Китай запрещает своим чиновникам использовать айфоны, а США все больше ограничивает доступ Пекина к передовым микрочипам. Но Apple не может отказаться от производства своих продуктов в Поднебесной, даже несмотря на напряженные американо-китайские отношения. Wall Street Journal исследовал китайскую компанию под названием Luxshare, которая является не менее важным производителем для Apple, чем тайваньская Foxconn.
Forbes пересказывает главное из материала
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
WSJ пишет, что деловые отношения между Luxshare и Apple начались в 2016-м и с тех пор только углубились. Тим Кук, гендиректор американской компании, несколько раз посещал заводы Luxshare – в последний раз визит был на прошлой неделе.
Этот китайский подрядчик производит ряд продуктов техногиганта:
- AirPods;
- Apple Watch;
- iPhone 15, включая премиальную модель iPhone Pro Max;
- шлем дополненной и виртуальной реальности, который должен поступить в широкую продажу в следующем году.
Несмотря на то, что отношения между Китаем и США не демонстрируют тенденцию к улучшению, а Apple не раз обвиняли в чрезмерной зависимости от китайских подрядчиков, американский гигант продолжает производить большинство своих продуктов в Китае.
WSJ считает, что причина в экспертности китайских компаний и их гендиректоров, в том числе Грейс Вон, возглавляющей Luxshare.
От работницы завода до основательницы компании
Вон Ляйчун, которую на Западе знают как Грейс Вон, родилась в южной части китайской провинции Гуандун в 1967 году. После школы она не пошла в колледж, а с подросткового возраста работала на заводах и фабриках.
Вон стала одной из первых работниц завода Foxconn в городе Шэньчжэнь, предприятие открылось в 1988-м. Она проработала там 10 лет, начав с работницы на конвейере, а окончив лидером команды. Стоит отметить, что Foxconn – главный подрядчик Apple, который производит для американской компании всю линейку ее продуктов.
С 1998 года началась собственная предпринимательская деятельность Грейс Вон, когда она вместе с братом, Воном Ляйшеном, основала компанию по производству кабелей и основ для телевизоров Luxshare.
Но с тайваньским гигантом предпринимательница не распрощалась совсем, а сделала его своим клиентом. Когда в 2010-м Luxshare готовилась к выходу на биржу, то в отчетах было указано, что около половины операционной выручки компании за последние три года составляли заказы от Foxconn.
Вскоре после выхода на биржу Luxshare начала зарабатывать себе репутацию «осьминога»: Вон с братом прибегли к активным поглощениям бизнесов разных профилей. И один из этих бизнесов специализировался на изготовлении проводов для айпедов от Apple.
Став лидером в производстве проводов, кабелей и разъемов, Luxshare принялась за смежные направления, такие как наушники и модули для камер. А благодаря покупке еще одной компании в 2016 году Luxshare получила необходимые мощности для производства AirPods. Apple была в восторге от того, что под руководством Luxshare производство беспроводных наушников, требующее почти ювелирной точности из-за их маленького размера, имело очень низкий уровень брака и дефектов.
В 2020-м Luxshare купила еще один бизнес, сделавший ее еще более незаменимой для Apple: китайские заводы по производству айфонов, принадлежавшие тайваньской Wistron. Вот так, шаг за шагом Luxshare отнимает все большую долю бизнеса Apple у Foxconn.
Не только Apple
Согласно годовому отчету Luxshare, в прошлом году на ее крупнейшего клиента пришлось более 73% общей выручки компании, хотя, несмотря на известную тесную связь между компаниями, Apple прямо не упоминается в этом отчете.
Последние несколько лет американская компания все более полагается на Luxshare из-за того, что тайваньские поставщики Apple начали выражать все большее недовольство малыми маржами сотрудничества с Apple. Плюс создатель айфонов и айпедов искал способов не зависеть от единой компании-подрядчика, чтобы не столкнуться с повторением проблем, возникших из-за протестов на заводе Foxconn.
Впрочем, нельзя сказать, что инвесторы Luxshare в восторге от результатов работы монтажных заводов, в частности тех, которые собирают продукцию для Apple:
- в прошлом году чистая прибыль составила всего 4% от выручки;
- выручка за июль–сентябрь этого года упала на 8,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года;
- акции компании упали почти на 50% по сравнению с пиковой ценой три года назад.
Вероятно поэтому Вон сказала, что ее компании не стоит полагаться лишь на нескольких крупных клиентов. Она начала покупать и инвестировать в поставщиков электротранспортных производителей. Она заявила инвесторам, что хочет сделать Luxshare одним из главных поставщиков автозапчастей мира.
WSJ отмечает, что новые планы все же не мешают плодотворным отношениям между Apple и Luxshare. По словам экспертов, китайская компания начала заниматься «внедрением нового продукта». Этот термин обозначает процесс, в ходе которого Apple работает с производителем, чтобы превратить дизайн продукта и прототипы в детальный план производства. Ранее этим занималась исключительно Foxconn.
Luxshare помогает Apple и с уменьшением присутствия в Китае: китайская компания вкладывает деньги в производственные мощности во Вьетнаме и Индии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.