«Когда вы спрашиваете творческих людей, как им удалось что-то сделать, они чувствуют небольшую вину, – говорил основатель Apple Стив Джобс, который придавал большое значение творческому подходу. – На самом деле у них получилось не сделать, а увидеть. Через некоторое время это кажется им очевидным»
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
В штаб-квартире Apple Park Джобс создал простор Design Lab, куда даже он не мог зайти без разрешения. Доступ сюда имеют только работники, занимающиеся инновациями. Стратегии по развитию креативности приносят свои плоды. Apple 14 раз удалось возглавить рейтинг наиболее инновационных компаний по версии Boston Consulting Group.
Креативность лежит в основе бизнес-инноваций, а инновации – двигатель развития, убеждены в McKinsey & Company. Что в результате дает компаниям творческий подход? Рост доходов, большую долю рынка и производительных работников говорится в исследовании Forrester Consulting.
Не всегда хорошая идея приходит легко и непринужденно. Но креативный процесс можно настроить и сделать более продуктивным. Как этого добиться? Forbes собрал советы от представителей креативных индустрий.
Создать условия для креатива
Не ждать идеальных условий
«Могу работать в метро или в самолете, подогнув ноги. Главное, чтобы был ноутбук. Это помогает не искать причин, почему я не работаю, и не ждать идеальных условий», – архитектор Слава Балбек.
Найти спокойное и тихое место
«Лучше всего я работаю в покое и сосредоточении. Мне тоже помогает, когда чувствую себя частью чего-то большего. Когда я пишу, должна почувствовать себя немного исполнителем – сразу попытаться сыграть музыкальный текст. Должна представить, как это будет звучать со сцены. Воображение – один из основных инструментов композитора», – композитор Алла Загайкевич.
«Для комфортной работы мне нужны покой и тишина. Лучшие моменты для творчества – когда все размерено и тихо и удается сконцентрироваться на процессе», – шеф-повар Мирали Дилбази.
«Лучшие идеи приходят ко мне в комфорте и концентрации. Ставлю телефон на беззвучный режим. Прокрастинирую, смотрю фильмы, размышляю. Три-четыре дня в таком режиме – идеи приходят. Еще я люблю придумывать истории за рулем автомобиля – это моя форма медитации», – режиссер и драматург Наталья Ворожбит.
Побыть наедине
«Лучшие идеи и песни приходят, когда удается побыть наедине. Не люблю одиночества, но для творчества в небольших дозах это необходимо», – певица Джамала
«Я нахожу энергию в уединении и наблюдении за окружающим миром. Я хотел бы выпить кофе с Сержем Лифарем и Рудольфом Нуриевым. Меня увлекает история их дружбы. Они оба для меня пример людей, которые, несмотря на сложные обстоятельства, реализовали свой потенциал», – дизайнер Руслан Багинский.
«Лучшие идеи и мнения приходят ко мне, когда у меня нет доступа к компьютеру и книгам, например в путешествиях или на отдыхе. И вот тогда главное – вовремя найти клочок бумаги и карандаш, чтобы записать собственные гениальные мысли. Опыт показывает, что одна-две из них действительно могут оказаться не самыми плохими», – историк Сергей Плохий.
Уметь противостоять творческому ступору
Искать параллельные решения
«Противостоять творческому ступору помогает поиск параллельных решений. На объекте мы иногда спрашиваем строителей, как они решили бы ту или иную задачу. Часто они предлагают отличные идеи, до которых мы бы никогда не додумались. Мы практики, но не до самых костей», – Балбек
Найти свой способ поиска инсайтов
«Я написал сценарий, который купила одна из самых больших голливудских киностудий. Но я не верю в учебники по написанию сценариев. Меня поразило интервью одного сценариста массового кино типа «Пиратов Карибского моря». Обдумывая сценарий, он садится в машину и ездит по городу, пока не наступит озарение. Рождение истории – всегда момент озарения», – режиссер Мирослав Слабошпицкий.
Быть внимательным к сновидениям
«Многие важные вещи приходят ко мне из снов. Я очень внимателен к приметам и знакам: они дают мне немало информации. Соединять в искусстве реальное с ирреальным – мой любимый прием», – режиссер Андрей Жолдак.
Проводить время дома
«Съемки – кайфовый период. Затем наступает болезненный поиск нового проекта. Тогда я сижу дома, много читаю, гуляю с собакой. Ищу историю, которая зацепит», – режиссер Вадим Перельман
Не останавливаться
«Иногда работа над рассказом не идет. Есть два решения: звонить по телефону адвокату и просить освободить меня от этого соглашения или биться о стену, даже если биться придется головой. До сих пор ни разу не звонил по телефону адвокату», – режиссер Кшиштоф Занусси.
Относиться к работе как к эксперименту
«Я относился к работе как к эксперименту: «А что будет, если я попробую?» Нашел во Львове старое ателье, где меня научили всем основным техникам производства. Начал производить первые изделия. Много занимался самообразованием. Ни при каких условиях не останавливался», – Багинский.
