Категория
Инновации
Дата

Ближний Восток голоден на инновации. Почему IT-компаниям стоит поближе знакомиться с этим рынком? Опыт участия в Web Summit в Катаре и LEAP в Саудовской Аравии от президента SET University Ирины Вольницкой

6 хв читання

Web Summit Qatar /Getty Images

Кэтрин Махер, гендиректор Web Summit, выступает с заключительным словом на центральной сцене Web Summit Qatar 2024 в конференц-центре Doha в Дохе, Катар. Фото Getty Images

В конце февраля в Катаре состоялся первый на Ближнем Востоке Web Summit. А в марте – конференция LEAP в Саудовской Аравии, которую называют самой масштабной технологической конференцией мира. Президент SET University Ирина Вольницкая была участницей и спикером на обоих событиях. Теперь делится своими впечатлениями, стоит ли и зачем украинцам ездить на эти события.

Рынок Ближнего Востока заслуживает внимания аутсорс и продуктовых компаний и государства. В то время как инвестиции венчурных фондов в мире сократились на 38% в 2023 году, в Саудовской Аравии – выросли на 33%. Катар же запустил первую в истории страны программу, которая будет инвестировать $1 млрд в международные и региональные венчурные фонды.

Ближний Восток – это ряд стран со своими особенностями. С одной стороны, есть Объединенные Арабские Эмираты с достаточно перенасыщенным и высококонкурентным рынком. С другой – Саудовская Аравия и Катар, которые на уровне государства вводят инициативы, чтобы привлекать все новые инновационные компании и таланты.

Развитие инноваций и технологий в Саудовской Аравии и Катаре заложено в основу национальных видений развития. Цель – диверсифицировать доходы и уменьшить зависимость стран от нефти. Конференции Web Summit и LEAP спонсированы правительствами стран и являются стратегическими событиями, чтобы познакомить инвесторов и стартапы с регионом.

Несмотря на общие идеи и некоторые активности развития рынка, есть факторы, которые существенно отличают эти страны и могут повлиять на их выбор как рынка для развития своего бизнеса.

Web Summit в Катаре /пресс-служба SET University

Участники Web Summit в Катаре. Фото пресс-служба SET University

Саудовская Аравия и Катар. Цифры и особенности рынков

Различия между Катаром и Саудовской Аравией как рынками для технологического бизнеса связаны с размерами этих стран. Саудовская Аравия – самое крупное по площади арабское государство Западной Азии, занимает почти 80% Аравийского полуострова. Площадь страны – 2,15 млн кв. км, население – 35 млн.

Катар гораздо меньшая по размерам страна, площадь которой 11 437 кв. км, население 2,8 млн.

Объем рынка ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) Саудовской Аравии в более чем четыре раза превышает объем рынка ИКТ Катара, свидетельствуют данные GlobalData Intelligence Center. Вместе с тем компонованный годовой темп роста рынка (GAGR) в период 2024–2029 годов у обеих стран практически одинаков и составляет 8,49% для Саудовской Аравии и 8,5% для Катара.

Несмотря на меньший размер страны и объем рынка ИКТ, ВВП на душу населения Катара в два с половиной раза больше ВВП Саудовской Аравии. Катар на шестом месте в мире по этому показателю.

В Саудовской Аравии – больший рынок, а в Катаре – более значительная концентрация инноваций и финансов. Если у вас более массовый продукт или вы, например, аутсорс-компания, которая ищет новых клиентов, вероятнее всего, вам больше подойдет Саудовская Аравия. Если же у вас очень инновационный, технологически сложный продукт, будет легче найти возможности и инвестиции в Катаре.

Web Summit в Катаре /пресс-служба SET University

Участники Web Summit в Катаре. Фото пресс-служба SET University

LEAP в Саудовской Аравии VS Web Summit в Катаре

Конференции LEAP и Web Summit – отображение особенностей обеих стран.

Конференцию LEAP не просто так называют масштабной технологической конференцией мира. В этом году ее посетили 215 000 участников, 50 000 из них – нерезиденты Саудовской Аравии. Количество посетителей Web Summit в Катаре значительно меньше – 15 000 человек.

Билеты на LEAP бесплатны, нужно только зарегистрироваться. Несмотря на то что посетителей на LEAP в 14 раз больше, чем на Web Summit в Катаре, количество представленных стартапов здесь меньше: 600+ стартапов по сравнению с 1043 на Web Summit. Впрочем, команда LEAP отмечает, что на конференции дополнительно представлено со своими стендами 1800+ международных технологических компаний.

Web Summit посетили 401 инвестор и 380 спикеров, а LEAP – 1600 инвесторов и более 1100 спикеров, отчитываются организаторы событий.

Украинцы, участвовавшие в Web Summit в Лиссабоне, описывают саммит как большое событие. LEAP же втрое больше. Чтобы добраться с одного конца конференции до другого, может потребоваться более 40 минут. Спикерам выдавали гольф-кары на время происшествия для быстрого перемещения между сценами. В первый день конференции большинство людей простояли в пробке по дороге к пространству более четырех часов.

Акцент LEAP – на выставке продуктов и стендах компаний, а не на контенте. В программе саммита много треков, приглашены многие известные спикеры, но сцены значительно меньше, и количество людей, слушающих выступления, – тоже, по сравнению с Web Summit.

