Категория
Лидерство
Дата

Бедные, потому что прикидываемся богатыми. Разбогатеем, когда признаем, что бедные. Слово главреда Forbes Бориса Давиденко в новом выпуске журнала

Для Украины стремительно развивающаяся экономика является неотъемлемой составляющей не только будущего общественного соглашения, но и существования. В дискуссиях о возможном пути развития Украины любят приводить примеры Китая или Кореи. Но методы этих стран разобьются об украинские реалии. Как же нам быть? Для начала – признать реальность и повышать экономическую свободу.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

В середине июня меня позвали на семинар Аспен Института поговорить об очерках будущего общественного соглашения (интересный вопрос, об этом мы публиковали блестящую статью философа Владимира Ермоленко).

На четвертом часу диалога пришли к консенсусу, что для Украины стремительно развивающаяся экономика является неотъемлемой составляющей не только соглашения, но и существования. Даже при отсутствии гиперагрессивного соседа, с на порядок более мощной экономикой Украина не может еще 30 лет оставаться бедной в окружении развитых и/или богатых соседей. Из страны просто уедет большинство талантливых людей.

Консенсуса в отношении того, «как развивать», не было. Кому-то нравился путь азиатских тигров, кто-то предлагал использовать новые технологии вроде ИИ.

О пути Китая или Кореи интересно читать книги, однако никоим образом к украинским реалиям его не приспособить – у нас просто нет десятков-сотен миллионов человек, чью производительность можно быстро в разы повысить.

Единственный выход – в высвобождении предпринимательской энергии, то есть повышении экономической свободы.

Свобода – это не абстрактная метафора, а набор конкретных показателей: налоги, инвестиции, регулирование цен-тарифов, государственные расходы, трудовые отношения, эффективность правоохранительной и судебной систем. До войны по индексу экономической свободы Украина занимала 130-е место среди 177 стран. В этом году нас не оценивали, но несложно прикинуть, что были бы ближе к 150-й позиции.

Украинцы по умолчанию за любую свободу, пока не узнают, что составляющая соглашения о свободной экономике – ответственность абсолютного большинства граждан за свою жизнь.

Очень упрощенное общественное экономическое соглашение звучит так: государство не мешает бизнесу и гражданам честно зарабатывать, но помогает тем, кому это больше всего нужно.

Сможет ли после войны любая власть не обещать щедрую помощь миллиону ветеранов и 3–4 млн украинцев, лишившихся дома (а есть еще более 15 млн человек, получающих пенсии, соцпомощь, субсидии, и 4–5 млн, работающих на государство)?

Политически и морально – не сможет, а экономически это невозможно совместить с быстрым развитием. Не может самая бедная страна Европы долго делать вид, что она уже Государство всеобщего благосостояния.

Как выйти из тупика украинского договора – без мощной экономики не будет сильной Украины (а может, и вообще страны), но абсолютное большинство населения не готово отказаться от отношений с государством, как будто у нас уже есть мощная экономика?

Для начала – признать реальность.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине