Просто еще один криптокризис. Почему основатель биржи виртуальных предметов DMarket не переживает из-за падения крипты, а его бизнес растет /Фото Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Просто еще один криптокризис. Почему основатель биржи виртуальных предметов DMarket не переживает из-за падения крипты, а его бизнес растет

Владимир Панченко, DMarket. Коллаж: Анна Наконечная Фото Александр Чекменев

Основатель DMarket Владимир Панченко за десять лет уже дважды терял деньги во время кризисов на рынке криптовалют. Нынешняя криптозима его не пугает, а его бизнес по торговле виртуальными предметами в разгар криптокризиса нарастил обороты на 50%. Почему

С декабря криптоиндустрия вошла в пике. Рынок криптовалют упал с $3 трлн до $900 млрд. Работников сокращают даже крупные и прибыльные игроки – Coibase, Gemini, BlockFi, Crypto.com. Владимира Панченко это не пугает – он продолжает увеличивать свой криптопортфель и развивать стартап, который получает 30% выручки от расчетов в криптовалюте. «Я привык, что крипта двигается вверх и вниз, – говорит он. – Чем быстрее пройдем эти циклы, тем быстрее построим здоровый рынок криптовалюты и NFT».

Когда-то Панченко уже потерял на криптовалюте все. Почему он остается оптимистом, когда кризис бурлит не только в мире криптовалют?

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

Как работает команда DMarket во время войны?

В команде DMarket – около 100 человек. Из них 5–10% сейчас в Украине, а 90% – в Черногории, куда мы переехали за месяц до войны. Логика была такова: в случае боевых действий – будем в безопасности, а если войны не будет – организуем там нетворкинг и тимбилдинг.

В первый месяц релокация увеличила бюджет на 20%. Сейчас это дороже, ведь цены на квартиры в Черногории выросли в 3–5 раз. Помимо киевского офиса планируем открыть еще один в Европе – в Лиссабоне, Софии или Барселоне, куда переедут работники из Черногории. Иметь офис в одной из этих локаций – лучше для бизнеса и привлечения инвестиций.

Просто еще один криптокризис. Почему основатель биржи виртуальных предметов DMarket не переживает из-за падения крипты, а его бизнес растет /Фото 1

Команда DMarket

Как война оказала влияние на бизнес маркетплейса?

В первые дни войны мы заблокировали пользователей из Беларуси и России, а это 25% или около $1,5 млн оборотов компании. Спустя месяц мы это компенсировали, потому что увеличилось количество пользователей из Европы и США – теперь США наш крупнейший рынок.

Основная аудитория – мужчины 18–37 лет, которые в среднем тратят на платформе $30 в месяц. В апреле обороты компании выросли на 50% по сравнению с январем, а количество ежемесячных активных пользователей сейчас – 200 000.

За прошлый год оборот DMarket составил около $60 млн. Наш заработок здесь – около 6%.

Капитализация DMarket – минимум $100 млн. В прошлом раунде два года назад нас оценили в $30 млн. Перед войной мы хотели закрыть новый раунд, но приостановили переговоры с инвесторами.

Мы еще не были в такой ситуации – это глобальный финансовый кризис, криптокризис и военный кризис.

Как стартапу сейчас поднять деньги?

Хорошая новость в том, что деньги у фондов есть, однако их будут инвестировать только в лидеров рынка. Инвестиции не будут диверсифицировать как до начала кризиса – будут вкладывать только в лидеров и тех, кто имеет 99% шанс на успех.

Иностранным публичным компаниям сейчас трудно зайти в украинский стартап, потому что если в его офис залетит ракета – инвесторы не смогут объяснить это совету директоров.

Для украинцев есть возможность получить инвестиции по скромной оценке или отдав большую часть компании. Также на рынке много грантов, которых не было до войны.

В целом, deal flow в следующие месяцы будет меньше, но не остановится, потому что некоторые инвесторы найдут выгоду во время кризисов.

Фонды, которые по словам Панченко продолжают активно инвестировать в гейминг и блокчейн

Softbank, Tiger Global Management, Atomico, Bessemer, Galaxy Digital, Animoca Brands, Hashed, Andreessen Horowitz, Coatue, WestCap

Какие ожидания от рынка криптовалюты?

Падение крипты – проблема, но я уже был в этой ситуации несколько раз. Когда-то я держал все свои средства на японской бирже Mt. Gox, а в 2014 году компания объявила о банкротстве и я потерял все. До сих пор жду, пока японский суд вернет мне хотя бы 20%.

Еще одно падение произошло в 2018 году, когда рынок крипты потерял 90% средств и все равно компании, в частности наша, выживали и продолжали строить продукт. Такие вещи на определенный период оттолкнули меня от криптовалюты, но потом мне стало интересно, что будет дальше.

Как падение рынка повлияет на криптовалютные проекты?

Те бизнесы, которые зарабатывали деньги на криптовалюте, продолжат их зарабатывать. За столько лет в этой индустрии я понял, что бизнес очень тяжело убить, если есть пользователи, которым нужно что-то, а ты помогаешь это получить.

Сейчас криптовалюта проходит те циклы, которые обычные денежные институты с фиатными средствами проходили сотки лет. Да, тысячи людей теряют деньги, но в то же время у них вырастет осознание во что и зачем инвестировать. Регулирование рынка также станет лучше.

Чем больше стабильность, защищенность и прозрачность криптовалюты, тем больше будет на рынке денег и проектов. Эту индустрию уже никогда не остановить, даже если сейчас удалить биткоин из мира.

Переживут ли этот кризис NFT?

Да, 100%. NFT становится основой бизнеса в виртуальной реальности, а VR – это уже факт. Там есть бренды и деньги, и их количество только растет.

Какие недостатки этого рынка?

Одна из самых больших проблем – мошенничество. Виртуальные предметы – ликвидный товар: воры в секунду могут купить его с украденной карты, продать на другом маркетплейсе и скрыться.

Нам с самого начала работы важно установить надежную защиту, ведь DMarket – сложный продукт, сочетающий Web 2, Web3 и NFT.

Часть правил команда пишет вручную, анализируя каждый кейс. Также есть алгоритм – предмет моей гордости – который сам пишет правила и сам обновляет их.

Поэтому уровень мошенничества на маркетплейсе – менее 0,1%, что лучше любых стандартов рынка. Каждый пользователь платформы имеет внутренний рейтинг, составленный на основе внутренних и внешних источников. Рейтинг оказывает влияние на то, что пользователь может делать на платформе.

Наш сервис очень привлекателен для мошенников – его атакуют каждый день. Иногда DDoS-атаки достигают 80 Гбит/с. После отключения России от сервиса количество кибератак выросло, но я ожидал худшего.

Каково будущее игровых бизнесов?

Молодая аудитория сейчас болеет за киберспорт больше, чем за NBA. Это сфера, в которую будут вкладывать деньги.

Благодаря киберспорту у игроков больше эмоционального контакта с игрой и персонажами, что на руку DMarket. Еще один тренд – интеграция игр с блокчейном и Web3.

Крупные инвесторы также готовы вкладывать в рынок – Andreessen Horowitz даже запустил фонд на $600 млн, нацеленный исключительно на игровую индустрию, и они не единственные.

Мы работаем в самой горячей и модной индустрии, лидеры которой будут определять будущее.

Материалы по теме