Категория
Инновации
Дата

«Мусоровоз» от Маска. Разработка Cybertruck обошлась Tesla в около $900 млн. Почему пикап считают самым большим провалом автоиндустрии за десятилетие?

6 хв читання

Cybertruck, Tesla, Ілон Маск, електропікап /коллаж Анастасия Савеленко для Forbes Ukraine

Илон Маск, гендиректор компании Tesla, которая с 2023 года производит электрический пикап Cybertruck. Этот проект миллиардера называют провалом автоиндустрии за десятилетие Фото коллаж Анастасия Савеленко для Forbes Ukraine

Илон Маск запустил продажи электрического пикапа в стиле киберпанка – Cybertruck – в 2023 году с амбицией изменить правила игры на рынке пикапов. Но спрос оказался значительно ниже прогноза. Его производитель – компания Tesla – за год продала 40 000 единиц вместо обещанных 250 000. В чем причина провала?

Подарунок для справжніх лідерок та лідерів

Сертифікат Forbes — 365 днів доступу до якісної аналітики, інсайтів та історій успіху, що змінюють мислення. Купуйте зараз

Илон Маск, миллиардер и гендиректор производителя электромобилей Tesla, с 2013 года мечтал построить электрогрузовик. В результате в 2023 году рынок увидел электрический пикап Cybertruck. Он сразу поляризовал общество и впоследствии оказался коммерческим провалом.

Список провальных проектов в истории автоиндустрии длинный и драматичный. Провалы возглавляют Ford Edsel, взрывоопасный Pinto и неэстетичный кроссовер Pontiac Aztek от General Motors. Даже стильный DMC-12 Джона Делореана из нержавеющей стали – культовый благодаря «Назад в будущее» – стал коммерческим провалом и довел компанию до банкротства.

А теперь к этому списку добавляется любимый проект Маска – Tesla Cybertruck, получивший прозвище «мусоровоз».

С момента запуска Cybertruck прошло чуть больше года, но продажи шеститонного автомобиля, стартующего от $82 000, далеки от прогнозов Маска.

Репутация электропикапа страдает от многочисленных проблем с его качеством – за последние 13 месяцев было восемь отзывов, последний из которых касался отваливающихся кузовных панелей.

Необычный внешний вид сделал Cybertruck объектом шуток комиков. В отличие от предыдущих провальных автомобилей, которые выглядели просто бессмысленно или плохо продавались, грузовик Маска стал мишенью глобальных протестов против Tesla, вызванных политической деятельностью миллиардера, в частности сокращениями рабочих мест из-за его роли в DOGE и поддержкой политики MAGA.

Cybertruck, Tesla, Илон Маск, электропикап /Getty Images

Демонстрант держит табличку в форме Cybertruck во время митинга против генерального директора Tesla Илона Маска, президента США Дональда Трампа и их недавней политики возле Tesla, Оксфорд-стрит, 5 апреля 2025 года в Лондоне, Англия Фото Getty Images

Несостоявшиеся продажи

«Это на уровне с Edsel от Ford», – говорит Эрик Ноубл, президент консалтинговой компании CARLAB и преподаватель ArtCenter College of Design в Пасадене, Калифорния. Главный дизайнер Tesla Франц фон Хольцхаузен, создавший Cybertruck, является выпускником этой знаменитой программы по транспортному дизайну. «Это мощная попытка и мощный промах», – добавляет Эрик.

Если судить только по показателям продаж, Cybertruck Маска действительно демонстрирует еще худшие результаты, чем Edsel – символ коммерческого фиаско. Ford планировал продавать 200 000 авто Edsel в год после запуска в 1958-м, но сумел реализовать лишь 63 000 единиц. В 1959 году продажи обрушились, а в 1960-м бренд закрыли.

Маск прогнозировал, что Cybertruck достигнет 250 000 продаж ежегодно. Однако в 2024-м Tesla продала лишь немногим менее 40 000 единиц в первый полный год продаж. И нет признаков того, что в этом году объемы растут: в январе и феврале наблюдалась негативная динамика, пишет Cox Automotive.

