Мир устает донатить Украине, поэтому каждый раз приходится придумывать новые способы оставаться в центре внимания. Для этого запустили государственную фандрейзинговую платформу UNITED24, привлекающую звездных амбассадоров. Как их убеждают присоединяться к инициативе и в какие донаты конвертируется такая поддержка Украины
Голливудский актер и режиссер Лив Шрайбер и футболист Андрей Шевченко впервые записывают общий ролик. Каждый из 24 000 друзей UNITED24 получит благодарственное письмо от президента Зеленского, говорит первый. Или если вам действительно не повезет, подписанную копию одного из ужасных фильмов Шрайбера, шутит Шевченко. Так они, оба амбассадоры UNITED24, призывают подписаться на ежемесячный взнос в $24 на медицинские нужды Украины.
Полномасштабное вторжение повлекло за собой бум благотворительности в Украине – суммы пожертвований украинцев за первые четыре месяца войны выросли в девять раз, говорится в исследовании Zagoriy Foundation. В течение 2022 благотворителями стали 86% жителей Украины. Это на 19% больше, чем в прошлом.
Однако усталость от благотворительности растет и в Украине, и в мире. Донатить стали меньше. Forbes посчитал, что за июнь 20 крупнейших фондов собрали в поддержку Украины 3,1 млрд грн – это самый маленький месячный прирост с начала войны и на 28% меньше, чем в мае. «Большинство людей считают, что они внесли свой вклад, поэтому завести их на новую историю очень тяжело», – говорит соучредитель агентства Gres Todorchuk PR и координатор платформы UNITED24 Ярослава Гресь.
Украине приходится придумывать все новые способы оставаться в фокусе мирового внимания. В бою использовали креатив – Зеленский в виде голограммы выступил на крупнейшей в Европе технологической выставке VivaTech. О войне в Украине говорили звезды, например: певцы Пол Маккартни и Билли Айлиш, миллиардер и основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон, а также актер Шон Пенн.
Новый этап – системная поддержка амбассадорами-звездами. Среди привлеченных UNITED24: голливудский актер Лив Шрайбер, футболист и тренер Андрей Шевченко, теннисистка Элина Свитолина, музыкальная группа Imagine Dragons и креативный директор бренда Balenciaga Демна Гвасалия.
Насколько эффективно звездный фандрейзинг помогает собирать деньги для Украины?
Как устроено сотрудничество с амбассадорами UNITED24
Инициативу UNITED24 запустили в начале мая. Главный амбассадор – президент Владимир Зеленский. «Его пост о запуске платформы собрал более $1 млн», – говорит Гресь. Амбассадоры привлекают деньги для трех направлений: оборона и разминирование, медицинская помощь и восстановление Украины.
Кому предлагают стать амбассадором? Узких критериев нет: это может быть человек из мира кино, музыки или спорта, который поможет удержать внимание к Украине и умеет достучаться к аудитории.
Амбассадоры влияют на активность фандрейзинга в разных странах. «Андрея Шевченко любят в Италии, обожают в Украине и хорошо знают в Англии, – говорит Гресь. – А на Элину Свитолину круто реагируют во Франции». Успех за диверсификацией. В фандрейзинговую платформу планируют привлекать европейских звезд, которые являются большими героями для разных стран.
Из-за направления «Оборона и разминирование» не все знаменитости готовы стать амбассадорами UNITED24. Для международных звезд это сигнал: платформа собирает на армию. Их сложно убедить, что средства собирают на заранее определенное направление, и они не будут использованы иначе.
Как помогают амбассадоры
Краковская арена собрала 14 000 зрителей на матч первой ракетки мира Иги Свентек под патронатом Элины Свитолиной. Перевод за билеты на счета НБУ составил $191 000. Часть этих средств будет направлена на медицинские нужды украинских детей. Еще $100 000 передали частные меценаты Брик и Джек Джонсоны – наследники фармацевтической компании Johnson & Johnson.
Амбассадоры приводят на свое имя совершенно неожиданные взаимодействия, констатирует Гресь. Джонсоны – фанаты тенниса, поэтому благодаря участию звезд узнали о матче. А еще имеют связь с Украиной. Дедушка Брика и Джека вырос в Тернополе и эмигрировал в США после Второй мировой войны. Потому семья Джонсонов решила поддержать украинский народ.
Сколько каждый амбассадор приносит платформе – точно неизвестно. Например, суммарный перевод Шевченко после его благотворительного ужина в Лондоне составил 12 млн грн. Но сколько средств поступило после его постов, сосчитать невозможно. В целом с мая UNITED24 привлекла более $174 млн, $132 млн из которых уже потратили. Первые амбассадоры у проекта появились почти сразу после запуска.
Амбассадоры делают фандрейзинговую платформу видимой. К примеру, Imagine Dragons говорят об Украине в топовых американских изданиях вроде MSNBC. Американский телеканал в июле в обычный день смотрели 765 000 зрителей, а в прайм-тайм – 1,3 млн, свидетельствуют данные Nielsen. Американская группа постоянно поднимает украинский флаг на своих концертах с многотысячной аудиторией. Только в Праге два концерта посетили более 100 000 поклонников.
Среди звездных амбассадоров – креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия, избравший для себя направление «Восстановление Украины». В 12 лет он потерял дом во время грузино-абхазской войны и стал беженцем, поэтому решил помочь украинцам. Его свитшотов с принтом «Слава Украине!» и QR-кодом для фандрейзинга на UNITED24 продали на более чем €1 млн. Финальную сумму собранных средств сообщат в сентябре.
В случае с Balenciaga нет прямой связи с пожертвованием средств для Украины. «Ты становишься частью модного сообщества, но при этом помогаешь Украине, – объясняет Гресь. – В таких форматах мы видим будущее».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.