Украина почти завершила весеннюю посевную кампанию. Впереди жатва и осенняя посевная. Как аграрии обеспечивают себя горючим в условиях острого дефицита и что делают, чтобы предотвратить убытки
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В этом году аграриям пришлось сеять в условиях полномасштабной войны, на полях, которые еще вчера были линией фронта. Чтобы приступить к работам, компания «Агротрейд», принадлежащая Всеволоду Кожемяко, 50, потратила почти месяц на разминирование 10 500 га земли на Черниговщине. Из-за боев обломками снарядов были покрыты почти 15% земельного банка агропроизводителя.
Мины на полях не единственная проблема, с которой столкнулись аграрии этой весной. Со второй половины апреля Украина переживает острый дефицит горючего. До войны она импортировала до 10 млн т бензинов, дизеля и автогаза преимущественно из России, Беларуси и по морю. Это около 70% потребления. В настоящее время эти каналы заблокированы российскими военными кораблями.
Теперь импортные нефтепродукты завозят через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами, что усложняет логистику и приводит к росту цены. «В прошлом году мы покупали дизель примерно по 28 грн за литр, а сейчас цена – 70–75 грн», – говорит Александр Овсяник, директор агропромышленного департамента «Агротрейд».
Для полевых работ агробизнесу нужно много дизеля. Примерно 90 л на 1 га в год, говорит Евгений Дудка, генеральный директор«Волынь Зерно Продукт».
Большинство аграриев были подготовлены к началу посевной, поскольку закупили часть горючего заранее, – говорит исполнительный директор УЗА Сергей Иващенко. Пик потребления дизеля в стране совпадает с месяцами, когда аграрии сеют и убирают. «В апреле, июле, августе и частично в сентябре потребление дизеля может увеличиваться на 50% по сравнению с февралем, когда потребление минимальное», – говорит аналитик консалтинговой компании «Нефтерынок» Александр Сиренко.
Украина почти завершила весеннюю посевную кампанию. По состоянию на 26 мая основными сельхозкультурами засеяно около 90% земель из запланированных на текущий сезон 14,4 млн га, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия. Площадь посевов подсолнечника – 4,27 млн га (87% плана); кукурузы – 4,41 млн га (91% плана); ярового ячменя – 928 400 га (91%); яровой пшеницы – 189 300 га.
Прошли на старых запасах
В ходе посевной не все аграрии ощутили дефицит и рост стоимости горючего. К примеру, «Волынь Зерно Продукт» прошли посевную благодаря собственным запасам горючего и законтрактованным ранее объемам. «Компания UPG обеспечила стабильные поставки», – говорит Дудка.
«Большинство аграриев были подготовлены к началу посевной, поскольку закупили часть горючего заранее», – говорит исполнительный директор УЗА Сергей Иващенко. На старте посевной кампании Минагро оценивало готовность аграриев для проведения полевых работ на уровне 40%.
«Волынь Зерно Продукт» закупает горючее под жатву уже по новым ценам. Оптовые цены, по словам Сиренко, сейчас колеблются в коридоре 60–70 грн в зависимости от региона. «У нас осталось еще горючее с посевной – где-то 30% от потребности, поэтому сделаем микс горючего по старым ценам и горючего по новым ценам, – говорит Дудка. – Это неприятно, но нас не убивает».
«Агротрейду» с поставщиком повезло меньше. Еще до войны компания законтрактовала 1,5 млн л горючего, которое хранилось у трейдера, но так его и не получила. «Нам сказали: извините, 1,5 млн л нет, а есть только 1 млн л, остальное сгорело или украдено», – говорит Овсяник.
Прямой импорт и строительство хранилищ
Компания Овсяника не единственная, не получившая ранее законтрактованное горючее, говорит Сиренко. «Подобного на рынке сейчас много», – отмечает он. По его словам, нестабильная ситуация с поставками мотивирует аграрные компании инвестировать в создание собственных хранилищ горючего, а также покупать бензовозы для импорта горючего напрямую из Европы, а не у украинских трейдеров.
У «Агротрейда» есть возможность хранить у себя всего 30% от требуемого горючего. До конца года компания планирует увеличить на 30% объем хранилищ для хранения горючего и на 50% под хранение удобрений. «Хотим максимально хранить у себя, строить новые резервуары», – говорит Овсяник. До конца года его компании нужно купить еще 1,3 млн л горючего, чтобы собрать поздний урожай и подготовить землю к весне.
Овсяник не исключает, что его компания будет покупать горючее не только у украинских, но и у европейских трейдеров. Компания «Урожай» уже ведет переговоры о закупке нефтепродуктов у иностранных компаний, говорит совладелец компании Владимир Шевченко. «На внутреннем рынке дизель есть, а бензина нет», – говорит Шевченко. До конца года его компании необходимо почти 1 млн л горючего.
Яровая пшеница вместо кукурузы
Для весенней посевной «Урожай» покупал горючее уже по новым ценам, поскольку собственных запасов не хватило, говорит Шевченко. Рост цен на горючее, логистику, удобрения уже привели к увеличению себестоимости продукции его компании на 30%. «В итоге можем получить только убытки», – говорит он.
В зависимости от видов агроработ доля горючего в себестоимости готовой продукции может достигать от 7% до 30%, говорит Шевченко. «Пытаемся оптимизировать расходы, уменьшить количество поездок», – добавляет он.
Чтобы предотвратить ущерб, «Агротрейд» планирует сеять меньше энергозатратных культур и изменить технологию обработки почвы со вспашки на дискование или рыхление. «Это позволит нам сэкономить 5–7 л на гектаре», – говорит он. Наиболее энергозатратная культура – кукуруза, а наименее – яровая пшеница, соя, говорит Овсяник. «Мы уже немного снизили посев кукурузы, в следующем году планируем посеять еще меньше, – говорит он. – Большая часть пойдет под яровую пшеницу».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.