После двухлетнего затишья украинский Reface наконец-то выпустил новый продукт – AI Avatar. В 2020-м AI-стартап уже был звездой AppStore. Помогут обогнать конкурентов сгенерированные фото для соцсетей за $7.
«Мы прекрасно понимаем, что нельзя постоянно быть на волне», – говорил Forbes в 2020-м соучредитель и тогдашний CEO Reface Роман Могильный. Запущенный выпускниками Могилянки AI-стартап тогда купался в расположении инвесторов и искал новые возможности для заработка. Среди пользователей тогдашнего Reface – Илон Маск, Джастин Бибер, Бритни Спирс.
Первый хит Reface – одноименное приложение, заменяющее лицо на фото и GIF-анимациях, – за два года скачало более 250 млн пользователей. В его основе – генеративно-соревновательная нейросеть (GAN). С этого времени нейронные сети, генерирующие изображение, завоевали мир и стали одним из главных технологических трендов 2022 года.
К концу 2022-го Reface выпустил новый инструмент – AI Avatar, делающий тематические фото для соцсетей. Это микс собственных наработок стартапа и сверхпопулярного сервиса с открытым кодом Stable Difusion. В сервис нужно загрузить десяток фото и на выходе получить полсотни сгенерированных изображений. Почему это выглядит как попытка запрыгнуть в последний вагон поезда, который вот-вот отойдет?
Как работает AI Avatar
Об инструментах для генерации картинок команда Reface размышляла полгода, но за реализацию взялась всего полтора месяца назад. Запущенный в середине декабря 2022 года AI Avatar – одна из функций в основном приложения для iOS и Android.
Фишка AI Avatar – гиперреалистичное изображение, говорит глава по продукту Reface Денис Терещенко. Пользователь должен загрузить в сервис десять селфи и выбрать один из нескольких десятков стилей, в котором генерируется изображение. Через час алгоритм выдаст три партии по 16 портретов в образе супермена или Санты с рождественской открытки.
По два-три изображения в каждой партии не валидны – с неправильным цветом глаз, формой лица, носа и т. д. «Но это субъективная история», – говорит Терещенко.
Одна попытка создать набор арт-фото стоит $6,99. Фотографии в зашифрованном виде хранятся в приложении двое суток, а затем удаляются. За каждую новую партию – отдельная плата.
Еще одна особенность – 22 арт-стиля для изображений. «AI Avatar позволяет увидеть себя бэтменом или супергероем, этого у других нет», – говорит Иван Пасечник, глава R&D «Киевстар» и фанат новых технологий. Reface планирует обновлять библиотеку стилей еженедельно. Какие успехи у новинки?
За последние 12 месяцев приложение Reface загрузили 70 млн раз. Долю декабрьских загрузок обновленной версии по AI Avatar стартап не разглашает. До 26 декабря продукт не вышел в лидеры магазинов приложений ни в одной из стран. В украинском AppStore он находится на 44-м месте в разделе «Развлечения».
На ProductHunt новый продукт стартапа получил десятки положительных комментариев, но пока смог подняться лишь на 12-е место в недельном зачете. На третьем месте в списке лучших продуктов месяца – говорящий ИИ-генератор видеоаваторов от израильского стартапа D-ID. В нем скомбинированы возможности Stable Diffusion, текстовой нейросети GPT-3 и разработки самих разработчиков. На что рассчитывают учредители Reface?
Есть ли бизнес на искусственном интеллекте
Нынешний CEO и кофаундер Reface Дмитрий Швец делает ставку на демократизацию работы с генеративными нейросетями. Чтобы работать со сверхпопулярными DALL-E 2 от OpenAI, Midjourney, Stable Diffusion, нужно уметь формулировать так называемые промпты – текстовые задачи для искусственного интеллекта. Пользователям Reface нужно лишь скачать фото и подождать, пока нейросети сделают все сами, уверен Швец.
Так думает не он один, подобных инструментов на рынке хватает. Один из самых громких – Lensa – давний соперник Reface от российского стартапа Prisma Labs. Его в 2016-м запустили выходцы из Mail.ru Group и Яндекса.
ИИ-продукт Lensa – инструмент magic avatars для генерации арт-селфи – появился в конце ноября. Только за первые пять дней декабря он получил 4 млн загрузок и $8 млн выручки от продажи пакетов аватаров за $3–12.
Следом Lensa поймала волну критики из-за опасений безопасности пользовательских данных и эксплуатации работы художников. ИИ компании генерирует «волшебные аватары» на основе работ реальных художников, но не платит им роялти за использование.
Помимо продукта созданной россиянами Prisma Labs, на американском рынке набирают популярность инструменты DrawAnyone, Facetune от израильского разработчика фото- и видеоредакторов Lightricks. Сгенерированные ИИ селфи могут стать новыми фильтрами Snapchat, пишет The Verge. Можно ли на этом заработать?
Reface, который весной 2021-го Forbes оценивал в $20–60 млн, хранит финансовые секреты. Ни выручки, ни текущей оценки Швец не разглашает. За ноябрь 2022 года Reface заработал $1 млн в AppStore и $300 000 в GooglePlay, свидетельствует аналитика SensorTower.
В августе 2020-го цифры были значительно выше – $2 млн и $1 млн соответственно. Но и тогда стартап с 60 сотрудниками на борту работал в ноль и реинвестировал заработки в развитие, уверял Швец. Команда с тех пор увеличилась втрое, а новых инвестиций за последние два года стартап не привлекал.
Главные цифры о Reface
CEO: Дмитрий Швец
Год основания: 2018
Основатели: Роман Могильный, Олесь Петрив, Ярослав Бойко, Денис Дмитренко, Кирилл Сигида, Дмитрий Швец, Иван Алцыбеев
Инвестиции: $5,5 млн
Инвесторы: Adventures Labs, Сергей Токарев (Roosh), Andreessen Horovitz
Штаб-квартира: Киев
Команда: 178 человек. В конце 2021-го стартап сократил 18% штата, в 2022 году компания наняла 35 человек, что в пять раз меньше, чем в прошлом.
Во время полномасштабной войны Reface запустил приложение «Мемомет» для создания проукраинских мемов. Ко Дню Независимости стартап вместе с фандрейзинговой платформой UNITED24 запустил виртуальный Ход Независимости по 16 городам Украины.
Через год эта технология может иметь большое развитие, но сейчас это только результат полугодовой работы, убежден Терещенко. Пока ранние пользователи готовы платить – Пасечник из «Киевстара» выложил $21 за 3 попытки. Региональный директор Startup Grind Олеся Малевана остановилась на двух. «В каждом пакете большое количество сгенерированных изображений, мне этого достаточно», – говорит она.
В среднем пользователи покупают более двух стилей, говорит Терещенко. Но есть риск, что новая игрушка в конце концов наскучит. «Все когда доделают свои аватарки», – признает он.
План Швеца идет дальше генерации художественных аватарок для соцсетей. AI Avatar – промежуточный этап между уже обкатанной заменой лиц face-swap и новым продуктом Reface Metahead. Технологию ИИ-генерации детализированных 3D-объектов из простых двумерных изображений стартап представил в ноябре 2022-го.
Идея в том, чтобы из десятка фото создать трехмерную модель человека, объясняет Швец. Фишка снова в гиперреалистичности. Metahead должен воспроизводить мельчайшие черты, родинки, морщины и т. д.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.