В этом году продажи Tesla стремительно падают. В первом квартале было доставлено 337 000 авто – на 13% меньше, чем в прошлом году, и значительно ниже консенсус-прогноза в 408 000.

Tesla не предоставляет отдельной статистики по Cybertruck – его объединяют в отчетах с Model S и Model X, самым дорогим ее сегментом электрокаров. Но аналитик Бен Калло из американской инвестиционной компании Robert W. Baird&Co. отмечает, что продажи Cybertruck пострадали из-за необходимости устранять проблемы, послужившие основанием для отзыва авто. Tesla не ответила на запрос о комментарии.

Этот спад лишь подчеркивает, что результаты Cybertruck далеки от ярких обещаний Маска.

Tesla Cybertruck /Getty Images

Tesla Cybertruck

Tesla Cybertruck – электрический пикап в стиле киберпанка, выпускаемый компанией Tesla Inc. с 2023 года. Грузоподъемность – около 1,6 т. Производитель заявляет, что в зависимости от модели на одном заряде Cybertruck может проехать от 400 до 800 км. До 100 км/ч версия Cyberbeast разгоняется за 2,8 секунды. Стартовая цена за самую дешевую модель – $60 000. Серийные поставки начались в ноябре 2023 года.

Разрыв с реальностью

«Спрос – за пределами воображения», – заявил Маск во время отчетного звонка в ноябре 2023 года, незадолго до того, как первые электропикапы начали поступать покупателям. «У нас более миллиона человек, которые сделали предзаказ», – говорил он.

Ожидая высоких продаж, Tesla даже переоборудовала Gigafactory в Остине для выпуска до 250 000 Cybertruck ежегодно – вложения, которые вряд ли себя оправдают.

«Они не просто заявили, что хотят продавать много, но и создали соответствующие производственные мощности», – отмечает Гленн Мерсер, руководитель консалтинговой фирмы GM Automotive из Кливленда. Однако предположение о высоком спросе оказалось наивным, и компания не учла проблемы, которые сама и создала. Оказалось, что Cybertruck либо слишком большой, либо не отвечает требованиям безопасности пешеходов в некоторых странах, что делает рост за счет экспорта маловероятным. «Даже Китай, который был огромным рынком для Tesla, – это не вариант, – говорит Мерсер. – Эта модель создана исключительно для американского рынка».

Более 10 лет до того, как Cybertruck пошел в производство, Маск намекал, что Tesla в конце концов создаст электрический пикап. Но когда он впервые представил дизайн, было очевидно: бизнесмен не хотел привычной эстетики или хотя бы попытки сделать что-то вроде традиционного пикапа, как это сделала Rivian со своим R1T.

«Пикапы не менялись 100 лет», – заявил Маск. И Cybertruck «не похож ни на что другое». За несколько недель до этого он хвастался на конференции космических стартапов: «Я вообще не провожу маркетинговых исследований».

Cybertruck, Tesla, Илон Маск, электропикап, Трамп /Getty Images

Президент США Дональд Трамп и генеральный директор Tesla Илон Маск общаются с прессой, стоя у грузовика Tesla Cybertruck у южного портика Белого дома 11 марта 2025 года в Вашингтоне, округ Колумбия Фото Getty Images

Дизайн против здравого смысла

Это могло бы стать лозунгом для этого невероятного пикапа. «Этот провал – провал эмпатии», – считает Эрик Ноубл, эксперт по дизайну и стратегии консалтинговой фирмы CARLAB. Его компания помогает автопроизводителям создавать продукты, основываясь на потребительских исследованиях. «Конфигурация кузова, кабины, характеристики, предназначение – все это не соответствует ожиданиям покупателя пикапа», – добавляет Ноубл.

Особенный вид Cybertruck стал результатом двух факторов, говорит осведомленное с процессом разработки лицо, пожелавшее остаться анонимным. Во-первых, Маск увлекается научной фантастикой. Во-вторых, еще с самого начала решили: авто не должно нуждаться в покраске.

