Пляж вблизи Измаила. /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Тревожный отдых. Спрос на внутренний туризм вырос в несколько раз, в выигрыше – Запад Украины, Одесса проигрывает. Куда украинцы путешествуют во время войны

3 хв читання

Пляж вблизи Измаила. Фото Getty Images

Спрос на туры внутри страны вырос в 2,5 раза по сравнению с довоенным 2021 годом. Украинцы активно интересуются туристическими направлениями на Западе Украины, обстрелы Юга не дали развернуться турбизнесу Одессы. Выручка некоторых украинских гостиниц выросла на 50%. Как в стране бумит внутренний туризм

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Внутренний туризм в Украине сейчас находится на пике роста. Спрос спровоцирован, в частности, ограничением на выезд мужчин из страны и экономическим положением туристов, ранее выбиравших иностранные курорты, рассказывает Forbes директор по развитию бизнеса одного из крупнейших туроператоров страны Join UP! Сергей Кириченко.

Спрос на внутренние направления возрос в девять раз по сравнению с 2022 годом и в 2,5 раза по сравнению с 2021-м, добавляет он. Основное туристическое направление – курорты на Западе Украины.

В среднем за год заполненность гостиницы Ribas Karpaty и гостиниц в Луцке и Белой Церкви планируется до 60–70%, говорит основатель управляющей компании и сети гостиниц Ribas Hotels Group Артур Лупашко. Выручка сети в июне 2023 г. выросла на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добавляет он.

За последние 12 месяцев в Украине открылось восемь гостиниц, из которых пять – на Западе Украины (Львов и область и «Буковель»), подсчитал руководитель консультационных услуг в сфере недвижимости Ernst & Young в Украине Ростислав Хома. Один из них – отель Best Western во Львове, в следующем планируется еще одно открытие в городе – отель Tulip Residences по франшизе французской группы Louvre Hotels Group.

«Открывая новый отель, мы хотели дать сигнал, что украинская экономика не приходит в упадок, а продолжает развиваться», – рассказывает о Best Western управляющий партнер ArtBuild Hotel Group Алексей Евченко. Заполненность отеля он не называет, отметив, что «она не столь привлекательна, как хотелось бы».

Другие направления (например, Киев и Одесский регион) сейчас не в тренде. Количество туристов в Одессе и так уменьшилось на 80%, а после последних обстрелов портов – дошло до нуля, говорит Артур Лупашко. В Одесской области на бывших курортах (Затока, Каролино-Бугаз) гостиницы и базы отдыха почти не работают, добавляет он.

Однако к бархатному сезону пляжи в Одессе официально открыли, заявлял глава Одесской ОВА Олег Кипер. Их оборудовали защитными сетками от мин, спасательными постами и буями.

По данным бенчмарк-системы Hotel Matrix, если в мае 2023 года средняя загрузка гостиниц Львова была на уровне 57%, то в Киеве отели заполнялись на 22%, а в Одессе – на 25%. В 2022 году столицу посетили 172 000 внутренних туристов (внутренних и иностранных) – это в 12,2 раза меньше, чем в 2021-м, подсчитали в КГГА. Поэтому туристический сбор Киева сократился до 38,8 млн грн.

81% украинцев планируют путешествовать по стране в ближайшее время, показало исследование компании «Хьюмен Ресерч» по заказу Государственного агентства по развитию туризма. Самые заядлые путешественники – 84% – живут в Киеве. Готовность жителей других регионов к путешествиям по Украине находится на уровне 80%. Женщины в возрасте от 18 до 35 лет оказались более активными туристками, чем мужчины.

Почему украинцы, несмотря на опасную обстановку, едут отдыхать и путешествовать?

Как украинцы выбирают места для отдыха

В 2023 году украинцы выбирают лечебные курорты и гостиничный отдых – это 48,5% проданных туров, говорит директор по развитию бизнеса туроператора Join UP! Сергей Кириченко. На втором месте – отдых в Карпатах и Прикарпатье – 40,5%, на третьем – детский отдых (лагеря) – 6,7% туров.

В Join Up! главный запрос клиентов – это «восстановление ментального здоровья». Теперь украинцы большое внимание уделяют инфраструктуре, семейному отдыху с детьми и домашними питомцами.

«Забота о здоровье и перезагрузке после стресса стала приоритетной для украинцев», – объясняет Кириченко. Туроператор это видит по статистике открытия новых офисов по франшизе – за последние пять месяцев их открылось 19. До войны в среднем за год агенты Join Up! открывали 12 офисов.

Цены на туры в среднем выросли на 20%. К примеру, средний чек за автобусный тур в Карпаты из Киева за двух человек в неделю этого года стоит почти 22 000 грн, тогда как в 2022 году это было 14 000 грн, говорит Кириченко из Join UP!

Высокий спрос и на ж/д билеты в западном направлении. Поезда в направлении гор – Ужгорода и Рахова – с начала продажи раскупаются за считанные часы и имеют заполненность на уровне 95–100%, говорит представитель пассажирского направления «Укрзализныци» Анастасия Золотарева. Компания назначила 18 дополнительных поездов, а четырем продлила маршрут.

Всего «Укрзализныця» по всем поездам западного направления предложила 240 000 мест.

В отличие от прошлого года, украинцы уже не считают отдых во время войны чем-то, чего стоит стесняться, говорит директор по развитию бизнеса Join UP! Сергей Кириченко. «Напротив, понимают, что есть необходимость в перезагрузке и готовности к новым челленжам», – резюмирует он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд