Чипы, или полупроводники, стали едва ли не самым важным товаром. Неудивительно, что нидерландская компания ASML, разрабатывающая и производящая машины для их изготовления, стала самой дорогой технокомпанией в Европе. Как ей это удалось, с какими препятствиями приходится бороться и есть ли будущее у ее ценных разработок, разобрался Bloomberg. Forbes пересказывает главное в истории.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Индустрия полупроводников оценивается в $580 млрд. Это неудивительно, полупроводники – компонент привычных для комфортной жизни людей вещей: от автомобилей, смартфонов и компьютеров до микроволновок и самолетов. ASML Holding NV производит уникальные высокотехнологичные машины для изготовления этих незаменимых деталей в технике.
Из незаметного игрока, пытавшегося конкурировать с тяжеловесами типа Nikon, Canon и Ultratech, ASML за почти 40 лет превратилась в единственного в мире производителя высокотехнологичного литографического оборудования для чипов.
Сейчас это самая дорогая компания в Европе с капитализацией, превышающей $247 млрд. Это более чем вдвое превышает капитализацию Intel.
Передовые аппараты ASML стоят $180 млн, в то время как стоимость обычной машины для изготовления чипов в среднем $10 млн.
Несмотря на заоблачную цену и сокращение проблем с предложением на рынке полупроводников, компания продолжает расти и имеет перспективное будущее.
Микросхемы и геополитика
В XXI веке чипы стали таким же инструментом геополитических игр, каким была нефть в XX веке, поэтому ASML оказалась в центре противостояния США и Китаю.
Президенты США Дональд Трамп и Джо Байден сделали все, чтобы оставить Китай на несколько поколений в технологическом секторе. Ни одна другая компания не была в этом вопросе столь важна, как ASML.
В 2019-м под давлением администрации Трампа нидерландское правительство не выдало лицензию на экспорт, которая позволяла бы ASML продавать свою передовую ультрафиолетовую литографическую машину (EUV-машина) SMIC главному китайскому производителю полупроводников. Администрация Байдена надавила на Нидерланды, чтобы страна ввела еще более жесткие ограничения.
В марте был принят план запрета на экспорт обновленной версии глубокой ультрафиолетовой литографической машины (DUV-машина), которую можно применять для изготовления мощных чипов двойного назначения.
Такие ограничения заставили Китай вложить миллиарды в собственное производство чипов и связанных технологий. Страна закупила значительное количество более старого оборудования для производства микросхем, чем оживила сектор производства оборудования для полупроводников.
В 2022-м Китай был третьим крупнейшим рынком для ASML после Тайваня и Южной Кореи, принеся компании около 15% общей выручки.
Запрет экспорта в Китай может повлиять на рост ASML в будущем, но производитель машин для чипов едва справляется со спросом остальных клиентов.
Резервные заказы ASML почти вдвое превышают годовую выручку, а крупнейший клиент, Taiwan Semiconductor Manufacturing Corp. (TSMC), не планирует урезать капитальные издержки. Еще США и Европа объявили о планах вложить около $100 млрд в индустрию полупроводников.
Впрочем, гендиректор ASML Петер Веннинк все еще считает блокаду Китая ошибкой, потому что страна лишь увеличит усилия для развития собственного оборудования для изготовления чипов.
Проблемы с корпоративным шпионажем
Некоторые граждане и компании Китая прибегли к воровству технологии ASML. В феврале нидерландская компания, штат которой в Китае насчитывает около 1500 человек, рассказала о бывшем сотруднике, укравшем некую техническую информацию.
А в прошлом году ASML обвинила пекинскую технофирму, которую китайские чиновники считают одной из наиболее перспективных в потенциальном похищении коммерческих тайн. Во время суда в 2018 году ASML утверждала, что компании Dongfang Jingyuan Electron и закрытая уже Xtal были созданы в 2014-м с разницей в месяц ее бывшим сотрудником по имени Зончан Ю.
Его цель – похитить технологии ASML и передать их Китаю. Согласно заявлениям ASML и другим китайским документам, Ю теперь руководит Dongfang в Китае при поддержке китайского правительства.
Это дело заставило ASML жестко усилить защиту своей интеллектуальной собственности. Число работников отдела информационной безопасности выросло до 300 человек, что на 20% больше по сравнению с 2021 годом.
