Рынок франчайзинга всегда порождал тренды или следовал им. Примеры из прошлого включают в себя бум суши-ресторанов, курьерских и почтовых компаний (на которых выросла InPost), пиццерий, туристических агентств, магазинов с телефонами и мобильными аксессуарами, супермаркетов. Forbes Polska нашел шесть франшиз, соответствующих современным трендам и не требующих слишком больших инвестиций.
Вот что сейчас в тренде франчайзинга на рынке Польши.
1. Франшиза ВИЭ
Сегодня возобновляемые источники энергии (ВИЭ) являются популярной отраслью во франчайзинге. В 2021–2022 годах производство электроэнергии, полученной из ВИЭ, выросло на 23,5%, по данным Польского экономического института. Наибольший скачок зафиксирован в сегменте энергии от солнечных панелей – целых 107%. В ВИЭ инвестируют предприятия и физлица.
Xomoʼs Energia – это бренд, принадлежащий Polska Ekologia. Компания предлагает более 150 различных продуктов, включая солнечные панели, системы для их установки, накопители энергии и тепловые насосы.
Компания Xomoʼs Energia строит сеть франчайзинговых точек продаж. Требование к кандидатам на франчайзи – отсутствие опыта работы в области возобновляемой энергетики. Компания проводит обучение, в ходе которого франчайзи учатся устанавливать системы клиентам, разбираться в ассортименте товаров и узнают об отрасли в целом.
Франчайзи получают комиссию от продаж, а плата за использование франшизы отдается в виде части от каждой подписанной с клиентом сделки.
2. Франшиза фитнес-клубов
Фитнес-индустрия тоже в тренде. Xtreme Fitness Gyms превращается в одну из самых крупных сетей тренажерных залов в Польше. Бренд, который недавно можно было найти только в небольших городах с населением менее 100 000 человек, вскоре появится в Варшаве, Кракове и Катовице. Площадь клубов начинается от 500–1000 кв. м. Сеть подстраивает пространство под место и локальные нужды.
В настоящее время под брендом Xtreme Fitness Gyms работают 58 тренажерных залов. Компания уже заключила франчайзинговые соглашения на 70 новых залов, 30–40 из которых должны открыться в этом году. В общей сложности к 2027 году сеть будет насчитывать 227 клубов.
Взнос, необходимый для открытия клуба Xtreme Fitness Gyms, – €80 000–92 000. В рамках поддержки франчайзи получают помощь в сферах IT, HR, менеджмента.
Новинкой франчайзинга в спортивной индустрии являются полностью автоматизированные тренажерные залы Fit+, которые не требуют обслуживания. Клубы создаются в небольших городах, где пока не хватает тренажерных залов. Этот бизнес может стать дополнительным доходом. Минимальный вклад в эту франшизу – около €35 000, а на все остальное доступен кредит. Ежемесячные платежи франчайзеру составляют 5% от оборота.
3. Электростимуляция мышц
Synergy Studios – это сеть небольших тренажерных залов, предлагающих тренировки по технологии Electrical Muscle Stimulation (EMS), то есть электрическая стимуляция мышц. Тренировка проходит в специальном жилете, который соединен с тренажером и стимулирует мышцы электрическим импульсом. Персональный тренер составляет комплекс упражнений, тренировка длится примерно 30 минут и может выполняться всего дважды в неделю.
Synergy Franchise предлагает два варианта, адаптированных к местоположению и финансовым возможностям франчайзи. Первая модель с двумя EMS-устройствами рассчитана на крупные города с населением более 60 000 человек. Вторая модель – студия Synergy Light, которая будет работать во всех городах, независимо от количества жителей. Первая модель стоит около €32 000, вторая – около €22 000.
4. Франшиза криптовалютного обменника
Интересный вариант для франчайзингового бизнеса – криптообменник. 84% поляков утверждают, что знают суть биткоина и криптовалюты в целом, а 16%, согласно опросу портала Odkryjbitcoin.pl, их использовали. Популярность криптовалют продолжает расти и, вероятно, они войдут в массовое обращение в будущем. Уже есть компании, позволяющие рассчитываться криптовалютами.
