Фитнес-продукт BetterMe – одно из самых известных приложений, созданных в Украине. Он вырос на «фабрике стартапов» Genesis, а с 2019-го стал самостоятельной компанией. Как его фаундерка Виктория Репа пытается получить статус владелицы единорога
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
«Бизнес для меня – духовная игра, это не о деньгах, это мой способ познания мира», – говорит основательница и CEO стартапа BetterMe Виктория Репа, 30. На все вопросы о бизнес-показателях участница первого украинского списка Forbes 30 до 30 и номинантка премии «Предприниматель года» при поддержке Mastercard, реагирует остро и охотнее разговаривает о визионерстве и миссии компании. Зарабатывать под $100 млн в год это, по-видимому, не мешает.
BetterMe – один из самых успешных выпускников украинской продуктовой IT-компании Genesis, которую часто называют фабрикой стартапов. В двух топовых продуктах Репы – приложений BetterMe: Health Coaching и BetterMe: Meditation – более 5 млн активных пользователей в месяц (MAU). В приложениях есть планы тренировок, диеты, челенджи, тренинги и сервисы психологической поддержки.
В течение 2022-го стартап нарастил аудиторию платных подписчиков на 20% – до 720 000 – и запустил собственную линейку фитнес-браслетов. Как основательница вырастила компанию, не вдаваясь в метрику?
Путь независимости
В 2016-м Репа – выпускница Киевской школы экономики (KSE) – устроилась аналитиком в Genesis. В том же году начала разрабатывать линейку фитнес-приложений для США. В основе – гипотеза, что проблема лишнего веса и ожирения болезненна для значительной части американцев.
«Мне просто разрешили протестировать свою идею», – рассказывала Репа в одном из своих интервью. Это типичный бизнес-подход Genesis – быстро тестировать гипотезы амбициозных сотрудников и развивать удачные для полноценного бизнеса.
BetterMe превратился из идеи в линейку фитнес-приложений уже в 2017-м, через год – выбился в лидеры своей категории по загрузкам в американском AppStore. Вместе с Репой проект развивал руководитель медиапроектов Genesis Виталий Лаптенок. Сейчас он – управляющий партнер «венчурного крыла» компании, инвестфонда Flyer One Ventures.
В настоящее время у продуктов BetterMe в общей сложности более 110 млн загрузок на iOS и Android. Основательница постоянно подчеркивает обособленность от «материнской» Genesis. «Компания выступает нашим инвестором, но мы независимы», – отмечает Репа. О роли Лаптенка она предпочитает не упоминать. «Он занимается своими инвестициями, мы не пересекаемся», — добавляет она. Что значит независимость?
«На старте в 2016 году Genesis инвестировала в BetterMe $5 млн, с тех пор компания не привлекала внешние инвестиции, а развивалась за счет собственного капитала (бутстреппинг)», – свидетельствует письменный ответ PR-службы стартапа Forbes.
Однако кроме Flyer One Ventures (до 2021 – Genesis Investments) компания находится в портфеле еще не менее двух фондов, свидетельствуют данные специализированных сервисов Pitchbook, Crunchbase и UnicornNest.
Один – Digital Spring Ventures со штаб-квартирой в Абу-Даби и казахскими корнями. Это старый инвестор Genesis и его другого звездного выпускника – африканской доски объявлений Jiji. Доли Digital Spring Ventures во всех проектах компания выкупила в 2020-м.
Еще один инвестор – фонд Redseed – принял участие в раунде серии A BetterMe в январе 2018-го, по данным Crunchbase. Его в 2015-м основали два россиянина: соучредитель Mail.ru Григорий Фингер и создатель соцсети начала 2000-х «Мой Круг» Илья Широков. На единственной странице сайта Redseed нет никакой конкретной информации об учредителях и портфельных компаниях. Однако упоминания об инвестициях в компанию Репы, а также другие проекты Genesis сохранились в веб-архиве.
В совете директоров BetterMe – представители Horizon Capital и Genesis, утверждает Репа. «Перед которыми я отчитываюсь как перед инвесторами», – говорит она. Полный состав акционеров и свою долю в проекте Репа не раскрывает. Ее стартап зарегистрирован на Кипре. Бенефициар юрлица BetterMe Limited – другая компания BetterMe Business Holdings Corp с Британских Виргинских островов, свидетельствуют данные из кипрских реестров.