Когда нашу команду пригласили выступить на Web Summit в Катаре, мы сначала колебались из-за неоднозначной позиции страны по поводу взаимодействия с Россией. Посовещавшись, поняли, что участие важно. Это возможность говорить об Украине там, где о войне не слишком вспоминают. Ко всему правительство Катара полностью спонсировало приезд украинской делегации на событие.

Роль связей между правительствами в построении бизнес-отношений между Украиной и Катаром или Саудовской Аравией – очень важна. Обе страны готовы инвестировать в зарубежные бизнесы. Но вероятность этих инвестиций больше, когда интро на бизнес или фаундера делают в рамках специальных программ при поддержке правительства, подобно The UK-Ukraine TechBridge, недавно созданной для укрепления связей с технологическим сектором Великобритании.

LEAP /пресс-служба SET University

Конференция LEAP в Саудовской Аравии. Фото пресс-служба SET University

Нетворкинг важен

На Ближнем Востоке сила личных знакомств и офлайн общения особенно важна. Если вы хотите развивать здесь бизнес, используйте конференцию как площадку для первого живого контакта. Особенно хорошо, если на вас кто-нибудь сделает интро.

Знакомства онлайн тоже хорошо работают. Обе конференции имеют для этого свои приложения. В приложении Web Summit сравнительно легче найти релевантные контакты. Лучше всего работает, если писать питч и в приложении, и, например, в LinkedIn. Да и вероятность того, что вам отпишут и удастся договориться о встрече, выше.

Интересная особенность общения в приложениях конференции – множество нерелевантных сообщений от сейлзов из Пакистана и Индии. В качестве вывода: качество работы сейлз-представителей украинцев гораздо выше, и даже умение писать персонализированные и релевантные предложения уже было бы нашим преимуществом на рынке.

Лаундж-зоны на Web Summit более комфортны, на LEAP общение в основном происходит у стендов компаний. Также отмечу, что подобно Web Summit в Португалии, в Катаре и Саудовской Аравии нетворкинг в дни конференции также начинается еще в аэропорту. В самолете, который летел от Дохи до Рияда, мы познакомились с одной из главных женщин-презентеров региона, что позволит нам легко найти контакты с продюсерами других конференций и событий.

По дресс-коду – обе страны активно вводят инновации в свою культуру и открыты к новому из европейского мира. Но рекомендовала бы женщинам соблюдать деловой дресс-код и одеваться так, чтобы прикрывать колени и руки до локтей. Это будет проявлением уважения к местной культуре и обычаям.

Женщины в технологиях на Ближнем Востоке

Когда мы думаем о Ближнем Востоке, представляем патриархальное общество, в котором фактически нет женщин в бизнесе. Вместе с тем более 35% воркфорса в технологическом секторе – это женщины, согласно данным Министерства коммуникации и информации Саудовской Аравии. Это больше, чем в Европе и США.

Катар и Саудовская Аравия поддерживают и поощряют женское предпринимательство. На Web Summit была возможность купить билеты со скидкой WTech, отдельный лаундж и несколько крупных обсуждений, касающихся роли женщины. На конференции LEAP был отдельный стрим о лидерстве арабских женщин.

LEAP /Facebook LEAP

Участники конференции LEAP Саудовской Аравии. Фото Facebook LEAP

Спикерские преимущества

На конференцию Web Summit в Катаре меня пригласили после опыта спикерства на конференции в Лиссабоне, куда мы попали после нескольких холодных аутричей продюсеров. На LEAP нам удалось запитчиться с релевантными для конференции темами. Впрочем, здесь мы предварительно были лично знакомы с одним из продюсеров события, поэтому путь попадания нашей темы к тем, кто утверждает спикеров, был короче.

В любом случае, если у вас есть релевантная и интересная тема и опыт, и вы готовы вовремя подготовить качественный контент для выступления, попробуйте свои силы и подавайтесь как спикеры. Количество того, что вы получите взамен, того стоит.

Самое ценное достижение – это нетворк. После каждого выступления ко мне подходили десятки релевантных контактов. Также опыт спикерства дает доступ к отдельным лаунджам с другими спикерами, журналистами, инвесторами и в случае Web Summit покупателями VIP-билетов.

Во время обоих событий часть спикеров приглашали на закрытый ужин от первых лиц страны. Во время таких событий можно легко познакомиться с теми, кто не читает питчи в LinkedIn и приложениях конференций

Выводы

Украинцы умеют создавать качественные технологические продукты и сервисы и нуждаются в инвестициях и новых рынках сбыта. Катар и Саудовская Аравия – открыты и голодны к инновациям и новым технологическим компаниям. Также готовы инвестировать и покупать. Так что, в целом, кажется, метч очевиден.

Поскольку бизнес в этих странах строится офлайн и физическое присутствие здесь действительно важно, конференции – отличная возможность начать знакомство с рынком.

Как уже упоминала, Саудовская Аравия – о большем рынке, Катар – о большей инновационности и инвестициях именно в сложные технологические решения. Поэтому в зависимости от продукта и услуг, которые вы предоставляете, выбирайте то, какой рынок вам подходит, впрочем, что касается конференций я бы советовала хотя бы раз посетить каждую.

Если чувствуете, что у вас есть интересные темы, и готовность выступать – обязательно попробуйте запитчить свои темы для спикерства. Это значительно облегчит путь знакомства с необходимыми контактами.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд