Порты Николаева обеспечивали 30–40% экономики региона, говорит Виталий Ким, глава Николаевской ОВА /Shutterstock
Категория
Компании
Дата

На пути к экономической пустыне. Николаев потерял львиную бизнеса, возвращаются единицы компаний. Почему предприниматели не спешат обратно в город

Порты Николаева обеспечивали 30–40% экономики региона, говорит Виталий Ким, глава Николаевской ОВА Фото Shutterstock

Обстрелы, закрытые порты и неопределенность сдерживают массовый возврат бизнеса в Николаев. С какими проблемами сталкиваются местные предприниматели и как их решают

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

«Завод неоднократно обстреливался, мы и не надеялись на возобновление работы», – говорит Forbes Денис Хренов, заместитель гендиректора компании «AB InBev Efes Украина», производящей пиво под марками «Черниговское», «Янтарь», «Белая Ночь» и «Рогань».

Один из заводов компании находится в южном районе Николаева, наиболее пострадавшем от российских артиллерийских обстрелов. «AB InBev Efes Украина» запустила николаевскую пивоварню в мае 2023 года. Ремонт начался в конце 2022-го, после деоккупации Херсона. «Как только разрешила ситуация безопасности в регионе», – говорит Хренов.

Еще одно условие для возобновления работы пивоварни – бесперебойная подача 1500 кубометров воды в сутки.

Как Николаев остался без воды

Несмотря на то, что город омывают две большие реки – Южный Буг и Ингул, в 2022 году Николаев страдал от нехватки питьевой воды. Город остался без нее в апреле 2022 года, когда россияне повредили водопровод Днепр-Николаев на территории Херсонской области.

В мае водоснабжение было возобновлено – в систему запустили соленую воду из реки Южный Буг. Эта вода была непригодна для бытовых и производственных нужд. Позже городу удалось наладить поставки питьевой воды. Как именно? Это секретная информация, говорит Виталий Ким, глава Николаевской военной обладминистрации.

В январе 2023 года работу в Николаеве возобновил еще один завод, который зависит от воды. «Постепенно двигаемся к расширению ассортимента», – говорит руководитель отдела корпоративных коммуникаций PepsiCo в Украине Алина Матковская.

«До подрыва ГЭС вода в Николаеве была питьевая. Не такая, как до войны, но проблема была решена. Сейчас водоснабжение снова техническое», – отмечает Виталий Ким, глава Николаевской военной обладминистрации.

«AB InBev Efes Украина» на своем заводе производит дополнительную очистку воды. «Наше оборудование очищает воду с незначительными нормативными отклонениями», – говорит Хренов. В случае существенных отклонений, например, когда вода слишком соленая, завод останавливается. Простой Николаевского, Харьковского и Черниговского заводов принес «AB InBev Efes Украина» миллиардный ущерб. В 2022-м выручка компании упала втрое – до 2,26 млрд грн, чистый убыток – 2 млрд грн.

«AB InBev Efes Украина» и PepsiCo – единичные случаи возвращения крупного бизнеса в Николаев. Что сдерживает остальные?

Николаев переполнен, но работников не хватает

До большой войны в Николаеве проживало 460 000 человек, в области – 1,1 млн. Сейчас в городе более 400 000 человек, население области тоже почти вышло на довоенные показатели, уверяет Ким.

Статистика главы ОВА базируется на данных мобильных операторов. Главное отличие от довоенных времен – большое количество переселенцев: 7,5% населения и до 30% населения области. Большинство – жители Херсонской области.

«В единственный работающий в Николаеве кинотеатр «Пионер» невозможно купить билет – свободных мест нет», – говорит Деренюга из «НикВести». Кафе и ресторанам тоже хватает посетителей.

Это не должно вводить в заблуждение: большая проблема предпринимателей Николаевщины – дефицит кадров, добавляет он. Переселенцы неохотно устраиваются на работу в регионе. «Например, херсонцы ждут контрнаступления и возвращения домой», – объясняет Ким.