Виталий Лаптенок и соучредитель Genesis Владимир Многолетний отказались комментировать достижения BetterMe для этого текста. Отношения с основательницей остались замечательными, уверяет Многолетний.
Horizon Capital – инвестор Rozetka, MakeUp, Ajax Systems, а также Genesis – получил акции BetterMe по наследству в 2019-м. Тогда фитнес-империя Репы операционно отделилась от Genesis, а доли распределились между инвесторами.
«С 2018 года бизнес BetterMe вырос более чем в пять раз, прочно закрепился на первых позициях AppStore», – говорит принципал Horizon Capital Дмитрий Бородай. Официально компанию не оценивали, утверждают в PR-службе стартапа, но ориентируются на приблизительную стоимость в $1 млрд. Может ли BetterMe быть еще одним украинским единорогом?
Независимые выпускники Genesis
Пока в «зачете» Genesis, кроме BetterMe, еще пять компаний с независимым управлением:
Jiji, основатель – Антон Волянский;
appflame, основатель – Александр Пасыков;
Quarks, основатель – Иван Ролик;
SocialTech, основатель – Максим Штепа;
Headway, основатель – Антон Павловский.
Война и онлайн здоровье
География BetterMe – весь мир, кроме России, заявляет компания. Приложение доступно в 190 странах, больше выручки приходит из США, Китая и Великобритании. Среди украинцев популярный BetterMe: Mental Health – с 24 февраля компания сделала его бесплатным для украинцев. Сейчас у него около 250 000 загрузок из Украины.
Однако связи с Родиной BetterMe не потерял – 86% из 227 сотрудников продолжают работать из украинских офисов. Глава же проекта в первые дни российского вторжения уехала в Варшаву. «Мотивация была такой: если не будет света и интернета, как общаться с партнерами и инвесторами», – объясняет Репа.
Стартап кормит платная подписка на приложения. Тарифы – от $6 за недельный доступ до $50 за годовой премиум. В 2021-м выручка компании превысила $100 млн, говорила Репа в январском интервью YouTube-каналу Андрея Федорива. Цифру в $80 млн годового дохода в сентябре 2022-го публиковало европейское издание Sifted. Это больше, чем у конкурентов с венчурным капиталом вроде немецких Freelectics с $70 млн инвестиций или 8fit, в который вложили $9,8 млн, пишет издание.
Репа готова делиться только динамикой роста. В 2022-м, несмотря на войну, выручка, по ее прогнозу, должна быть на 20% больше, чем годом ранее. BetterMe есть на что претендовать – глобальный рынок mHealth-приложений в 2021 году оценивался в $38,2 млрд и будет расти и дальше, свидетельствует исследование Grand view research. И миллиардная оценка пока под вопросом.
«Рынок достаточно конкурентен с большим количеством публичных и частных игроков, а также отдельных продуктов от глобальных корпораций, таких как Adidas, Nike, Samsung», – говорит аналитик фонда GR Capital Богдан Дорош. При гипотетической выручке $100-120 млн компания может стоить $160-192 млн, считает он.
Еще один риск для BetterMe – команда, почти полным составом работающая из Украины. Но продавать бизнес Репа пока не собирается. Зато она решила зайти в еще одну конкуренту нишу – гаджеты для фитнеса.
С начала ноября стартап принялся развивать «экосистему индивидуального здоровья». Это сочетание приложения для смартфона, услуг индивидуального коучинга и фитнес-браслета. Устройства под заказ производят на китайской фабрике.
«Разрабатывать свой девайс стоит, когда на рынке совсем нет готового решения», – скептически говорит CEO стартапа Raccoon.World Светлана Малеванная. Она уже обожглась на хардвере – компания делала контроллер для физиотерапии, но отказалась от этой идеи. Репа иного мнения и планирует брать ценой – $60 за устройство. Ценник на продукты одного из старейших американских конкурентов Fitbit стартует от $100, Apple Watch еще выше – от $250.
План BetterMe на 2023 год – улучшать фитнес-браслеты и глубже интегрировать их в знакомый бизнес приложений для здоровья. «В мире еще такого нет, есть просто фитнес-браслеты, но они не решают проблему с лишним весом», – говорит Репа.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.