На волне тренда на рынке начали появляться пункты обмена виртуальных валют. Одними из пионеров являются Bitcoin Quark, сеть стационарных пунктов обмена криптовалюты на злотые. В настоящее время под брендом сети работает девять обменных пунктов.
Стоимость инвестиций во франчайзинговую точку состоит из трех частей: около €1200 первоначального взноса, почти €11 500 пойдет на оборудование помещения и еще столько же – на оборотные средства.
Криптообменник должен быть оборудован сейфом, камерами и интернетом. Для совершения операций купли/продажи криптовалюты нужен компьютер или планшет с фирменным приложением Quark. Франчайзи получает полный доступ к программному обеспечению, необходимому для работы криптовалютного обменника.
Кроме того, главный офис предоставляет партнерам полный набор административно-правовых инструментов, техническую поддержку, системное, продуктовое и юридическое обучение, маркетинг, операционную инструкцию и помощь в выборе локаций.
Помещения площадью около 20 кв. м достаточно для обменного пункта. Франчайзи Quark зарабатывают на разнице между покупкой и продажей, как и обычные пункты обмена валюты, банки или биржи.
5. Франшиза модульных домов
Модульные дома набирают популярность в Польше. Hausformator предлагает франчайзи долю в их производстве и в прибыли от заказов. Преимуществом модульных домов является быстрота строительства. Они состоят из модулей, подготовленных на производственном предприятии и изготовленных из сборных элементов. Готовые модули отправляют на стройплощадку, где соединяют их между собой на заранее подготовленном фундаменте.
У Hausformator есть несколько десятков готовых проектов домов. Самые популярные – небольшие дома с площадью застройки от 70 до 90 кв. м, для которых не требуется разрешение. На их изготовление уходит около недели, а сама сборка на месте длится два дня.
Партнерам не нужно привлекать клиентов – этим занимается головной офис. Франчайзи производят модули из полученных материалов, в соответствии с проектом, который подготовил франчайзер. Главный офис также предоставляет монтажную бригаду, которая берет на себя уборку дома на объекте заказчика.
Франчайзи Hausformator не обязательно иметь опыт работы в сфере строительства. Компания ориентируется на небольшие, желательно семейные предприятия.
У франчайзи обязательно должен быть производственный цех. Помещение должно быть не менее 10 м в ширину, 20 м в длину и 5 м в высоту. Также необходимо иметь соответствующие ворота и асфальтированный подъезд на предприятие, чтобы можно было легко транспортировать модули.
На франшизном предприятии должно работать не менее четырех человек: три монтажника и сварщик с соответствующей квалификацией. Франчайзер же организует тренинги по производственному процессу, которые длятся два-три месяца. Обучение включает деревообработку, монтаж каркасов, элементов изоляции, окон и кровли.
Инвестиции в бизнес составляют около €46 000. Франчайзер предоставляет услуги по привлечению и обслуживанию клиентов, юридические и бухгалтерские услуги. Он также гарантирует фиксированное количество заказов.
Заработок – на уровне 20% от стоимости заказа.
6. Барбершоп
Салоны красоты и барбершопы – еще один популярный франчайзинговый бизнес. Не обязательно быть барбером, чтобы стать франчайзи бренда Gentelmen Barber Shop. Сегодня из 15 франчайзи всего двое являются барберами, и ни один из них не работает лично в салоне. Франчайзи должен прежде всего управлять бизнесом.
Парикмахерские Gentelmen открываются в городах с населением около 20 000–25 000. Помещение должно иметь площадь как минимум 35–40 кв. м для размещения не менее четырех парикмахерских стоек.
Инвестиции составляют примерно €23 000. Также можно воспользоваться лизингом на оборудование, и тогда достаточно 30% собственного взноса. На окупаемость инвестиций уйдет 12–18 месяцев.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.