До полномасштабного вторжения на Николаевской пивоварне «AB InBev Efes Украина» было 203 сотрудника, сейчас – 206. Большинство работников команды были на месте и привлекались к восстановительным работам, говорит Хренов. Нехватку кадров компенсировали за счет работников Харьковского завода компании, который до сих пор не работает. Из Харькова в Николаев «AB InBev Efes Украина» перевела 20 работников технической службы и контроля качества.

Более острая проблема у местного производителя томатной пасты, компании Agrofusion, которой не хватает 70% персонала, или более 1000 работников. «Многие уехали в более безопасные регионы. Около 50 защищают Украину», – рассказывает Алексей Сипко, совладелец и СЕО компании.

Хватает ли работников? «Конечно, нет. А в военкоматах говорят: тракторист – это готовый танкист», – говорит Сипко. Бронирование в Николаеве идет со сложностями, есть проблемы со сверкой учетных данных, подтверждает Хренов из «AB InBev Efes Украина».

Компенсируют нехватку людей в Agrofusion совмещением должностей и оптимизацией. К примеру, в этом году компания будет выращивать только томаты, земли под сою и зерновые будут простаивать. «Томаты более маржинальный продукт», – объясняет совладелец компании. В этом году Сыпко рассчитывает вырастить и переработать 500 000 т томатов, или 70% довоенного объема.

На пути к экономической пустыне. Николаев потерял львиную бизнеса, возвращаются единицы компаний. Почему предприниматели не спешат обратно в город /Фото 1

Крупнейшие компании Николаева по выручке

Заблокированные николаевские порты

Порты Николаева заблокированы с начала полномасштабной войны. Ранее они генерировали 30–40% экономики региона, говорит Виталий Ким, глава Николаевской ОВА.

Через Николаев, например, проходила третья часть украинского экспорта зерна. До войны крупнейшая компания города, агропредприятие «Нибулон», имела собственный флот из 82 судов, более 76 000 га посевных земель и 6000 сотрудников.

Сейчас 68% бизнеса «Нибулона» не работает, говорит Владимир Славинский, директор по торговле компании. Главная причина – блокада Россией украинских портов. В конце июля 2022 года Украина и Россия при посредничестве Турции подписали отдельные соглашения с ООН о возобновлении экспорта украинской агропродукции по Черному морю.

Так называемое зерновое соглашение позволяет вывозить зерновые только из порта Одесса, Черноморск и Южный. Также блокады смогли избежать украинские порты на реке Дунай. После полномасштабного вторжения «Нибулон» построил терминал в Измаиле на Дунае. Инвестиции составили $18,5 млн. Но этот терминал позволяет переваливать только 30% довоенных объемов: 210 000 т против 700 000 т.

Оценка ущерба «Нибулона» от войны – $416 млн, говорит Славинский. Будущее компании тесно связано с деблокадой портов Николаева. «Порты готовы к работе. Мешают россияне, которые находятся на Кинбурнской косе и держат огневой контроль у Очакова», – говорит Виталий Ким.

Николаев за время полномасштабного вторжения РФ потерял ориентировочно 90% бизнеса, сообщил в мае городской глава Александр Сенкевич «Интерфаксу». Практически нет производств, многие компании релоцировались. «Сегодня город выживает исключительно за счет НДФЛ военных», – говорит он.

Доходы области в 2022-м составили 1,9 млрд грн, из которых 46,6% — это налог на доходы физических лиц, по данным ОВА. НДФЛ в прошлом году вырос почти в семь раз до 896,1 млн грн за счет выплат военным. Второй по объему поступлений в областной бюджет налог на прибыль предприятий упал почти на 40% до 64,6 млн. грн.

Что мешает бизнесу возвращаться в Николаев, кроме дефицита кадров и заблокированных портов? Периодические обстрелы и отсутствие перспектив, объясняет Деренюга. «Чтобы инвестировать, нужно хотя бы в краткосрочной перспективе понимать, что будет с этими вложениями», – добавляет он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине