Япония возлагала большие надежды на космический стартап Ispace, он стал первой частной компанией, которой доверили национальный проект высадки на Луну. Если бы все удалось, Япония стала бы четвёртой страной в мире, посадившей свой аппарат на спутник Земли. Financial Times разобрался с причинами провала амбициозной миссии. Forbes предлагает главное из материала
26 апреля Япония с замиранием дыхания наблюдала за космической миссией, которая могла сделать ее четвертой страной в истории, которой удалось посадить свой летательный аппарат на Луну. Но модулю Hakuto-R, запускаемому стартапом Ispace, так и не удалось добраться до поверхности спутника Земли, в конце концов он разбился.
Исследование космоса, а особенно высадка на Луну, дело непростое и недешевое. Однако расследование Financial Times показывает, что провал с миссией Hakuto-R был не просто неприятной аварией. Ему предшествовали месяцы финансовых, технологических и корпоративных проблем в Ispace, ставшей первым представителем частного сектора Японии, которому доверили такой амбициозный национальный проект.
Об этом свидетельствуют судебные и внутренние документы компании, а также интервью с десятками бывших и действующих сотрудников Ispace (все просили об анонимности из-за страха преследования), с директорами компании, банкирами, технологическими советниками, инвесторами и деятелями космической индустрии.
Многие назвали корпоративную атмосферу Ispace, в которой не допускались неудачи, «токсичной». Иногда на обеспокоенность технологическими деталями проекта якобы закрывали глаза из-за давления на компанию акционеров, кредиторов и бизнес-партнеров быстрее выполнить миссию на Луну. А текучесть инженеров в Ispace была настолько высока, что иногда из компании увольнялись сразу целые команды.
Миссия на Луну
Гендиректор Ispace Такеши Хакамада получил диплом магистра аэрокосмической инженерии Технологического института Джорджии. Ispace он основал в 2010-м, когда участвовал в соревновании по проекту высадки на Луне, за победу в котором Google, организатор мероприятия, давал $30 млн.
Хакамада тогда не победил, но продолжил прокладывать путь к реализации космических путешествий, привлекая $90,2 млн инвестиций для Ispace в конце 2017-го. Среди инвесторов компании – государственная Innovation Network Corporation of Japan (INCJ), самый влиятельный венчурный капиталист Японии Тохра Акаура, рекламный гигант Dentsu, Japan Airlines, телеком-компания KDDI и бывший главный стратег SoftBank Кацунори Саго.
Хакамада начал с лунохода, но затем перешел к разработке аппарата для высадки людей на поверхность Луны. Инвесторов он убеждал, что к 2040 году на естественном спутнике Земли будет жить 1000 человек, а ежегодно его будут посещать 10 000 туристов. «До запуска модуля Hakuto-R, Ispace была маркетинговой компанией», – говорит один бывший исполнительный директор.
Ispace нанимала инженеров со всего мира, которых привлекал так называемый сектор нового космоса, флагман которого – аэрокосмическое предприятие Илона Маска SpaceX и который включает еще около 10 000 других коммерческих космических компаний.
Ispace обещала, что снизит цену и время разработки инноваций космических технологий. Вместо того чтобы с нуля разрабатывать технологии, компания представилась «интегратором» имеющихся достижений. У нее есть лицензионное соглашение на ПО для направления, навигации и контроля, разработанное американской Draper. А двигатель для Hakuto-R Ispace купила у французской ArianeGroup.
Пропасть между видением и реальностью увеличилась, когда штат компаний вырос из небольшого количества сотрудников до более 200 человек, 60% которых приехали из-за рубежа.
Поскольку Ispace было трудно найти инженеров с реальным опытом работы в космической индустрии, первую миссию на Луну компании пришлось отложить на четыре года. А с 2020 года до прошлого лета разработкой миссии занимался главный технологический директор без прямого опыта работы в этой сфере.
Буллингом по миссии
Как только Ispace начала нанимать более квалифицированных инженеров, появилась другая проблема: жалобы работников о буллинге (травле) в компании. Некоторые менеджеры обвинялись в абьюзивном поведении и дискриминации против инженеров-иностранцев. Был случай, когда травля со стороны лидера-японца привела к увольнению 10 человек, после чего его понизили в должности.
«Дело не только в том, что рабочая атмосфера в Ispace токсична, а в том, что она была приемлемой для менеджмента», – говорит недавно уволившийся из компании бывший инженер.
