной для украинцев», – объясняет Кириченко. Туроператор это видит по статистике открытия новых офисов по франшизе – за последние пять месяцев их открылось 19. До войны в среднем за год агенты Join Up! открывали 12 офисов.

Цены на туры в среднем выросли на 20%. К примеру, средний чек за автобусный тур в Карпаты из Киева за двух человек в неделю этого года стоит почти 22 000 грн, тогда как в 2022 году это было 14 000 грн, говорит Кириченко из Join UP!

Высокий спрос и на ж/д билеты в западном направлении. Поезда в направлении гор – Ужгорода и Рахова – с начала продажи раскупаются за считанные часы и имеют заполненность на уровне 95–100%, говорит представитель пассажирского направления «Укрзализныци» Анастасия Золотарева. Компания назначила 18 дополнительных поездов, а четырем продлила маршрут.

Всего «Укрзализныця» по всем поездам западного направления предложила 240 000 мест.

В отличие от прошлого года, украинцы уже не считают отдых во время войны чем-то, чего стоит стесняться, говорит директор по развитию бизнеса Join UP! Сергей Кириченко. «Напротив, понимают, что есть необходимость в перезагрузке и готовности к новым челленжам», – резюмирует он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине