Для Украины стремительно развивающаяся экономика является неотъемлемой составляющей не только будущего общественного соглашения, но и существования. В дискуссиях о возможном пути развития Украины любят приводить примеры Китая или Кореи. Но методы этих стран разобьются об украинские реалии. Как же нам быть? Для начала – признать реальность и повышать экономическую свободу.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В середине июня меня позвали на семинар Аспен Института поговорить об очерках будущего общественного соглашения (интересный вопрос, об этом мы публиковали блестящую статью философа Владимира Ермоленко).
На четвертом часу диалога пришли к консенсусу, что для Украины стремительно развивающаяся экономика является неотъемлемой составляющей не только соглашения, но и существования. Даже при отсутствии гиперагрессивного соседа, с на порядок более мощной экономикой Украина не может еще 30 лет оставаться бедной в окружении развитых и/или богатых соседей. Из страны просто уедет большинство талантливых людей.
Консенсуса в отношении того, «как развивать», не было. Кому-то нравился путь азиатских тигров, кто-то предлагал использовать новые технологии вроде ИИ.
О пути Китая или Кореи интересно читать книги, однако никоим образом к украинским реалиям его не приспособить – у нас просто нет десятков-сотен миллионов человек, чью производительность можно быстро в разы повысить.
Единственный выход – в высвобождении предпринимательской энергии, то есть повышении экономической свободы.
Свобода – это не абстрактная метафора, а набор конкретных показателей: налоги, инвестиции, регулирование цен-тарифов, государственные расходы, трудовые отношения, эффективность правоохранительной и судебной систем. До войны по индексу экономической свободы Украина занимала 130-е место среди 177 стран. В этом году нас не оценивали, но несложно прикинуть, что были бы ближе к 150-й позиции.
Украинцы по умолчанию за любую свободу, пока не узнают, что составляющая соглашения о свободной экономике – ответственность абсолютного большинства граждан за свою жизнь.
Очень упрощенное общественное экономическое соглашение звучит так: государство не мешает бизнесу и гражданам честно зарабатывать, но помогает тем, кому это больше всего нужно.
Сможет ли после войны любая власть не обещать щедрую помощь миллиону ветеранов и 3–4 млн украинцев, лишившихся дома (а есть еще более 15 млн человек, получающих пенсии, соцпомощь, субсидии, и 4–5 млн, работающих на государство)?
Политически и морально – не сможет, а экономически это невозможно совместить с быстрым развитием. Не может самая бедная страна Европы долго делать вид, что она уже Государство всеобщего благосостояния.
Как выйти из тупика украинского договора – без мощной экономики не будет сильной Украины (а может, и вообще страны), но абсолютное большинство населения не готово отказаться от отношений с государством, как будто у нас уже есть мощная экономика?
Для начала – признать реальность.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.