Научиться новому
«Как я убегаю от рутины? Работаю, пока не уйдет это чувство. Отдыхать или уезжать в отпуск не пробовал – не уверен, что это поможет. Хороший вариант – начать в этот момент активно учиться, чтобы получить новые идеи», – Дилбази.
Найти вдохновение или научиться работать без него
Искать вдохновение в повседневной жизни
«Больше, чем книги и кино, меня вдохновляет жизнь. Все, что «основано на реальных событиях», – Джамала
«Больше всего в жизни меня вдохновляют моменты взаимовлияния идей, людей, разных форм жизни. Например, когда я выхожу на балкон и замечаю, как еще зеленый виноград оплетают уже желтые листья. Или когда курю сигарету, и она медленно становится мной, исчезает во мне. Для меня красота жизни – в самых будничных вещах», – писатель Тарас Прохасько.
Начать работу
«Я не жду вдохновения. От меня зависит работа многих людей. Не могу позволить себе сидеть в ожидании идеи. Я должен включаться и браться за дело. Каждый проект для меня – логическая задача, которую необходимо решить», – Балбек.
«Большинство великих писателей работали как ремесленники: с утра до вечера, в определенное время, с определенной систематичностью. У них было желание поведать историю. Это не вдохновение, а уверенность в том, что рассказ будет интересен. Важны дисциплина и элемент, который появляется у Аврелия Августина, чтобы приблизиться к правде, пишет он, нужно приходить к ней с чистым сердцем. Искусство ориентируется на правду. Ложный рассказ никому не поможет», – Занусси.
«Я написал много сценариев. Писать для меня – физическое упражнение. Я не жду вдохновения. Если за месяц мне нужно написать сценарий на 120 страниц, значит, каждый день я буду писать по четыре страницы. Я иду в кафе, надеваю наушники и пишу, пока не выполню свою «норму». Работать люблю под агрессивное техно и трип-хоп», – Перельман.
Использовать критику и поражение
Воспринимать неудачи как уроки
«Никогда слишком не радуюсь и не огорчаюсь. Победы не считаю победами, на проигрыши смотрю как на уроки. Для меня все происходящее положительно. Это движение вперед», – сказал Балбек.
Не бояться кризисов
Кризисы неизбежны. Главное – не бояться. Или не клевать себя: «Где твой новый хит?». Дать себе время», – Джамала.
«Кризис – это моменты между успехами. Нормальный режиссер всю жизнь страдает. Либо от того, что никак не станет снимать, либо на съемках что-то идет не так. Вы постоянно находитесь под большим давлением. С кризисами я справляюсь просто – работаю. Сейчас у меня семь проектов на разных стадиях», – Слабошпицкий.
Придерживаться эмоциональной середины
«Любую крупнокалиберную мечту должно сопровождать легкое чувство тревожности и страха: «А вдруг не получится?» Это создает необходимое напряжение и энергию. Переживая успехи и поражения, я стараюсь придерживаться эмоциональной середины», – дирижер Кирилл Карабиц.
Критически относиться к одобрению
«Я внимателен к реакции публики. Но к ней нужно подходить критично. Радостно, когда люди аплодируют. Важно понимать, за что. Бывает, людям нравится, но они смотрят поверхностно. Итак, я не добился глубины, которой хотел. Критический взгляд на зрителя и успех важны. Просто наслаждаться аплодисментами опасно», – Занусси.
Использовать свои сильные качества
Идти на компромисс
«Мои сильнейшие качества – стрессоустойчивость и умение идти на компромиссы. Мне все время нужно договариваться с клиентами, что-то отдавать и получать. Важно уметь вести позиционную войну. К примеру, проиграть спальню, но выиграть гостиную», – Балбек.
Любить свое дело
Чему у меня можно научиться? Безумной любви к работе. Это касается не только написания и исполнения песен, но и работы с командой, отношений с коллегами», – Джамала.
Контролировать себя
«Самоконтролю я научился у отца-итальянца. У него был южный, средиземноморский характер. Отец бурно реагировал на вещи и часто проигрывал из-за этого. Я понял, что так поступать не стоит, это не приводит к цели», – Занусси.
Мыслить стратегически
«90% нашего успеха – в проактивности. За последние несколько лет мы сделали, казалось бы, невозможное для украинского бренда. Наши шляпы надели Мадонна, Шэрон Стоун, Рианна и многие мировые звезды. Это не магическое стечение обстоятельств, а результат стратегии. В современном разнообразии брендов привлечь к себе внимание – настоящий челлендж! Мы представлены во всех крупнейших мировых модных маркетплейсах – от Net-A-Porter до Farfetch. Следующий шаг – физическое присутствие в мировых столицах моды», – Багинский.