Компания создала круг доверия, чтобы обучать поставщиков кибербезопасным рискам, и следит за любыми обратными разработками ее машин.
В настоящее время глобальная экосистема поставщиков ASML насчитывает 5000 компаний. Без столь же широкой сети воспроизвести ее машины будет очень сложно. Именно поэтому попытки украсть технологии ASML – бесполезное дело, отмечает финдиректор компании Роджер Дассен.
«Многие технологии ASML не хранятся в бумажном виде, а находятся в головах людей, – объясняет он. – Нужны не только чертежи, но и все наши поставщики, с помощью которых они воплощаются в жизнь. Найти им замену – колоссальная задача. На это уходят не месяцы, а десятки лет».
Именно большая международная система поставщиков, вносящих свой вклад в производство машин ASML, существенно усложнит собственные разработки полупроводниковых технологий для Китая.
Неуверенное начало ASML
Штаб-квартира ASML находится в небольшом городе Вельдговен. Еще несколько десятков лет назад компанию списали как убыточный придаток конгломерата Philips, спинофом которой и является производитель полупроводникового оборудования.
В 1980-х у ASML были существенные проблемы с поиском покупателей. Благодаря выходу на биржу в 1995 году у компании появились дополнительные средства для исследований, а прорыв с DUV-машинами увеличил рыночную долю ASML до почти 50% в начале 2000-х. А создание EUV-машин вывело компанию на совершенно новый уровень.
Сделав большую ставку на EUV-машины, в последующие 20 лет компания сосредоточилась на их масштабном производстве. ASML работала с учеными трех американских лабораторий и получила капитальные инвестиции от Intel, TSMC и Samsung Electronics.
Компания купила несколько важных американских фирм, таких как Cymer и HMI, а также привлекла в свою экосистему сотни поставщиков по всему миру. В 2018 году ASML уже была готова к массовому производству EUV-машин, а в 2021 году ей принадлежало более 90% мирового рынка литографического оборудования, который оценивают в $17,1 млрд.
EUV-машины используют коротковолновый свет, чтобы производители чипов могли добавлять в эти маленькие компоненты все большее количество транзисторов, а значит, микропроцессоры могут быть более мощными.
Размер собранной гигантской EUV-машины примерно равен размеру школьного автобуса, а чтобы ее доставить к заказчику в разобранном виде, нужно три-четыре самолета Boeing 747. Ее вес – 180 т, состоит она из более 100 000 компонентов, 3000 проводов, 40 000 винтов и более 2 км шлангов.
Следующая разработка компании будет размером с квартиру-студию и должна выйти на рынок в 2025 году. За более $380 млн (стоимость машины) она сможет накладывать самые деликатные схемы на кремниевую схему размером с вирус.
Китаю будет очень непросто воспроизвести столь сложные технологии.
Будущее машин ASML
Доступ к самым передовым машинам ASML определяет то, насколько успешными будут компании в индустрии. Intel, замедлившая покупку EUV-машин, в прошлом году потеряла свое звание крупнейшего в мире производителя чипов после 30 лет на вершине.
Тайваньская TSMC ввела эту технологию быстрее, став самым крупным клиентом ASML. Согласно прогнозу аналитиков, именно тайваньская компания в этом году может забрать давний титул Intel, обойдя Samsung и американского производителя чипов.
По состоянию на конец 2022 года ASML доставила 180 EUV-машин своим клиентам. В этом году компания планирует доставить 60, а также готовится увеличить производственную мощность, чтобы увеличить производство DUV-машин до 600 к 2026 году. К 2030 году ASML хочет производить 30 машин нового поколения, high-NA EUV.
Производители полупроводников с нетерпением ждут новой машины, потому что она сможет быстрее производить более мощные чипы. Учитывая стремительное развитие технологической отрасли, в частности искусственного интеллекта, она очень необходима.
Однако не все считают, что переход на эти более сложные в производстве машины будет таким уж беспроблемным. Лондонский аналитик Тим Шульце-Меландер видит значительные препятствия.
«High-NA EUV сложны в производстве и дорогостоящи, – объясняет он. – Несмотря на хайп вокруг компании, только три производителя чипов – TSMC, Samsung и SK Hynix – производят на них микросхемы».
По словам автора книги «Война чипов» Криса Миллера, в долгосрочной перспективе существуют высокие риски того, что новые литографические машины будут слишком сложны и дороги в производстве.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.