В американском федеральном суде ожидает рассмотрения иск от Кайла Асьерно, бывшего гендиректора Ispace в США. Он обвиняет компанию в увольнении из-за его расы и национальности. По его словам, Хакамада оправдал его увольнение тем, что японцы «боятся американцев». Со стороны японских сотрудников были жалобы на то, что у них меньше зарплата, чем у коллег-иностранцев.
Ispace отказалась комментировать случаи буллинга и дискриминации, но заверила, что руководство с серьезностью рассматривает все подобные случаи.
Но был вопрос, в котором японские и иностранные инженеры соглашались: руководители Ispace слишком часто принимали технические решения вопреки советам инженеров, чтобы сэкономить или выполнить требования инвесторов.
«По сути, мы действовали как банк, а не космическая компания, – рассказал один бывший лидер команды в Ispace. – Решения часто принимались с целью экономии времени, денег и ресурсов. Некоторые из нас думали, что они просто бросят вверх камень, потому что им нужно было показать, что они что-то запускают».
Выход на биржу
В марте 2023 года, когда самый дорогой актив Ispace летел к Луне на ракете SpaceX, японская компания удивила всех объявлением о выходе на Токийскую фондовую биржу.
«Вместо того чтобы привлекать частные инвестиции, мы захотели стать компанией, которую смогут оценивать рынки капитала», – объяснил свое неожиданное решение Хакамада.
Аналитики отмечают, что причина может быть и в том, что в Японии, в отличие от США и Европы, не хватает капитала, который мог бы поддержать стартапы на поздних стадиях развития. Многие японские стартапы рано выходят на биржу, у них просто нет другого выхода, говорят эксперты.
Банки не слишком торопились выступать гарантами листинга Ispace. По словам четырех людей, знакомых с делом, Morgan Stanley рассматривал такую возможность, но отказался от нее после оценки рисков, как и Nomura, крупнейшая брокерская фирма Японии, и еще один американский банк. В конце концов IPO Ispace на $50 млн гарантировала японская SMBC Nikko.
Выход Ispace на биржу стал популярен среди индивидуальных инвесторов. Начальная цена за акцию компании составила 254 иены, а продавать их начали 12 апреля. Незадолго до запланированной высадки Hakuto-R на Луне ее акции достигли пиковой стоимости более 2000 иен.
«Посмертное вскрытие»
Внутренний анализ Ispace показал, что причиной падения космического аппарата стал глюк ПО.
Перед самой миссией компания сменила место посадки Hakuto-R с относительно равнинной местности на кратер на поверхности Луны. Это сбило с толку ПО Draper: на основе начальных данных расчеты показывали, что аппарат уже приближается к поверхности, в то время как на самом деле он был в 5 км от нее. Медленный спуск для мягкой посадки съел топливо, что и стало причиной падения аппарата.
Хакамада говорит, что главная проблема была в ПО Draper, но признает, что все же виновата его компания, ведь они не внесли в программу новые данные о месте высадки.
Многих сотрудников компании интересовал вопрос, почему алгоритм Draper считал поверхность Луны равнинной, если даже с Земли видно, что она покрыта кратерами. Кроме того, инженеры Ispace говорят, что было бы лучше, если бы тестирование высадки происходило не только на симуляторах. Специалисты хотели произвести реальную посадку аппарата в условиях, приближенных к реальным условиям Луны, на Земле.
По мнению Хакамады, это почти бесполезное дело, ведь гравитация Земли больше, чем на Луне. Впрочем, он добавляет, что перед второй миссией определенные реальные испытания все же будут.
Инженер, участвовавший в миссии, рассказал, что перед нею в компании царила атмосфера, в которой никто не мог сказать – лучше бы отложить миссию еще на шесть месяцев, потому что одних симуляций мало для успешной высадки модуля. Некоторые давали миссии от 25% до 50% шансов на успех.
«Мы действительно считали, что сесть на Луну будет очень сложно. Мы думали, что если нам удастся приблизиться к ней, это будет успех», – сказал еще один инженер миссии.
Хакамада не опускает руки из-за того, что куски его аппарата разбросаны по лунной поверхности. Он говорит, что все ресурсы компании пойдут на то, чтобы следующая миссия стала успешной.
Следующая попытка запуска модуля на Луну запланирована на 2024 год, хотя стартовавшая 7 сентября миссия Национального космического агентства Японии может опередить Ispace.
«В конце концов, всех рисков не избежать, – добавляет Хакамада. – Поэтому планы нужно составлять с учетом определенного уровня риска».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.