Быть любознательным
«Я – любознательный ребенок. В знакомом и привычном есть сила тяготения, которая тянет нас обратно. Любознательность помогает ее преодолевать. Я пытаюсь слышать в себе эту музыку даже когда она звучит тихо», – основатель креативного агентства BANDA Павел Вржещ.
Всегда думать, как улучшить продукт
«Я перфекционист и control freak. По-другому, в моей профессии невозможно. Иначе, зачем это все? Я всегда думаю, как докрутить и улучшить. Это моя форма креативности. Помните, у Орвелла у Animal Farm был конь, который говорил: «Я буду работать еще больше»? Это я. Я хочу делать свое дело еще лучше и лучше. Больше снимать. Постоянно прогрессировать. В противном случае включается режим умирания. А хочется, как Клинт Иствуд, зажигать хотя бы до 90», – Слабошпицкий.
Видеть цель
«Я быстро думаю, иду пробоем, у меня отличная интуиция. Интереснее всего эти черты характера работают в комбинации. Когда я приехал в Голливуд, я никого не знал. Но использовал каждый шанс: был настолько пробивным, что мог открыть любую дверь», – Перельман.
Как научиться управлять креативной командой
Не быть эгоистом
«Главное в совместной работе творческих людей – держать под контролем эго. Если есть цель, если цель – красота и мудрость, ради которых нужно пожертвовать эго, я должен быть к этому готов. Умею ли я это делать? Узнаю на Страшном суде. Но я стараюсь, и это важно», – Занусси.
Осознавать свою ответственность
Драматург имеет дело с персонажами в своей голове. Режиссер работает на площадке с реальными людьми. Их следует убедить, что ты знаешь, что делаешь. Даже когда это не так. Здесь важно быть лидером и создавать хорошую атмосферу на площадке», – Ворожбит.
«Я даю свободу тем, с кем работаю, но за конечный результат отвечаю только я», – Джамала.
Создать условия для творчества
«Творчество нельзя включить, как тумблером. Можно создать условия, при которых человек захочет творить. В этом мой подход к управлению креативной командой. Моя миссия – поощрять команду, моя работа – напоминать коллегам: ничего, все бывает, все будет хорошо. Мне интересна эта роль, я люблю общение. Если я не могу помочь в работе над чертежом, то по крайней мере, могу создать соответствующую атмосферу», – Балбек.
«Однажды в магазине Goodwine Володи Шаповалова было что-то не так, и он начал искать ответственного. И увидел испуганные глаза сотрудницы. Тогда он пообещал делать все, чтобы члены команды, увидев его, радовались, а не боялись. Я теперь каждый день учусь быть тем, чье появление радует, а не пугает», – Вржещ.
Уметь находить нужных людей
«Кино – командная игра. Я не могу, как художник, сидеть дома, пить вино и рисовать. В кино мой «карандаш» весит 10 т. Чтобы его поднять, нужна большая команда. Моя работа – координировать действия этих людей. Иногда они мешают мне или друг другу. А я от них завишу. Когда я кричу: «Левее!», какой-нибудь идиот обязательно потянет вправо. А еще есть бюджет, сроки, погода. Ради результата приходится быть жестким. Балансировать в этих условиях между креативом и рутиной ужасно сложно. Мой рецепт – работать с такими же перфекционистами. Тогда не удастся ни схалтурить, ни пойти на компромисс с качеством» – Перельман
Развивать навык креативности
«Мы решили развивать навык креативности. Раз в месяц каждый повар создает новое блюдо на основе конкретного продукта и будет предлагать его команде на дегустацию. Что ввести в меню, а что нет – будем решать коллективно», – Дилбази.
Прислушаться к хорошим советам
Принимать людей такими, какие они есть
«Лучший совет в моей жизни дал мне художественный руководитель Театра.doc Елена Гремина. Он заключался в том, чтобы учиться великодушию. Что это значит? Не размениваться по пустякам, принимать людей, какими они есть, становиться выше бытовых распрей и ссор», – Ворожбит.
Иметь план «Б»
«В моей работе огромное напряжение и сильные эмоции. Однажды мне дали мудрый совет: чтобы не впасть в депрессию, нужно готовить вторую и третью линию обороны. Всегда должен быть запасной план, другие рассказы. Возможно, менее ценные, чем основной. Но важно, чтобы они были», – Занусси.
Доверять себе
«Лучший совет в моей жизни дал мне мой педагог. Я стремилась к развитию, но была растеряна: учиться той музыке, которой я хотела заниматься, в Украине негде было. Учитель посоветовал: «Учись у самой себя». С тех пор я начала прислушиваться к своему ощущению музыки, доверять собственному мнению», – Загайкевич.
«Когда-то, находясь в Канаде, я заинтересовался конкурсом на вакансию историка в Гарварде. Я должен был прочитать там лекцию, от которой зависело, получу ли должность. Попросил совета у коллег из Альберты. Один из них сказал: «Выслушай всех, но делай по-своему. Оставайся верным своим принципам». Это был лучший совет, а я до сих пор работаю в Гарварде», – Плохий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.