Если бы Tesla не окрашивала пикапы, не нужно было бы строить новую покрасочную линию стоимостью $200 млн – существенная экономия. Также можно было бы избежать проверок со стороны ЕРА относительно вредных выбросов и стоков, которые часто образуются на этих предприятиях.

«Они радовались, что не потратили $200 млн на покрасочный цех, но, вероятно, потратили столько же, пытаясь настроить работу с нержавеющей сталью», – говорит аналитик Гленн Мерсер.

В конце концов Маск выбрал для пикапа экстерьер из нержавеющей стали, такой же выбор сделал Делореан для своего злосчастного спортивного автомобиля в 1980-х. Но поскольку Маск не является инженером-технологом, он, возможно, не в полной мере оценил вызовы, которые создает это по сравнению с алюминием или композитными материалами, рассказывает один из источников. Нержавеющая сталь легко собирает отпечатки пальцев (как на кухонных приборах), сложная в обработке и имеет свойство возвращаться к исходной форме, что и привело к проблемам с панелями Cybertruck.

Getty Images

Cybertruck не требует окрашивания. Tesla, вероятно, сделала такую ​​функцию, чтобы не тратить на новую покрасочную линию $200 млн Фото Getty Images

«Вот где они не учли компромисс, – считает Мерсер. – Вместо расходов на покраску они потратили те же деньги на нержавейку». По его оценкам, разработка Cybertruck вместе с оборудованием на фабрике в Остине обошлась Tesla примерно в $900 млн. И в отличие от Model 3 или Model Y этот пикап не разделяет производственных или конструкторских решений с другими продуктами Tesla.

«Имеет ли Cybertruck какую-нибудь технологию, которую можно масштабировать на другие модели? Нет, – говорит Мерсер. – Могут ли другие модели производиться на этом оборудовании? Тоже нет. Авто из нержавеющей стали без покраски не имеет большого рыночного потенциала».

Плохие знаки были с самого начала. На презентации в ноябре 2019 года, на которую собрались поклонники Tesla в Лос-Анджелесе, демонстрация бронированного стекла, которое должно быть пуленепробиваемым, провалилась. Стальной шарик, брошенный в автомобиль, дважды разбил окно со стороны водителя. «Вот жесть, – буркнул тогда огорченный Маск. – Мы исправим это на постпродакшене».

Сколько на самом деле стоит Tesla

А потом была цена. Маск обещал, что базовая версия Cybertruck с дальностью хода 400 км обойдется в $39 900. Но ошибся почти вдвое.

В настоящее время цена базовой версии Cybertruck составляет $72 490, а с учетом опций – $82 235. Она обещает запас хода до 520 км – если не тягать прицепы и не ехать быстро. Топовая версия Cyberbeast – $105 735 и не подпадает под налоговую скидку в $7500, которую президент США Дональд Трамп пообещал отменить.

Tesla пока не производит обещанную в 2019 году базовую версию Cybertruck. В то же время вторичный рынок стремительно снижает цены: по данным онлайн-издания Jalopnik, подержанный Cybertruck можно найти менее чем за $70 000. Но нужно учитывать риск возможного вандализма в знак протеста. И цена, вероятно, будет падать дальше: по данным фан-сайта Electrek, у Tesla нереализованных Cybertruck на сумму около $200 млн.

В итоге Маск обрек Cybertruck, игнорируя главные причины, почему люди покупают пикапы – чтобы перевозить грузы и уверенно чувствовать себя на бездорожье. Cybertruck не способен ни на первое, ни на второе – об этом пишут в сокрушительных рецензиях, показывают в видео с провалами, а также в сабреддите CyberStuck с более 280 000 подписчиков. Унижение усугубляется новым жанром видео, где Cybertruck вытаскивают из ловушек Ford F-150 или GM Silverado.

«Если Детройтская тройка в чем-то и разбирается, то это полноразмерные пикапы с фанатично преданными клиентами, – говорит Мерсер. – А Маск бросил Cybertruck прямо в пасть самого жесткого сегмента рынка».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Перший випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні